Файл: Методическое пособие по дисциплиинам Энергоэффективность предприятий и организаций иЭкономика и управление энергопотреблением.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образцы тестов
Выбрать ОДИН правильный ответ:
1. В силовых процессах «полезная энергия» определяется по:
А) световому потоку ламп;
В) количеству теплоты, полученной потребителями или пользователями;
С) рабочему моменту на валу двигателя, расходу энергии, необходимой в соответствии с теоретическим расчетом проведения заданных усилий;
D) расходу энергии, необходимой для проведения заданных условий;
Е) теоретическому расходу энергии на нагрев, кипение, плавку, испарение материала и проведение эндотермических реакций.
2. К общим закономерностям энергосбережения относятся:
А) энергосбережение и экономичность при создании систем транспортировки, ремонтопригодность конструкции, позволяющая быстро обнаружить и устранить неполадки и отказы в надежной работе;
В) эффективная теплоизоляция канала, надежно и долговечно работающая при условиях эксплуатации;
С) малое гидравлическое сопротивление канала, по которому проходит транспортировка теплоносителя, что обеспечивает малую мощность, затрачиваемую на прокачку теплоносителя;
D) герметичность систем транспортировки, что обеспечивает энергосбережение на воспроизводство теплоносителя;
Е) все перечисленное.
3. С уменьшением нагрузки ниже номинальной температура уходящих газов:
А) уменьшается;
В) увеличивается;
С) уменьшается, а затем резко увеличивается;
D) увеличивается, а затем резко уменьшается;
Е) остается неизменной.
4. Энергетическая цепочка – это:
А) поток энергии от добычи (производства) первичного энергоресурса до конечного использования энергии;
B) движение энергоресурсов в энергохозяйстве в направлении от источников к потребляемой энергии;
C) запас энергии, необходимые для реализации мер по экономии единицы энергии в год без нежелательного изменения количества или качества выпускаемой продукции;
D) количество энергии, которая была потреблена при производстве продукции или выполнении работы;
E) количество энергии, сохраненная при производстве продукции или выполнении работы.
5. Спрос на услуги, которые представляет энергетика – это:
А) отопление, охлаждение, освещение, бытовые приборы, транспорт;
B) отопление, освещение, горячее водоснабжение;
C) отопление, горячее водоснабжение, вентиляция;
D) бытовые приборы, отопление, освещение, транспорт;
E) отопление, охлаждение, горячее водоснабжение, вентиляция, освещение, бытовые приборы, транспорт.
Заполнить пропуски:
-
С использованием какого соотношения производится расчет технологической цеховой нормы расхода топливно-энергетических ресурсов (дайте определение)?______________ -
С использованием какого соотношения производится расчет технологической заводской (общепроизводственной) нормы расхода топливно-энергетических ресурсов (дайте определение)?________________________________________________________________ -
Как работает ядерный реактор? Какие процессы в нем реализуются?_________________ -
В чем состоит системный подход к энергетическому аудиту?________________________ -
Каким образом можно рассчитать эффект от реализации организационно-технических мероприятий (ОТМ): Экономия энергоресурсов от внедрения ОТМ в производстве конкретного продукта, в котором отсутствуют структурные группы?_______________
Шкала и критерии оценки текущего тестирования
Число правильных ответов | Оценка |
90-100% правильных ответов | Оценка «отлично» |
70-89% правильных ответов | Оценка «хорошо» |
51-69% правильных ответов | Оценка «удовлетворительно» |
Менее 50% правильных ответов | Оценка «неудовлетворительно» |
Темы докладов и рефератов
-
Альтернативная энергетика. -
Обзор политики России в области энергоэффективности. -
Политика РФ в области возобновляемых источников энергии. -
Обеспечение энергоэффективности: развитие энергетической политики, задачи и возможности. -
Энергосбережение как важнейшее направление экономической и экологической политики РФ. -
Обзор политики и программ в области энергоэффективности на примере одной из стран ЕС. -
Обзор политики и программ в области энергоэффективности на примере США. -
Обзор политики и программ в области энергоэффективности на примере Японии. -
Опыт стран Европы и Азии в энергосбережении. -
Комплексный подход при разработке программ энергосбережения. -
Энергосбережение как энергетический ресурс. -
Домашняя энергетика. -
Домашний энергоаудит. -
Возобновляемая энергетика – основа устойчивого развития. -
Энергосбережение в системе ЖКХ. -
Методические особенности оценки экономической эффективности энергосберегающих мероприятий. -
Внедрение технологии использования биологического топлива в энергетике: отечественный и зарубежный опыт. -
Топливно-энергетический комплекс РФ. -
О роли энергетических компаний в энергосбережении. -
Проблемы регионального энергообеспечения и энергосбережения.
Понимание реферата как целостного авторского текста определяют следующие критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению. Рассмотрим каждый из критериев подробнее.
Новизна текста:
-
актуальность темы исследования; -
новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); -
умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; -
явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; -
стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
-
соответствие плана теме реферата; -
соответствие содержания теме и плану реферата; -
полнота и глубина знаний по теме; -
обоснованность способов и методов работы с материалом; -
умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников:
оценка использованной литературы - привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению:
-
насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; -
оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; -
соблюдение требований к объёму реферата.
Шкала и критерии оценки реферата (эссе, доклада)
Оценка | Критерии | Баллы |
Оценка 5 («отлично») | Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | 90-100 баллов |
Оценка 4 («хорошо») | Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | 70-89 баллов |
Оценка 3 («удовлетворительно») | Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | 50-69 баллов |
Оценка 2 («неудовлетворительно») | Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. | Менее 50 баллов |
Вопросы для лекций и практических занятий, а также вспомогательные материалы
Тема 1 Введение в дисциплину «Экономика и управление энергопотреблением».
Лекция 1. (2/ час). Объект и предмет дисциплины. Роль и место дисциплины в образовательной траектории обучающихся по ОПОП ВО. Понятие и отличительные признаки энергетических производств. Особенности хозяйственной деятельности энергетических производств.
Тема 2. Энергия и ее роль в жизни человека и общества. Энергетические ресурсы.
Лекция 2. (2/ час). Понятие энергии. Энергия в природе, обществе, на производстве. Энергетические ресурсы, их виды, темпы и закономерности потребления.
Практическая работа №1, №2. (4/ час) Организация оценки и реализации потенциала энергосбережения на предприятиях Самарской области.
Вспомогательные материалы:
Владимир Цыба (ВШЭ): "Новая парадигма энергетики"
https://www.youtube.com/watch?v=CbtKgylBSkg&list=PL-U1Z5tJ1i-bviRe2wovD7xHVopTWnvrv&index=214&t=0s
Тема 3. Развитие мировой энергетики.
Лекция 3. (2/ час). Традиционная и нетрадиционная энергетика. Перспективы развития мировой энергетики Энергопотребление в РФ и в мире. Динамика цен на энергоносители. Охрана окружающей среды.
Практическая работа №3, №4. (4/ час) Проблемы использования энергии и экономии энергоресурсов в контексте экологии.
Практическая работа №5, №6. (4/ час) Домашний энергоаудит. Расчет срока окупаемости проектов по снижению энергозатрат.
Вспомогательные материалы:
Пузанова Т.А. (МГУ):» Экологические проблемы мегаполисов: кто виноват и что делать?»
http://media.msu.ru/?p=16699
Документальный фильм «Под властью мусора»
https://russia.tv/brand/show/brand_id/49083/
Тема 4. Экономика энергетики и энергосбережения
Лекция 4. (2/ час). Надежность в энергетике. Качество электроэнергии. Производительность труда и себестоимость в энергетике. Инвестиционная политика в энергетике.
Практическая работа №7, №8, №9. (6/ час). Особенности налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности энергетических производств. Расчет рентабельности проектов по снижению энергозатрат. Проекты энергосбережения в быту.
Тема 5. Эффективность энергопотребления.
Лекция 5. (2/ час). Источник энергии в ее экономии. Основные резервы и принципы энергосбережения.
Практическая работа №10, №11. (4/ час). Сравнительная экономическая эффективность вариантов капиталовложений в энергосбережение. Проекты по экономии электороэнергии.
Тема 6. Научные основы энергоэффективного производства.
Лекция 6. (2/ час). Энергетические законы. Научное обоснование энергосбережения. Потенциал энергосбережения. Энергобаланс предприятия. Формы учета энергии. Энергетический аудит. Энергетический паспорт объекта.
Практическая работа №12, №13, №14. (6/ час). Анализ и содержательная интерпретация экономической, бухгалтерской и иной информации отчетности энергетических производств. Система энергоэкономических показателей. Проекты по экономии водных ресурсов.
Тема 7. Правовая база энергосбережения. Энергетический менеджмент.
Лекция 7, 8. (4/ час). Нормативно правовая база энергосбережения в РФ. Основы нормирования расходов энергетических ресурсов на предприятии. Классификация норм расхода энергии и их разработка. Экономическая и тарифная политика в энергетике. Оптовый и розничный рынок электроэнергии России. Понятие энергетического менеджмента.
Практическая работа №15, №16. (4/ час). Разработка и экономическое обоснование проектов решений в области управления хозяйственной деятельностью энергетических производств. Расчет энергетических затрат методом мин-макс.
Тема 8. Основные направления и перспективы энергообеспечения и энергосбережения: в промышленности, АПК, ЖКХ и в быту.
Лекция 9. (2/ час). Основные направления энергосбережения: в промышленности, АПК, ЖКХ. Экономия энергии в быту. Мировой опыт энергосбережения. Опыт энергосберегающей политики в США, Японии, Западной Европе.
Практическая работа №17, №18. (4/ час). Сравнительный анализ стоимости тепла, полученного разными источниками энергии. Результаты и выводы проектов энергосбережения в быту.
Критерии оценки работы на практическом занятии
Критерии | Максимальное количество баллов за занятие/ за задание |
Устный опрос, коллоквиум | |
Основные теоретические положения по вопросу раскрыты. Имеются элементы обоснования выводов. Имеются элементы систематизации информации, факты применения профессиональной терминологии. Очевидно использование источников рекомендованной литературы. Продемонстрирована культура речи. | 5 баллов |
Учебное издание |
Балыкова Людмила Николаевна |
Экономика и управление энергопотреблением. |
Учебно-методическое пособие |
Корректор Петрова И.Н. |
Подписано к печати 21.09.2020. Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Печать ризограф. Тираж 50 экз. |
АНО ВО Университет «МИР» 443030, Самара, ул.Аксакова,21 |