Файл: 1. Общая географическая характеристика Северного морского пути Понятие, структура, география Северного морского пути.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая географическая характеристика Северного морского пути….5

1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути……....…5

1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути……………………………………………………………………..9

Россия – крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером.

1. Общая географическая характеристика Северного морского пути

1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути

Географическое положение бассейна Северного Ледовитого океана в значительной мере определяет температурный режим этого региона4.

Еще более суровый климат в районе моря Лаптевых. В северной части моря средняя температура воздуха в июле +1 градус, в январе от -31 до -34 градусов. Ветры преимущественно слабые.

Ветры почти над всем побережьем, вдоль которого пролегает СМП, преобладают южные и юго-западные – зимний муссон.

1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути

Особенности плавания

Острова и проливы

Глубины, рельеф дна и грунт

Реки

Особые физико-географические явления

Средства навигационного оборудования

Режим плавания

Навигационная информация

Подведя итоги работы, обобщив знания, полученные в ходе исследования Северного морского пути, можно сделать следующие выводы.

Северный морской путь – единственная судоходная магистраль, соединяющая в транспортную систему моря Северного Ледовитого океана, реки Сибири, позволяющая связать восточную и западную часть России.

Северный морской путь – это выгоднейший маршрут для транспортных перевозок из Европы в Азию.

Территория, которую связывает СМП, территория, вдоль которой проходит СМП, моря, по которым проходит СМП богаты разнообразными ресурсами: нефтью, газом, рудой, рыбой.

Большое значение СМП имеет также в обеспечении военной безопасности страны.

В процессе анализа литературы было определено, что для полноценного функционирования СМП необходимы:

– снижение транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков;

– разработка проекта технико-экономического развития и поддержка деятельности СМП;

– улучшение информационного обеспечения функционирования СМП.

8. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. – М.: Просвещение, 2002

9. Каневский З. Загадки и трагедии Арктики. – М.: Знание 1991

10. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. – М.: Просвещение, 1995

13. Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. – М.: Наука, 1980



2.2. Современный этап развития и освоения Северного морского пути

Россия сегодня продолжает освоение и использование СМП. Основными пользователями СМП в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка.

По данным исполнительного директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути (и бывшего начальника Администрации Северного морского пути) В. Михайличенко, по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5-6 раз с 6-8 миллионов тонн грузов в год.

Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток может увеличиться с 2012 до 2019 в десять раз, а в перспективе – в двадцать, до 50 миллионов тонн в год. Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться:

1. Лицензиаты уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля, в случае экспорта в страны Юго-Восточной Азии.

2. Экспортёры СПГ с п-ва Ямал. Добывать газ планируется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, на разработку которого выдана лицензия компании ОАО «Ямал СПГ».

Государство берет обязательства обустроить порт Сабетта и построить танкерный флот ледового класса. Это поможет Газпрому начать разработку нефтяных залежей Западно-Тамбейского месторождения.

В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).

В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).

В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов). В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз «Ob River» перевёз 134 500 м
3 газа из Норвегии в Японию.

Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:

– экономия на топливе;

– уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;

– отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу), правда, платится ледокольный сбор;

– отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);

– отсутствует риск нападения пиратов.

С 2006 года компания ОАО «ГМК Норильский никель» осуществляет регулярные круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения услуг по ледокольной проводки. Флот ОАО «ГМК Норильский никель» состоит из 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъёмностью порядка 15 000 тонн и 1 универсального танкера «Енисей» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн. Технические возможности данных судов позволяют преодолевать льды Северного ледовитого океана без ледокольного сопровождения практически круглогодично. Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в объёме до 1,5 млн. тонн ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского промышленного района.

В 2010 году впервые в истории компании и морского судоходства по СМП был совершен экспортный рейс на судне «Мончегорск» по маршруту Мурманск – Дудинка – Пусан (Южная Корея) – Шанхай (КНР) без ледокольной проводки. В 2011 году аналогичный рейс был совершен на судне «Заполярный».

В 2012 году принят федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», которым предусмотрен ряд мер по развитию СМП, в том числе создание администрации Северного морского пути в форме федерального государственного казенного учреждения.

Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути» создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 358-р на основании пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» для осуществления организации плавания судов в акватории Северного морского пути. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.


Заключение

Подведя итоги работы, обобщив знания, полученные в ходе исследования Северного морского пути, можно сделать следующие выводы.

Северный морской путь – единственная судоходная магистраль, соединяющая в транспортную систему моря Северного Ледовитого океана, реки Сибири, позволяющая связать восточную и западную часть России.

Северный морской путь – это выгоднейший маршрут для транспортных перевозок из Европы в Азию.

Территория, которую связывает СМП, территория, вдоль которой проходит СМП, моря, по которым проходит СМП богаты разнообразными ресурсами: нефтью, газом, рудой, рыбой.

Большое значение СМП имеет также в обеспечении военной безопасности страны.

В процессе анализа литературы было определено, что для полноценного функционирования СМП необходимы:

– разработка законов, защищающих интересы российских промышленности и флота, и протекционистская политика относительно российских судоходных компаний и промышленных предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в северных регионах России;

– снижение транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков;

– научная проработка вопросов инвестирования, тарифной политики, оплаты услуг, представляемых при плавании по трассам СМП, налоговой, таможенной и кредитной политики на СМП и совершенствование всей системы управления;

разработка проекта технико-экономического развития и поддержка деятельности СМП;

– улучшение информационного обеспечения функционирования СМП.


Список используемой литературы

1. Арикайнен А.И.  Судоходство во льдах Арктики. – М.: Транспорт, 1990

2. Арутюнов С.А.  У берегов ледовитого океана. – М.: Русский язык, 1984


3. Белов М.И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963

4. Берлянт А.М., Дронов В.П., Душина И.В. и др. География (справочные материалы). – М.: Просвещение, 1988

5. Визе В.Ю. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М.-Л., 1956-59

6. Воскобойников В.М. Зов Арктики. Героическая хроника. М.: Молодая гвардия, 1975

7. География России: В двух книгах. Учебник для 8 - 9 классов / Под ред. А.И. Алексеева. Книга I. Природа и население. – М.: Экопрос, 1999

8. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. – М.: Просвещение, 2002

9. Каневский З. Загадки и трагедии Арктики. – М.: Знание 1991

10. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. – М.: Просвещение, 1995


11. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982-1986

12. Папанин И.Д. Лед и пламень. М., Политиздат, 1978

13. Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. – М.: Наука, 1980


14. Развитие Северного морского пути (вып.2). – М.: СОПС, 2000

15. Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. – М., 2003

1 Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. - М.: Просвещение, 2002

2 Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. - М., 2003


3 Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. - М.: Просвещение, 2002

4 География России: В двух книгах. Учебник для 8 - 9 классов / Под ред. А.И. Алексеева. Книга I. Природа и население. - М.: Экопрос, 1999

5 Берлянт А.М., Дронов В.П., Душина И.В. и др. География (справочные материалы). - М.: Просвещение, 1988


6 Визе В.Ю. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М.-Л., 1956-59

7 Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982-1986

8 Воскобойников В.М. Зов Арктики. Героическая хроника. М.: Молодая гвардия, 1975

9 Белов М.И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963

10 Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982-1986

11 Белов М.И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963

12 Папанин И.Д. Лед и пламень. М., Политиздат, 1978