Файл: Билет вопрос Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики Субъект специальной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазона восприятия различных раздражений, нечёткость дифференцировок, их вялость, малая активность.

Нарушения психической деятельности составляют основу дефекта

Процесс восприятия мира малоактивен.

Особенности памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.

Недоразвитие словесно-логического мышления.

Нарушения волевой сферы – преобладание движений и действий непроизвольного характера.

Расстройства эмоциональной сферы, в случаях тяжёлого поражения ЦНС чувства однообразны, неустойчивы.

Расстройства речи – речевая система формируется с задержкой, словарь накапливается медленно, нарушена структура слова, грамматический строй, ослаблен контроль за собственной речью.

 

Среди учащихся вспомогательной школы встречаются дети с более редкими формами олигофрении:

- олигофрения при аномалиях половых хромосом;

- олигофрения при синдроме Клайнфельтера;

- олигофрения при полисомии половых хромосом;

- олигофрения при синдроме Шершевского-Тернера;

- олигофрения, осложнённая гидроцефалией;

- олигофрения при врождённом сифилисе;

- умственная отсталость при фенилкетонурии,

а также дети с деменцией - стойким снижением познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубление эмоционально-волевой сферы, которое возникает в детском возрасте в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), травмах мозга.

Билет 21

Вопрос 1

Сущность принципа развития мышления языка и коммуникации как средства специального образования
Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметным и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, формирования речевого поведения, освоения коммуникативных умений.

Традиционное обучение в массовых образовательных учреждениях адресовано детям с развитой словесной речью. Обычный ребенок приходит в школу уже обладая системой житейских понятий, во взаимодействии с которой постепенно формируются научные понятия, развивается словесно-логическое мышление. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи регулируется поведение. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться.


Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. Это необходимое условие реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями.

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
Определяющая роль деятельности в становлении и развитии личности общеизвестна. Деятельностный принцип в специальной педагогике опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

Принцип необходимости специального педагогического руководства
Вопрос 2

Система социальной и коррекционно-педагогической помощи при олигофрении в степени имбецильности
Особую категорию умственно отсталых детей представляют глубоко отсталые дети- имбецилы. Это инвалиды, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако, при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Начинать коррекционную работу с такими детьми надо как можно раньше, проводить регулярно, а не эпизодически. Только в этом случае можно добиться определенных положительных результатов.

На начальных этапах работы по преодолению недостатков в развитии. Для всех глубоко отсталых детей характерны помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание детей - имбецилов слабо и малоустойчиво. Удерживать его удается только с помощью сильных раздражителей. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне. Чтобы ребенок — имбецил воспроизвел какой- либо материал, требуется большое количество упражнений, повторений. Для мышления характерны узкая конкретность и чрезвычайная — затрудненность обобщений. В тесной связи с грубыми нарушениями мышления у детей- имбецилов находится глубокое недоразвитие речи. Дети плохо понимают чужую речь, улавливают лишь тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные слова, связанные с личным опытом.



Моторика этих детей так же имеет свои особенности. Координация, темп и точность произвольных движений у них нарушены. Действия замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, прыгают. Особенно плохо развиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: трудности в застегивании, шнуровке завязывании. Эмоции детей- имбецилов относительно сохранны.

Учитывая все выше описанные особенности детей-имбецилов остановлюсь на важнейших принципах проведения коррекционной работы.

Главное в работе с детьми- имбецилами- практическая направленность всех занятий. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлимо и бесполезно. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Взрослый показывает им приемы выполнения задания, затем сопряженно с ребенком многократно повторяет действия, в результате чего у детей вырабатываются несложные умения и навыки. Как показывает опыт, только в процессе проведения практических занятий можно развивать у глубоко отстальных детей речь, корректировать недостатки их мышления, формировать положительные эмоционально-волевые качества. Прежде всего, учитывая беспомощность детей в быту, их необходимо обучать навыкам самообслуживания: еде, умыванию, одеванию и раздеванию, а так же элементарным навыкам хозяйственно-бытового труда.


Билет 24

Вопрос 1

Детская органическая деменция и её формы

При различных поражениях головного мозга может возникнуть острое психическое нарушение, которое называется деменцией. Есть и другие толкования этого слова, например, «слабоумие», или прогрессирующий распад сложившегося интеллекта, то есть это не совсем строгий термин.

У детей выделяют:

  1. резидуально-органическую деменцию,

  2. прогрессирующую деменцию,

Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.

Прогрессирующая деменция у детей считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и
заболеваний ЦНС, а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.

Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.

Симптомы деменции у детей проявляются довольно рано, а основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Намного реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Диагностируя деменцию у детей, врачи берут во внимание стадию олигофрении и тяжесть заболевания. Диагностика проводится с помощью тестов и непрерывного врачебного наблюдения, однако применяются и такие лабораторные исследования, как резонансное сканирование головного мозга и томография.

Вопрос 2 билет 24

Задачи и содержание трудового обучения в С(КОУ) 8 вида

Решая важнейшие задачи реабилитации детей с ОВЗ, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в школе VIII вида и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Не менее важная задача профессионально-трудового обучения заключается в формировании профессиональных умений и навыков. Овладение умениями и навыками у учащихся с ОВЗ формируется постепенно, в процессе многократных упражнений на протяжении всего процесса обучения.

Трудовая практика играет значительную роль в социализации детей данной категории. Основной задачей летней трудовой практики является закрепление и совершенствование общетрудовых умений и навыков, необходимых при выполнении практических работ, а также:

  • формирование у детей умений и навыков самостоятельного выполнения разнообразных работ;

  • воспитание положительной мотивации к труду и интереса к выбранной профессии;

  • воспитание умения принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда;

  • формирование умения работать в трудовом коллективе;

  • формирование таких сторон характера, как коммуникабельность, чувство взаимопомощи, товарищество, взаимоответственность;

  • формирование у учащихся свойств личности, необходимых в самостоятельной трудовой деятельности: предприимчивости, ответственности, деловитости, честности и других;

  • развитие коммуникативных навыков, т.е. умения устанавливать контакт, создавать ситуацию сотрудничества, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении;


воспитание культуры труда