Файл: Билет вопрос Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики Субъект специальной педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При дифференцировании с шизофренией или эпилепсией, развившихся в раннем возрасте, кроме данных анамнеза, также помогает появление симптоматики, свойственной этим болезням.
Билет 15
Вопрос 1
Особенности психического развития у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью
Этиология — это причины возникновения болезней Патогенез — механизм зарождения и развития болезни
К пограничной интеллектуальной недостаточности относятся различные по этиологии, патогенезу и клиническим особенностям состояния легкой умственной недостаточности, занимающие промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой (коэффициент интеллектуальности составляет 70—90 баллов
У детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью нарушены функции внимания, особенно при наличии астенического или церебрастенического синдромов. Внимание их отличается повышенной истощаемостью, отвлекаемостью, сужением объема. Причем у некоторых детей в большей степени страдает так называемое непосредственное (натуральное) внимание, у других же — произвольное (культуральное).
Для детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью нехарактерны грубые нарушения памяти; у них чаще страдают те ее механизмы, которые требуют мобилизации внимания. Однако у ряда детей отмечается и более значительное снижение оперативной памяти, опосредованного запоминания, информационной нагружаемости, воспроизведения информации. У детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью мотив запоминания в основном игровой, в то время как у нормально развивающихся — учебный.
Неоднозначны у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью и изменения мышления: одни могут мыслить отвлеченными и обобщенными категориями, другие же не обладают такими способностями. Однако с возрастом у детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью развиваются способности целенаправленно мыслить, решать задачи по аналогии, образовывать родовые названия и т. д. В целом у детей с данной патологией более высокий уровень способности к практическому решению вопроса и низкий словесно-логический.
Большинство детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью страдают теми или иными нарушениями речи. У них отмечается позднее становление внутренней речи. Они реже употребляют предлоги, деепричастия, прилагательные, но чаще, чем
здоровые и страдающие олигофренией, употребляют неологизмы. В речи детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. У некоторых из них запаздывает период проявления первых слогов или даже фраз, период вопросов. Для 90 % детей характерен бедный словарный запас; они испытывают трудности при речевом оформлении своих решений и действий. Ответы на вопросы у них импульсивны, без предварительного обдумывания.
Ролевые и сюжетные игры детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью просты и не выходят за рамки бытовых тем. В игре они не имеют статус лидера, охотнее играют с младшими детьми, причем проявляют излишнюю подвижность, вносят в игру дезорганизованность.
Вопрос 2 билет15
Приобретенные формы олигофрении и их причины
олигофрения —малоумие, — Причины олигофрении
Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:
Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие метаболические заболевания.
Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.
Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.
Степени олигофрении
В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:
Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.
Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.
Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.
Билет 18
Вопрос 1
Особенности психического развития у детей с нарушениями в речевом развитии
-фонетико-фонетическая недоразвитие
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом
Помимо нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:
— внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
— объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
— поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
— могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
— возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
— в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними, целесообразно:
— осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;
— обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;
— чередовать различные виды деятельности;
— включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.
Вопрос2 билет 18
Основной контингент учащихся специальной коррекционной школы VIII вида составляют дети с лёгкой степенью умственной отсталости – дебильностью.
При лёгких формах олигофрении у детей отмечается:
Физическое состояние заметных изменений не отмечается.
Признаки физического недоразвития - при тяжёлых поражениях мозга.
Грубых локальных неврологических симптомов не встречается.
Двигательные нарушения – в виде нерезко выраженных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости, выразительности движений.
Наблюдается задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения.