Файл: Билет вопрос Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики Субъект специальной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос 2 билет 28Роль французской психиатрической школы в становлении олигофренопедагогики

Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начала 19 в. Ж. Итаром. В середине 19 в. франц. врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медикопедагогической системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со 2-й пол. 19 в. в связи с развитием всеобщего нач. обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей, для них начинают создаваться спец. классы и школы во мн. странах. Большая роль в развитии О. за рубежом принадлежит О. Декроли и Ж. Демору (Бельгия), Б. Меннелю и А. Фуксу (Германия), А. Бит, Ж. Филиппу и П. Бон-куру (Франция). Эти учёные видели в спец. обучении важнейший источник воздействия на материальную основу аномалии и активно выступали за развитие и усиление вспомогательного обучения, за организацию и метод, укрепление спец. школы.

Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил известный французский психиатр Жан Итар (1775-1838), который с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение), попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей - развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.

В связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяется психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми. В первой четверти XX в. французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Они разделяли таких детей на две группы: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможнабез опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников. Эти дети не считаются психически ненормальными, они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.

Французский психолог
Альфред Бине (1857-1911) и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. В дальнейшем, совершенствуя метод тестов, они пытались соотнести умственное развитие аномального ребенка с уровнем развития нормального, но более младшего возраста. Ими был предложен определенный набор заданий (задач, тестов




Суть принципов:
Принципы являются ориентирами, направляют деятельность педагогов на обучение и воспитание учащихся.

Принцип научности.
Принцип систематичности и последовательности обучения.
Принцип связи теории с практикой.
Принцип сознательности и активности.
Принцип доступности и последовательности обучения.
Принцип наглядности.
Принцип прочности и результата обучения.
Развития и воспитания характера обучающегося.

Специальные принципы:

Принцип коррекционно-развивающего обучения.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип опоры на положительное.
Принцип согласованности между школой, семьей и общественностью.
Принцип уважения личности.
Принцип воспитания и обучения в коллективе.
Принцип соединения воспитания и обучения с трудом.
Принцип педагогического оптимизма.
Принцип ранней педагогической помощи
Принцип направленности на социальную адаптацию.
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
Принцип деятельностного подхода к обучению и воспитанию
Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Билет 8

Вопрос 1.

Первичный дефект и вторичные отклонения у детей с нарушением интеллектаВ настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе эмоционального развития

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект- недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).
Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка.

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три основные группы. В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной). Во вторую - имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте. В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичныхСуществуют вторичные дефекты, характерные для многих категорий аномальных детей:

1) при любом первичном дефекте наблюдается отставание в сроках формирования психических функций и замедленный темп их развития;

2) не формируется своевременно ни один вид детской деятельности; 3) наблюдаются отклонения в развитии всех познавательных процессов;

4) нарушается развитие процесса общения: - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции;

5) у всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.билет

Билет8 вопрос2

Программой должны предусмотреть следующие направления:

- Особенности режима дня.

- Организация санитарно-гигиенического режима.

- Режим питания

- Здоровье ребенка

- Ребенок и природа

- Ребенок и другие люди

- Эмоциональное благополучие ребенка

- Ребенок и улица

- Организация двигательной активности.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  • Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

  • Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

  • Чистота оконных стекол.

  • Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко
    растущими деревьями.

  • Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

  • Поддержание нормального температурного режима.

  • Регулярное проветривание классных комнат.

  • Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

  • Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

  • Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

  • Поддержание чистоты и порядка в классе.

  • Соблюдение обучающимися личной гигиены.

  • Сохранение у детей правильной позы во время работы.

  • Проведение «физкультминуток».

  • Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

  • Устранение шумовых раздражителей.

  • Предоставление обучающимися при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых



Билет 11

Вопрос 1

Предмет, цель и задачи олигофренопедагогики

Олигофренопедагогика- это наука о закономерностях  обучения и воспитания детей с  нарушением интеллекта. 
Задачи:

Изучение педагогических закономерностей развития детей с нарушением интеллекта
Построение, определение, обоснование педагогических теорий систем образования лиц с нарушением интеллекта
Изучение законов и закономерностей образования лиц с нарушением интеллекта

Цели: подготовка лиц с нарушением интеллекта к  социальной адаптации и интеграции в общество. 
 Предметом является теория и практика образования лиц с нарушением интеллекта, которая включает в себя изучение особенностей развития детей с нарушением интеллекта и их образования. 

Вопрос 2 билет11

Особенности организации выполнения домашнего задания в С(КОУ) 8 в

Воспитатель настраивает ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

В коррекционной школе самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного

закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках.

Она осуществляется через различные упражнения, требующие от

школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной

деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание