Файл: Дополнительного образования взрослых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


Примерное тематическое планирование

специально организованной

и нерегламентированной деятельности

детей: средняя группа

Практический материал


Часть 4

Витебск

2016

Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»

Автор-составитель:

О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования

Рецензенты:

Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,

В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования


П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа: методико-практический материал. В 4 ч. Ч.1 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2016. – 67 с.
В данной брошюре представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей средней группы, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности в средней группе.

Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.

Примерное тематическое планирование


специально организованной и нерегламентированной деятельности

детей средней группы


АПРЕЛЬ. Первая неделя. Тема: Улица. Дорога. Светофор




Цель:формирование представлений о правилах безопасного поведения на улицах и применение их на практике




Специально организованная деятельность




Образователь-ная область.

Тема занятия

Программные задачи

Методы, приемы, игры, упражнения

Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово)




Ребёнок и общество
Тема: «Улица, дорога, светофор»


Формировать жизненно необходимые умения и навыки безопасной жизнедеятельности. Закреплять представления детей об улице, дороге, светофоре. Развивать умения применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения

1.Чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно»

2. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, беседа по ним.

3. Игровая ситуация «Мы шоферы» Детям раздаются кольца (руль), воспитатель показывает поочередно разные сигналы светофора (кружки красного, зеленого, желтого цветов). Дети действуют в соответствии с сигналом светофора.

4. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (правила поведения пешехода).

5. Подведение итогов занятия

Макет светофора, иллюстрация с изображением улиц города, кольца-рули, бумажные кружки трех цветов,

Шагая осторожно

Движеньем полон город:

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно,

За улицей следи –

И только там, где можно,

И только там, где можно,

И только там ее переходи!

С. Михалков [21, с. 167]




Ребёнок и общество.
Тема: «Знакомство с улицей»



Расширять представления о проезжей части улицы, одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе, дорожных знаках. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «переход», «пешеход». Закрепить правила посадки в транспорт и выхода из него. Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку


1. Организационный момент: отгадывание загадок по теме.

2. Рассматривание сюжетной картины по теме беседа по ней.

3. Дидактическая игра «Подумай – отгадай»

- Сколько колес у легкового автомобиля?

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?

- Кто ходит по тротуару?

- Кто управляет автомобилем?

- Как называется место пересечения двух дорог?

- Для чего нужна проезжая часть?

- По какой стороне проезжей части движется транспорт?

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?      

- Какой свет верхний на светофоре?    

- Сколько сигналов у пешеходного светофора?

- На какое животное похож пешеходный переход?

- Как пешеход может попасть в подземный переход?

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?

- Что держит в руке инспектор ГАИ?    

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности?

5. Физкультминутка

6. Дидактическая игра «Мы - пассажиры»

7. Игровая ситуация «На улице города» (работа с макетом).

8. Подведение итогов занятия 

Сюжетная картина по теме, карточки с дорожными знаками, макет улицы города

Физкультминутка

На двух колёсах я качу, (Идут по кругу друг за другом.)
Двумя педалями верчу, (Идут, высоко поднимая колени.)
За руль держусь, гляжу вперёд,  (Держат руками воображаемый руль.)
Я знаю: скоро поворот. (Пово-рачиваются и идут в другую сторону.) С. Михалков

Загадки

В два ряда дома стоят,

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(Улица) [28, с. 85]

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Транспорт)

Три глаза – три приказа,

Красный – самый опасный.

(Светофор) [28, с. 85]




Элементарные математические представления
Тема: «Транспорт»


Формировать элементарные представления о количестве и счете, величине. Развивать умение считать в пределах 9, отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?». Закреплять навыки количественного и порядкового счета. Упражнять в умении соотносить цифру и количество предметов, сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький). Развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков, зрительную память, познавательный интерес, мышление. Воспитывать умение проявлять интерес к познанию окружающего мира


1. Дидактическая игра-упражнение «Закрась правильно» (карточки)

- закрасить въезжающие в гараж машины: первую – синим цветом, вторую – красным, третью – зеленым, четвертую – желтым, пятую – черным и т.д.

- Какая машина по счету зеленая, синяя…?

2. Дидактическая игра «Гаражи и машины»

- Какого размера машины? (большая, маленькая, самая маленькая).

- Какого размера гаражи (большой, маленький, самый маленький).

Отвести машины в подходящие для них по размеру гаражи. Уточнить, почему именно эта машина стоит в этом гараже.

3. Дидактическое упражнение «Найди отличие».

Рассмотреть два рисунка, найти отличия в изображении, сосчитать количество отличий.

4. Физкультминутка «Путешествие»

5. Упражнение по индивидуальным карточкам

На карточке изображены три ребенка с транспортными средствами – самокат, велосипед, игрушка-машинка. Цифры на одежде детей обозначают количество колес у игрушек.

- показать линиями, кто на чем поедет

- ответить на вопросы «Чья машина?», (мальчик справа, потому что у него на майке нарисована цифра 1) . «Чей велосипед?», «Чей самокат?»

- закрасить игрушку с двумя колесами в синий цвет, с тремя – в зеленый, с четырьмя – в красный

6. Подведение итогов занятия

«Гаражи» из конструктора и машинки разных размеров; индивидуальные карточки с заданиями; две тематические картинки

Физкультминутка

«Машины»

На улице нашей (Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.)

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые, (Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.)

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

- Эй, машины, полный ход! (Когда все «машины проехали», ребенок-«пешеход» «переходит улицу» и произносит эти слова.)

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Я. Тайц [14, с. 39]




Развитие речи и культура речевого общения, Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).
Тема: «Дорожная азбука»


Продолжать знакомить с элементами дороги. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Закрепить в речи детей слова переход, пешеход, пассажир, тротуар., названия дорожных знаков. Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части, Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения.  Развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем и ножницами. Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая

1. Сюрпризный момент: Буратино пришел в гости. Он оказался в нашем городе и заблудился в нем, испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего. Необходимо ему помочь. Как называется город, в котором мы живем? Отправимся в маленькое путешествие по улицам города.

2. Первая остановка на нашей улице «Путешествие в историю». Расскажем Буратино на чем передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, и не было автобусов и поездов. Как вы думаете?

3. Чтение стихотворения С. Михалкова «От кареты до ракеты». (с показом презентации).

4. Остановка «Светофор». Расскажем «Сказку о заветных огоньках».

5. Подвижная игра «Цветные автомобили» (чей гараж быстрее соберется.)

6. Остановка «Загадки о дорожных знаках».

А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

отгадайте загадку и найдите дорожный знак

1) Всем знакомые полоски,
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет… (Пешеходный переход)

2) А здесь, ребята не до смеха
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка)

3) Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зеленый цвет – проезжай, запрета нет. (Светофор)

4) В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.

Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (дети)

5) Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдет.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.

Едут в школу, детский сад,

В праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)

7. Дидактическая игра «Ответь правильно» (с мячом)

- Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)

- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты … (пассажир)

- Голос автомобиля? (сигнал)

- У светофора 8 глаз? (нет – 3 глаза)

- А машины спят в кроватях? (нет – в гараже, на стоянке)

- Как называется место, где люди ожидают автобус? (остановка)

- Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки? (улица)

8. Остановка «Собери светофор» (Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге).

9. Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»

10. Подведение итогов занятия

Дорожные знаки.

Сценка «Сказка о заветных огоньках»

Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Ребенок (Желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот, что он сказал:

Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас — очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья – огоньки и друг светофор!

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»

- Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
- Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?

- Знает кто, что свет зеленый
Означает, путь открыт.
А что желтый свет всегда
О вниманье говорит?

- Знает кто, что красный свет
Это значит хода нет?
- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?

- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?




Искусство: изобразительная деятельность (аппликация).
Тема: «Светофор»


Формировать умение аккуратно пользоваться клеем, ножницами. Упражнять детей в умении вырезать круглые формы из квадратов путем закругления углов. Развивать умения создавать предметную аппликацию из бумаги. Воспитывать аккуратность

1. Организационный момент: загадка о светофоре.

А что такое светофор?  (Ответы детей)

Светофор – это устройство, которое регулирует движение. Он показывает, кому ехать, а кому стоять, при помощи трех светящихся глаз: красного, желтого и зеленого.

2. Дидактическая игра «Собери светофор»

3. Сюрпризный момент: появляется Карлсон. Он прилетел из города, где очень много машин, но пока нет светофоров. Просит помочь сделать светофоры, чтобы в его городе движение было безопасным и для людей, и для машин.

4. Уточнение правил пользования ножницами, вырезания кругов из квадратов.

5. Физкультминутка «Красный, желтый, зеленый»

6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь

7. Рассматривание работ, подведение итогов занятия (проводит Карлсон)

Пазлы для игры «Собери светофор»; таблички с сигналами светофора (для физкультминутки), материал для аппликации

Загадка

На самом перекрестке

Висит колдун трехглазый,

Но никогда не смотрит

Тремя глазами сразу.

 (Светофор) [21, с. 161]





Искусство: изобразительная деятельность (рисование)
Тема: «На чем люди ездят»

Формировать умение изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. Закрепить умение располагать изображение посредине листа, рисовать контур простым карандашом, и закрашивать цветными. Развивать воображение, творчество. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности


1. Рассматривание тематической картины с изображением улицы города, беседа по ней.

2. Разгадывание загадок о транспорте.

3. Рассматривание образцов транспорта.

4. Пальчиковая гимнастика.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай,

О них ты на улице не забывай,

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Соединяют пальцы двух рук одновременно)

5. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

6. Рассматривание работ, подведение итогов занятия


Тематическая картина с изображением улицы города; материал для рисования по количеству детей.

Загадки

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках –

В резиновых сапожках.

(Автобус) [28, с. 86]

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Едут красные дома.

(Трамвай) [28, с. 92]

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней,

Обувь носит из резины,

А зовут ее… (Машина)

[28, с. 88]

Я мчусь, держась за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус) [28, с. 92]





Тема: «Веселые матрешки»

Тема: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит»