ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Примерное тематическое планирование
специально организованной
и нерегламентированной деятельности
детей: средняя группа
Практический материал
Часть 4
Витебск
2016
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета
государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
Автор-составитель:
О.В.Остапюк, методист отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
Рецензенты:
Т.А.Ульянова, главный специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования Витебского облисполкома,
В.И.Жук, начальник отдела дошкольного и начального образования Витебского областного института развития образования
П 76 Примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей: средняя группа: методико-практический материал. В 4 ч. Ч.1 – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2016. – 67 с.
В данной брошюре представлено примерное тематическое планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности детей средней группы, разработанное творческой группой заместителей заведующих по основной деятельности Железнодорожного, Октябрьского, Первомайского районов г.Витебска, г.Орши, г.Полоцка, г.Новополоцка. В материалах представлена система работы по организации и содержанию всех видов детской деятельности в средней группе.
Материалы предназначены в помощь обучающимся на повышении квалификации, воспитателям дошкольного образования и руководителям учреждений дошкольного образования.
Примерное тематическое планирование
специально организованной и нерегламентированной деятельности
детей средней группы
АПРЕЛЬ. Первая неделя. Тема: Улица. Дорога. Светофор | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель:формирование представлений о правилах безопасного поведения на улицах и применение их на практике | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специально организованная деятельность | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образователь-ная область. Тема занятия | Программные задачи | Методы, приемы, игры, упражнения | Дополнения (дидактический материал, пособия, картины, художественное слово) | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребёнок и общество Тема: «Улица, дорога, светофор» | Формировать жизненно необходимые умения и навыки безопасной жизнедеятельности. Закреплять представления детей об улице, дороге, светофоре. Развивать умения применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице. Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения | 1.Чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно» 2. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, беседа по ним. 3. Игровая ситуация «Мы шоферы» Детям раздаются кольца (руль), воспитатель показывает поочередно разные сигналы светофора (кружки красного, зеленого, желтого цветов). Дети действуют в соответствии с сигналом светофора. 4. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (правила поведения пешехода). 5. Подведение итогов занятия | Макет светофора, иллюстрация с изображением улиц города, кольца-рули, бумажные кружки трех цветов, Шагая осторожно Движеньем полон город: Бегут машины в ряд. Цветные светофоры И день и ночь горят. И там, где днем трамваи Спешат со всех сторон, Нельзя ходить зевая! Нельзя считать ворон! Шагая осторожно, За улицей следи – И только там, где можно, И только там, где можно, И только там ее переходи! С. Михалков [21, с. 167] | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребёнок и общество. Тема: «Знакомство с улицей» | Расширять представления о проезжей части улицы, одностороннем и двустороннем движении, разделительной полосе, дорожных знаках. Познакомить с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «переход», «пешеход». Закрепить правила посадки в транспорт и выхода из него. Развивать мышление, внимание, речь. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку | 1. Организационный момент: отгадывание загадок по теме. 2. Рассматривание сюжетной картины по теме беседа по ней. 3. Дидактическая игра «Подумай – отгадай» - Сколько колес у легкового автомобиля? - Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? - Кто ходит по тротуару? - Кто управляет автомобилем? - Как называется место пересечения двух дорог? - Для чего нужна проезжая часть? - По какой стороне проезжей части движется транспорт? - Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? - Какой свет верхний на светофоре? - Сколько сигналов у пешеходного светофора? - На какое животное похож пешеходный переход? - Как пешеход может попасть в подземный переход? - Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? - Что держит в руке инспектор ГАИ? - Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? 5. Физкультминутка 6. Дидактическая игра «Мы - пассажиры» 7. Игровая ситуация «На улице города» (работа с макетом). 8. Подведение итогов занятия | Сюжетная картина по теме, карточки с дорожными знаками, макет улицы города Физкультминутка На двух колёсах я качу, (Идут по кругу друг за другом.) Двумя педалями верчу, (Идут, высоко поднимая колени.) За руль держусь, гляжу вперёд, (Держат руками воображаемый руль.) Я знаю: скоро поворот. (Пово-рачиваются и идут в другую сторону.) С. Михалков Загадки В два ряда дома стоят, Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица) [28, с. 85] Маленькие домики По улицам бегут, Мальчиков и девочек Домики везут. (Транспорт) Три глаза – три приказа, Красный – самый опасный. (Светофор) [28, с. 85] | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Элементарные математические представления Тема: «Транспорт» | Формировать элементарные представления о количестве и счете, величине. Развивать умение считать в пределах 9, отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?». Закреплять навыки количественного и порядкового счета. Упражнять в умении соотносить цифру и количество предметов, сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький). Развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков, зрительную память, познавательный интерес, мышление. Воспитывать умение проявлять интерес к познанию окружающего мира | 1. Дидактическая игра-упражнение «Закрась правильно» (карточки) - закрасить въезжающие в гараж машины: первую – синим цветом, вторую – красным, третью – зеленым, четвертую – желтым, пятую – черным и т.д. - Какая машина по счету зеленая, синяя…? 2. Дидактическая игра «Гаражи и машины» - Какого размера машины? (большая, маленькая, самая маленькая). - Какого размера гаражи (большой, маленький, самый маленький). Отвести машины в подходящие для них по размеру гаражи. Уточнить, почему именно эта машина стоит в этом гараже. 3. Дидактическое упражнение «Найди отличие». Рассмотреть два рисунка, найти отличия в изображении, сосчитать количество отличий. 4. Физкультминутка «Путешествие» 5. Упражнение по индивидуальным карточкам На карточке изображены три ребенка с транспортными средствами – самокат, велосипед, игрушка-машинка. Цифры на одежде детей обозначают количество колес у игрушек. - показать линиями, кто на чем поедет - ответить на вопросы «Чья машина?», (мальчик справа, потому что у него на майке нарисована цифра 1) . «Чей велосипед?», «Чей самокат?» - закрасить игрушку с двумя колесами в синий цвет, с тремя – в зеленый, с четырьмя – в красный 6. Подведение итогов занятия | «Гаражи» из конструктора и машинки разных размеров; индивидуальные карточки с заданиями; две тематические картинки Физкультминутка «Машины» На улице нашей (Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.) Машины, машины. Машины-малютки, Машины большие. Спешат грузовые, (Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.) Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. - Эй, машины, полный ход! (Когда все «машины проехали», ребенок-«пешеход» «переходит улицу» и произносит эти слова.) Я – примерный пешеход: Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю. Я. Тайц [14, с. 39] | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие речи и культура речевого общения, Искусство: изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «Дорожная азбука» | Продолжать знакомить с элементами дороги. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Закрепить в речи детей слова переход, пешеход, пассажир, тротуар., названия дорожных знаков. Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части, Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения. Развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем и ножницами. Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая | 1. Сюрпризный момент: Буратино пришел в гости. Он оказался в нашем городе и заблудился в нем, испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего. Необходимо ему помочь. Как называется город, в котором мы живем? Отправимся в маленькое путешествие по улицам города. 2. Первая остановка на нашей улице «Путешествие в историю». Расскажем Буратино на чем передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, и не было автобусов и поездов. Как вы думаете? 3. Чтение стихотворения С. Михалкова «От кареты до ракеты». (с показом презентации). 4. Остановка «Светофор». Расскажем «Сказку о заветных огоньках». 5. Подвижная игра «Цветные автомобили» (чей гараж быстрее соберется.) 6. Остановка «Загадки о дорожных знаках». А для чего на улицах нужны дорожные знаки? отгадайте загадку и найдите дорожный знак 1) Всем знакомые полоски, Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведет… (Пешеходный переход) 2) А здесь, ребята не до смеха Ни на чем нельзя здесь ехать, Можно только своим ходом, Можно только пешеходам. (Пешеходная дорожка) 3) Этот знак заметишь сразу: Три цветных огромных глаза. Цвет у глаз определенный: Красный, желтый и зеленый. Загорелся красный – двигаться опасно. Для кого зеленый цвет – проезжай, запрета нет. (Светофор) 4) В белом треугольнике С окаемкой красной Человечкам-школьникам Очень безопасно. Этот знак дорожный Знают все на свете: Будьте осторожны, На дороге … (дети) 5) Остановка, толпится народ. Скоро автобус подойдет. Здесь ждут транспорт городской, Едут в офис, в цех, домой. Едут в школу, детский сад, В праздник едут на парад. В уличном круговороте Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса) 7. Дидактическая игра «Ответь правильно» (с мячом) - Пешком по улице идет. Значит это (пешеход) - Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты … (пассажир) - Голос автомобиля? (сигнал) - У светофора 8 глаз? (нет – 3 глаза) - А машины спят в кроватях? (нет – в гараже, на стоянке) - Как называется место, где люди ожидают автобус? (остановка) - Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки? (улица) 8. Остановка «Собери светофор» (Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге). 9. Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья» 10. Подведение итогов занятия | Дорожные знаки. Сценка «Сказка о заветных огоньках» Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный. Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность. Ребенок (Желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись! Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии. Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот, что он сказал: Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас — очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города. Воспитатель: Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья – огоньки и друг светофор! Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья» - Кто из вас идет вперед Только там где переход? - Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора? - Знает кто, что свет зеленый Означает, путь открыт. А что желтый свет всегда О вниманье говорит? - Знает кто, что красный свет Это значит хода нет? - Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой? - Кто из вас в вагоне тесном Уступил старушке место? | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство: изобразительная деятельность (аппликация). Тема: «Светофор» | Формировать умение аккуратно пользоваться клеем, ножницами. Упражнять детей в умении вырезать круглые формы из квадратов путем закругления углов. Развивать умения создавать предметную аппликацию из бумаги. Воспитывать аккуратность | 1. Организационный момент: загадка о светофоре. А что такое светофор? (Ответы детей) Светофор – это устройство, которое регулирует движение. Он показывает, кому ехать, а кому стоять, при помощи трех светящихся глаз: красного, желтого и зеленого. 2. Дидактическая игра «Собери светофор» 3. Сюрпризный момент: появляется Карлсон. Он прилетел из города, где очень много машин, но пока нет светофоров. Просит помочь сделать светофоры, чтобы в его городе движение было безопасным и для людей, и для машин. 4. Уточнение правил пользования ножницами, вырезания кругов из квадратов. 5. Физкультминутка «Красный, желтый, зеленый» 6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь 7. Рассматривание работ, подведение итогов занятия (проводит Карлсон) | Пазлы для игры «Собери светофор»; таблички с сигналами светофора (для физкультминутки), материал для аппликации Загадка На самом перекрестке Висит колдун трехглазый, Но никогда не смотрит Тремя глазами сразу. (Светофор) [21, с. 161] | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Искусство: изобразительная деятельность (рисование) Тема: «На чем люди ездят» | Формировать умение изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции. Закрепить умение располагать изображение посредине листа, рисовать контур простым карандашом, и закрашивать цветными. Развивать воображение, творчество. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности | 1. Рассматривание тематической картины с изображением улицы города, беседа по ней. 2. Разгадывание загадок о транспорте. 3. Рассматривание образцов транспорта. 4. Пальчиковая гимнастика. Автобус, троллейбус, машина, трамвай, О них ты на улице не забывай, В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. (Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Соединяют пальцы двух рук одновременно) 5. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь. 6. Рассматривание работ, подведение итогов занятия | Тематическая картина с изображением улицы города; материал для рисования по количеству детей. Загадки Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих ножках – В резиновых сапожках. (Автобус) [28, с. 86] Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Едут красные дома. (Трамвай) [28, с. 92] Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней, Обувь носит из резины, А зовут ее… (Машина) [28, с. 88] Я мчусь, держась за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус) [28, с. 92] | |
Тема: «Веселые матрешки»
Тема: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит»