Файл: Курсовая работа 44. 03. 01 Педагогическое образование Направленность программы бакалавриата Физическая культура.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
| |
Развитие мышления младших школьников средствами физической культуры
Курсовая работа
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность программы бакалавриата
«Физическая культура»
Форма обучения заочная
Проверка на объем заимствований: ____________% авторского текста Дата сдачи: ____________ Дата защиты: __________ Оценка ________________ Подпись руководителя_________ | Выполнила: Студент(ка) группы ЗФ-209-106-5-1 Грунер Кристина Викторовна |
Научный руководитель: Пахтусова Наталья Александровна | |
|
Челябинск
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня здоровье и физическое состояние младших школьников от 7 до 10 лет находится в центре внимания психологов, учителей физкультуры и многих специалистов вследствие изменения взгляда на содержание взаимосвязи физического состояния и развития мышления. В условиях новых отношений с внешней средой возникла потребность в выявлении взаимосвязи мышления и средств физической культуры.
В образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается эта возможность образовательного пространства для продвижения средств физкультуры в развитии мышления школьников (и не только) и их успешной социализации. «Модель образования и инновационного развития» выделяет «потенциал и возможности их психологического, умственного, эмоционального развития в системе физического обучения за счёт развития мышления как механизма преобразования объектов на основе анализа и синтеза и обнаружения новых отношений».
Анализ источников выявил, что средства физкультуры воздействуют на личность ребёнка и формируют образ мышления, обеспечивая эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору, делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные исследования показали, что физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда способствуют решению задач, направленных на развитие мышление в данном возрастном периоде. Данный аспект физического воспитания изучен слабо, не рассматривается вопрос о влиянии средств физкультуры на развитие мышления младших школьников в системе физкультурно-оздоровительной работы.
Проблема исследования: как и каким образом средства физкультуры (физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда) воздействуют на развитие мышления младших школьников. Младшие школьники испытывают «двигательный дефицит»: количество движений в течение дня ниже возрастной нормы, что задерживает развитие психики и мышления.
Цель исследования: изучение взаимосвязи мышления младших школьников и средств физкультуры.
Объект исследования: мышление младших школьников и средства физкультуры.
Предмет исследования: физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда как средства развития мышления младших школьников.
Задачи исследования:
- изучить особенности мышления младших школьников;
- выявить взаимосвязь мышления и средств физкультуры;
- раскрыть цели и задачи средств физкультуры;
- проанализировать реализацию процесса развития мышления младших школьников средствами физкультуры.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, опрос, анализ результатов.
Основой исследования стали: теория формирования личности младшего школьного возраста психологов Аверин В.А., Безруких М.М., Гамезо М.В., Гарькавая Т.С., Давыдов В.В., Зак А.З., др.; теория развития мышления - в работах по медицинской психологии и нейрофизиологии, физиологии, общей психологии: Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф.; Коган А.Б.; Маклаков А.Г.; Маланов С.В. -психологические механизмы мышления в науке и учебной деятельности; Тихомиров О. К. - психология мышления; хрестоматия по общей психологии под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова.
Структура работы состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СРЕДСТВ ФИЗКУЛЬТУРЫ
1.1. Особенности мышления младших школьников
Мышление имеет общественно-историческую природу и развивается только в разных видах деятельности. Как высшая ступень познания мышление представляет процесс познания мира посредством пополнения понятий и представлений. Через источник ощущения оно переходит границы чувственного отражения и позволяет получать знание об объектах, свойствах и отношениях, которые не воспринимаются.
Ж. Пиаже полагает, что ребёнок от аутистического мышления переходит к эгоцентрическому мышлению и логическому, З. Фрейд - стремится к удовлетворению желания и потребностей в игре, не приспособляется к действительности, а создаёт сам воображаемую действительность. Его мысль направлена на цель, приспособлена к действительности, выразима речью. [8]
Мышление направлено на приспособление к действительности, удовлетворение желаний. До 7 лет у ребёнка преобладает эгоцентрическая речь и свидетельствует об эгоцентризме мысли, и поэтому не служит цели общения.
Л. Выготский полагал, что эгоцентрическая речь возникает «на основе социальной путём перенесения ребёнком форм поведения, сотрудничества в сферу личных функций, определяя развитие внутренней речи как основы мышления. Понятия вырабатываются у ребёнка к 12 годам. Слово подчиняет психологические операции и направляет деятельность через выделение предметов на основе связей и признаков. Мышление о понятии происходит на основании связей и признаков». [6]
Наглядно-образное мышление отражает процесс образного решения задач через представление ситуации и оперирование образами предметов без выполнения действий. Мысля наглядно-образно, младший школьник привязан к действительности, а образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (при образном мышлении извлекаются из долговременной памяти и преобразуются). Они принимают решение о предметах деятельности, наблюдая за ними, но их не касаясь. Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений характеристик предмета. В образе зафиксировано видение предмета через сочетание предметов и свойств.
Образное мышление строится на образах. Они извлекаются из памяти, и воссоздаются воображением. Понятийное мышление даёт абстрактное, точное, обобщённое отражение действительности, а образное - реальное восприятие. Наглядно-действенное мышление представляет деятельность, осуществляемую с предметами и действия с ними. (Давыдов В.В.) [12]
Поэтому младший школьник становится субъектом мышления, овладевая языком, понятиями, логикой, но на практике и средствами физкультуры, например.
Мышление является познавательным процессом и представляет форму творческого отражения и преобразования действительности. Мышление порождает результат через получение знаний и преобразование представлений. Мышление отличает наличие проблемной ситуации, задачи, изменение условий. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственно, расширяя познание. В мышлении на основе информации делаются выводы о явлениях и свойствах, скрытых связях. Свойства явлений отражаются в мышлении в обобщённой форме. [2]
На практике мышление, как психический процесс, не существует, оно присутствует в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи, чему способствуют средства физкультуры. Формы этих процессов связаны с мышлением, и степень его участия определяет их уровень развития. Мышление раскрывает суть вещей, и поэтому его итогом является идея или понятие как отражение предметов в их особенностях в системе действий исследовательского и познавательного характера (или средствами физкультуры).
В процессе операций мышления обращаются к понятиям, выполняя действия в уме вне опыта и при помощи чувств (например, при научных исследованиях или исследовании понятий физкультуры). Значит, теоретическое мышление совершеннее, чем практическое, а понятийное отражает высокий уровень развития, чем образное.
Например, наглядно-действенное мышление развивается на занятиях спортом или физкультурой, а понятийное – при овладении отдельным видом спорта. Наглядно-образное мышление позволяет «представлять спортивный элемент в спорте, а словесно-логическое позволяет овладеть сложной техникой элемента». (Б.М. Теплов) [28]
Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит в их «разной связи с практикой: работа практического мышления направлена на решение задач овладения видом спорта или элементами физкультуры, а теоретического мышления - на закономерности овладения этими элементами». [28]
Практический ум нацелен на решение задач в овладении понятиями средств физкультуры, а выводы проверяются практикой в физкультуре, а теоретический ум проверяется в результатах овладения средствами физкультуры. Поэтому все виды мышления касаются любых средств физкультуры. В зависимости от ее характера и целей доминирует один вид мышления и различаются по степени сложности, требованиям, способностям.
Мышление развивается в процесс формирования индивидуального организма и структур психики, реализации физкультурной деятельности и общении. В ходе интериоризации «присваиваются» социальные средства физкультуры, общения, формируя его сознание и личность. (Тихомиров О. К.) [29]
Отечественный подход ссылается на то, что мышление зависит от особенностей формирования психики, сознания, личности и процессов и условий воздействия и динамики психических процессов. Мышление обусловлено развитием речи и связано с психическим процессом поиска нового, опосредованного и обещанного отражения в ходе анализа и синтеза [30].
Качества мышления включают такие критерии как: [20]
1. Глубина - как проникновение в процесс овладения средствами физкультуры.
2. Самостоятельность - как умение видеть проблему, ставить вопрос и творчески решать задачи.
Функции мышления включают: установление взаимосвязей; понимание сущности явлений физкультуры; обобщение свойств группы явлений [12].
Кроме того, мышление моделирует мыслительные операции: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, конкретизации, индукции, дедукции, классификации, обобщения.
1. Сравнение позволяет выявить связи между средствами физкультуры и выделить задачи и постановку вопроса, отмечая сходство и различие в отношениях, их тождество и противоположность.
2. Абстракция ведёт к отвлечению свойств средств физкультуры от других, что позволяет проникнуть «вглубь», выявить суть.
3. Обобщение выделяет свойства средствами физкультуры в обобщённом виде.
4. Конкретизация возвращает к специфичности средств физкультуры: мышление становится реальным.
5. Анализ разлагает средства физкультуры на части и приобретает форму на основе расчленения на элементы.
6. Синтез воссоединяет средства физкультуры в процессе анализа, направляя целостное понятие и элементы [13].
Поэтому развитие мышления является центральным для структуры сознания и системы средств физкультуры (Л.С. Выготский) [6]. Образное мышление использует изображения для решения задач по схеме в результате взаимодействия средств физкультуры на основе расположения.
Решение задач средствами физкультуры происходит в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. Наглядно-образное мышление формирует способность к обобщению, анализу по цвету и форме, цвету и материалу; сравнение по цвету, форме, величине, свойствам, поиск различия и сходство без опоры на образец и с опорой; обобщать средства физкультуры по разным категориям [7].
Развитие мышления сопровождается освоением средств физкультуры, представлений о цикличности изменений, способности к обобщению. При группировании средств физкультуры развивается способность рассуждать, даются объяснения [22].