Файл: Курсовая работа 44. 03. 01 Педагогическое образование Направленность программы бакалавриата Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В мышлении младшего школьника выделяют его наглядно-образный характер, неотделимый от восприятия особенностей средств физкультуры и деятельности воображения. Младшие школьники сложно усваивают понятия, отличающиеся абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с физкультурной действительностью.

Это связано с недостатком знаний об использовании средств физкультуры – физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда – и неустойчивостью и чертами характера младшего школьника (капризность, эгоистичность, грубость, недисциплинированность).

Следовательно, мышление младшего школьника формируется в процессе овладения и самостоятельного применения средств физкультуры – физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда, то есть в процессе приобретения знаний об использовании средств физкультуры.

Выводы по первой главе

Мышление развивается только в разных видах деятельности, является умственным процессом, лежащим в основе восприятия понятий путём анализа и синтеза, сравнения, абстракции. Взаимосвязь мышления и средств физкультуры (физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда) определяют и улучшают мыслительные процессы, формируют приемы логического мышления, словесного выражения, осознание понятий, направляют процесс выводов и заключений. Это обусловлено развитием психических функций и способностью к решению задач в ходе физкультурной деятельности путём умозаключений.

Использование физических упражнений, соблюдение личной гигиены, потенциала окружающей среды позволяет младшим школьникам приобрести не только новые физические качества, умения и навыки, но и улучшить процессы и характер мышления. В мышлении младшего школьника выделяют его наглядно-образный характер, поэтому физические упражнения улучшают развитие мышления - за счёт совершения двигательных действий для осознания новых понятий и действий путём сравнения и обобщения; личная гигиена - за счёт совершения мыслительных процессов при усвоении правил поведения, содержания тела, одежды и предметов; окружающая среда - за счёт эффективного использования потенциала природной среды и активизации мыслительных процессов при проведении анализа и синтеза, конкретизации понятий.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ
2.1. Средства физкультуры: цели и задачи, регламентация
Средства физической культуры включают 3 группы факторов: [25]

1 - физические упражнения – выполнение двигательных действий (статичных и активных) систематизируют и развивают устойчивость процесса мышления; подвижные и спортивные игры для младших школьников - позволяют активизировать процесс мышления за счёт проявления способностей к творчеству; гимнастика – упражнения на равновесие, силу, гибкость, ловкость, координацию, выносливость оптимизируют и направляют процессы мышления для их наибольшего ощущения; спорт - осознание правил деятельности позволяет сопоставить физические и интеллектуальные способности. Спорт - специфический род физической и интеллектуальной активности – позволяет понять принципы соревнования, целенаправленной подготовки, разминки и тренировки; туризм - развивает процессы мышления за счёт путешествия в свободное время в оздоровительных, познавательных, деловых, спортивных целях. Процесс активизации отдыха направлен на новое и интересное, проявление эмоций;

2 - природная среда: солнце, воздух и вода способствуют улучшению мыслительных процессов за счёт исследования биотических и абиотических сред, воздействия на человека и деятельность;

3 - гигиенические факторы: отдых восстанавливает процессы мышления, сон возобновляет умственные процессы; питание улучшает действие внутренних процессов мозга; личная гигиена улучшает поведение младшего школьника и заставляет переосознать своё отношение к содержанию тела, одежды и предметов обихода; а так же переосмыслить здоровье; гигиенические условия окружающей среды позволяют осознать физические условия и химический состав внешней среды. Средства физической культуры отобразим на рисунке 1.


Cредства физической культуры
директор




Физические упражнения: движения, двигательные действия, комплексы физического развития

Личная гигиена: выполнение правил поведения в быту, школе; содержание тела и одежды, предметов обихода

Окружающая среда: солнце, воздух, вода, закаливание, физическая и умственная работоспособность, снижение заболеваемости

Гигиенические факторы: режим занятий, отдыха и сна, питания, одежды и обуви, оборудования, помещений, площадок



Рисунок 1 – Средства физической культуры и их виды, предназначение [25]

Каждый вид средств физической культуры имеет свою цель, задачи, регламентацию.

1. Цель выполнения физических упражнений: проведение и организация двигательной и физической деятельности младших школьников.

Задача выполнения физических упражнений: [17]

- организовать направленное воздействие на младших школьников;

- содействовать многократному выполнению двигательных действий;

- использовать физические упражнения в соответствии с закономерностями физического воспитания решения оздоровительных задач и мыслительной деятельности.

- активизировать деятельность систем и функций при совершении физиологических, биохимических, психических процессов;

- развивать такие свойства, как устойчивость к простудным заболеваниям, гипоксии, повышенная умственная и физическая работоспособность, устойчивость к стрессам.

- развивать аспекты силовых, скоростных, скоростно-силовых, аэробных и анаэробных возможностей, направление на оздоровительный, воспитательный, рекреационный, реабилитационный эффекты.

- развивать основы физической и психической деятельности человека.

Регламентация: по объёму работы, ее интенсивности, интервалам отдыха.

2. Цель использования факторов природной среды: солнце, воздух и вода: повысить устойчивость организма к воздействию внешней среды.

Задачи природной среды: [17]

- использовать закаливание: воздушные, водные и солнечные процедуры для повышения сопротивляемости простудным, инфекционным заболеваниям, недостатку кислорода, физической нагрузке;

- сочетать закаливание с трудовым процессом и физическими упражнениями, увеличивая работоспособность;

- комплексное использование физических упражнений, труда, оздоровительных сил природы, гигиенических условий.

Регламентация: правила постепенности, систематичности, разнообразие средств закаливания.

Цель гигиенических факторов: выяснить содержание таких понятий как отдых, сон, питание, личная гигиена, гигиенические условия окружающей среды; личная и общественная гигиена, соблюдение режима сна, питания, режима труда и отдыха.

Задачи гигиенических факторов: [17]

- учить соблюдать гигиенические правила;

- укреплять здоровье младших школьников;


- увеличивать общую работоспособность;

- повышать эффект от занятий физическими упражнениями.

Регламентация: подъем в одно и то же время; выполнение УГГ и закаливающих процедур; приём пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 раза в день); самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время; не реже 3 - 5 раза в неделю по 1,5-2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой; выполнение в паузах учебной деятельности (3-5 мин) и физических упражнений; ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5-2 ч); Полноценный сон (8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время. [17]

Следовательно, схема применения средств физической культуры для развития мышления младших школьников направлена на:

- совершенствование ловкости, быстроты, силы, выносливости, координационных способностей, находчивости, смелости позволит развить тактическое мышление за счёт целеустремлённости, дисциплины, развитие двигательных умений и навыков в футболе, хоккее, волейболе с разнообразным подбором физических упражнений.

- проявление физических возможностей при выполнении упражнения при решении разнообразных задач, совершенствования умений и навыков в условиях соперничества, проявления физических и волевых качеств.

- соперничество создаст основу для проявления мыслительных операций и эмоциональный и физиологический фон, усиливая воздействие физической нагрузки, способствуя проявлению возможностей мозга, ума и организма; выявит качество владения двигательными действиями, оценит выносливость организма при воздействии физической нагрузки;

- выполнение физических упражнений по кругу, непрерывного упражнения на выносливость; интервального упражнения с интервалами отдыха на силовую и скоростно-силовую выносливость); интервального упражнения с интервалами отдыха на силу, быстроту и специальную выносливость.

Регламентация: процесс организации, дозировки и способа повышения тренировочной нагрузки.

Средства: общеразвивающие упражнения с применением отягощений и без них; специальные упражнения в спортивном зале и на площадке по кругу, упражнения «станции».

Процесс развития мышления: знакомство с упражнениями, тест на количество повторений в каждом упражнении; определение нормы повторений на «станциях»; ведение карточки результатов; контроль за уровнем работоспособности.


Нагрузка: увеличение объёма, интенсивности, объёма и интенсивности; увеличение кругов, «станций»; выполнение времени упражнения, увеличение объёма и числа повторений упражнения и фиксированное время работы; повышение объёма и интенсивности. [17]

Время распределения нагрузки: на каждом занятии (прямолинейно-восходящая форма); после проведения максимального теста (ступенчатая форма).

Соблюдение принципов: задачи периодов, этапов занятия, уровня адаптационных перестроек; систематичности, доступности и индивидуализации.

Дополнительные средства физкультуры, влияющие на развитие мышления младших школьников: [25]

- специально изготовленный инвентарь на развитие мышления: шведская стенка, турник универсальный, тренажёр для прыжков, батут, скакалка;

- технические средства для развития мышления: фитбол, конусы, маты;

- тренажёрные устройства для развития мышления; спортивно-игровой комплекс, шведская стенка; футбольный тренажёр;

- идеомоторные средства на развитие мышления: перед действием происходит мысленное представление и его реализация (поднимает и опускает ноги, сжимает и разжимает пальцы рук, совершает круговые движения шеей) - хаха-йога, йога-асан.

Поэтому необходимо включать средства физической культуры для развития мышления младших школьников. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю.

В таблице 1 выделим средства влияния на развитие мышления младших школьников.
Таблица 1 - Развитие мышления младших школьников средствами физкультуры [17]

Средства / Возраст 7-10 лет

Процесс развития мышления

1. Физические упражнения

Интенсивно

2. Естественные силы природы

Предельно

3. Режим повседневной деятельности

Интенсивно

4. Отдых и сон

-

5. Питание

Целенаправленно

6. Личная гигиена

-

7. Скоростно-силовые качества

Интенсивно

8. Гигиенические условия окружающей среды

Интенсивно

9. Спортивные и подвижные игры

Относительно

10. Способность к продолжительной тренировке

Относительно