Файл: Курсовая работа 44. 03. 01 Педагогическое образование Направленность программы бакалавриата Физическая культура.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В мышлении младшего школьника выделяют его наглядно-образный характер, неотделимый от восприятия особенностей средств физкультуры и деятельности воображения. Младшие школьники сложно усваивают понятия, отличающиеся абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с физкультурной действительностью.
Это связано с недостатком знаний об использовании средств физкультуры – физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда – и неустойчивостью и чертами характера младшего школьника (капризность, эгоистичность, грубость, недисциплинированность).
Следовательно, мышление младшего школьника формируется в процессе овладения и самостоятельного применения средств физкультуры – физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда, то есть в процессе приобретения знаний об использовании средств физкультуры.
Выводы по первой главе
Мышление развивается только в разных видах деятельности, является умственным процессом, лежащим в основе восприятия понятий путём анализа и синтеза, сравнения, абстракции. Взаимосвязь мышления и средств физкультуры (физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда) определяют и улучшают мыслительные процессы, формируют приемы логического мышления, словесного выражения, осознание понятий, направляют процесс выводов и заключений. Это обусловлено развитием психических функций и способностью к решению задач в ходе физкультурной деятельности путём умозаключений.
Использование физических упражнений, соблюдение личной гигиены, потенциала окружающей среды позволяет младшим школьникам приобрести не только новые физические качества, умения и навыки, но и улучшить процессы и характер мышления. В мышлении младшего школьника выделяют его наглядно-образный характер, поэтому физические упражнения улучшают развитие мышления - за счёт совершения двигательных действий для осознания новых понятий и действий путём сравнения и обобщения; личная гигиена - за счёт совершения мыслительных процессов при усвоении правил поведения, содержания тела, одежды и предметов; окружающая среда - за счёт эффективного использования потенциала природной среды и активизации мыслительных процессов при проведении анализа и синтеза, конкретизации понятий.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРЫ
2.1. Средства физкультуры: цели и задачи, регламентация
Средства физической культуры включают 3 группы факторов: [25]
1 - физические упражнения – выполнение двигательных действий (статичных и активных) систематизируют и развивают устойчивость процесса мышления; подвижные и спортивные игры для младших школьников - позволяют активизировать процесс мышления за счёт проявления способностей к творчеству; гимнастика – упражнения на равновесие, силу, гибкость, ловкость, координацию, выносливость оптимизируют и направляют процессы мышления для их наибольшего ощущения; спорт - осознание правил деятельности позволяет сопоставить физические и интеллектуальные способности. Спорт - специфический род физической и интеллектуальной активности – позволяет понять принципы соревнования, целенаправленной подготовки, разминки и тренировки; туризм - развивает процессы мышления за счёт путешествия в свободное время в оздоровительных, познавательных, деловых, спортивных целях. Процесс активизации отдыха направлен на новое и интересное, проявление эмоций;
2 - природная среда: солнце, воздух и вода способствуют улучшению мыслительных процессов за счёт исследования биотических и абиотических сред, воздействия на человека и деятельность;
3 - гигиенические факторы: отдых восстанавливает процессы мышления, сон возобновляет умственные процессы; питание улучшает действие внутренних процессов мозга; личная гигиена улучшает поведение младшего школьника и заставляет переосознать своё отношение к содержанию тела, одежды и предметов обихода; а так же переосмыслить здоровье; гигиенические условия окружающей среды позволяют осознать физические условия и химический состав внешней среды. Средства физической культуры отобразим на рисунке 1.
Cредства физической культуры
директор
Физические упражнения: движения, двигательные действия, комплексы физического развития
Личная гигиена: выполнение правил поведения в быту, школе; содержание тела и одежды, предметов обихода
Окружающая среда: солнце, воздух, вода, закаливание, физическая и умственная работоспособность, снижение заболеваемости
Гигиенические факторы: режим занятий, отдыха и сна, питания, одежды и обуви, оборудования, помещений, площадок
Рисунок 1 – Средства физической культуры и их виды, предназначение [25]
Каждый вид средств физической культуры имеет свою цель, задачи, регламентацию.
1. Цель выполнения физических упражнений: проведение и организация двигательной и физической деятельности младших школьников.
Задача выполнения физических упражнений: [17]
- организовать направленное воздействие на младших школьников;
- содействовать многократному выполнению двигательных действий;
- использовать физические упражнения в соответствии с закономерностями физического воспитания решения оздоровительных задач и мыслительной деятельности.
- активизировать деятельность систем и функций при совершении физиологических, биохимических, психических процессов;
- развивать такие свойства, как устойчивость к простудным заболеваниям, гипоксии, повышенная умственная и физическая работоспособность, устойчивость к стрессам.
- развивать аспекты силовых, скоростных, скоростно-силовых, аэробных и анаэробных возможностей, направление на оздоровительный, воспитательный, рекреационный, реабилитационный эффекты.
- развивать основы физической и психической деятельности человека.
Регламентация: по объёму работы, ее интенсивности, интервалам отдыха.
2. Цель использования факторов природной среды: солнце, воздух и вода: повысить устойчивость организма к воздействию внешней среды.
Задачи природной среды: [17]
- использовать закаливание: воздушные, водные и солнечные процедуры для повышения сопротивляемости простудным, инфекционным заболеваниям, недостатку кислорода, физической нагрузке;
- сочетать закаливание с трудовым процессом и физическими упражнениями, увеличивая работоспособность;
- комплексное использование физических упражнений, труда, оздоровительных сил природы, гигиенических условий.
Регламентация: правила постепенности, систематичности, разнообразие средств закаливания.
Цель гигиенических факторов: выяснить содержание таких понятий как отдых, сон, питание, личная гигиена, гигиенические условия окружающей среды; личная и общественная гигиена, соблюдение режима сна, питания, режима труда и отдыха.
Задачи гигиенических факторов: [17]
- учить соблюдать гигиенические правила;
- укреплять здоровье младших школьников;
- увеличивать общую работоспособность;
- повышать эффект от занятий физическими упражнениями.
Регламентация: подъем в одно и то же время; выполнение УГГ и закаливающих процедур; приём пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 раза в день); самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время; не реже 3 - 5 раза в неделю по 1,5-2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой; выполнение в паузах учебной деятельности (3-5 мин) и физических упражнений; ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5-2 ч); Полноценный сон (8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время. [17]
Следовательно, схема применения средств физической культуры для развития мышления младших школьников направлена на:
- совершенствование ловкости, быстроты, силы, выносливости, координационных способностей, находчивости, смелости позволит развить тактическое мышление за счёт целеустремлённости, дисциплины, развитие двигательных умений и навыков в футболе, хоккее, волейболе с разнообразным подбором физических упражнений.
- проявление физических возможностей при выполнении упражнения при решении разнообразных задач, совершенствования умений и навыков в условиях соперничества, проявления физических и волевых качеств.
- соперничество создаст основу для проявления мыслительных операций и эмоциональный и физиологический фон, усиливая воздействие физической нагрузки, способствуя проявлению возможностей мозга, ума и организма; выявит качество владения двигательными действиями, оценит выносливость организма при воздействии физической нагрузки;
- выполнение физических упражнений по кругу, непрерывного упражнения на выносливость; интервального упражнения с интервалами отдыха на силовую и скоростно-силовую выносливость); интервального упражнения с интервалами отдыха на силу, быстроту и специальную выносливость.
Регламентация: процесс организации, дозировки и способа повышения тренировочной нагрузки.
Средства: общеразвивающие упражнения с применением отягощений и без них; специальные упражнения в спортивном зале и на площадке по кругу, упражнения «станции».
Процесс развития мышления: знакомство с упражнениями, тест на количество повторений в каждом упражнении; определение нормы повторений на «станциях»; ведение карточки результатов; контроль за уровнем работоспособности.
Нагрузка: увеличение объёма, интенсивности, объёма и интенсивности; увеличение кругов, «станций»; выполнение времени упражнения, увеличение объёма и числа повторений упражнения и фиксированное время работы; повышение объёма и интенсивности. [17]
Время распределения нагрузки: на каждом занятии (прямолинейно-восходящая форма); после проведения максимального теста (ступенчатая форма).
Соблюдение принципов: задачи периодов, этапов занятия, уровня адаптационных перестроек; систематичности, доступности и индивидуализации.
Дополнительные средства физкультуры, влияющие на развитие мышления младших школьников: [25]
- специально изготовленный инвентарь на развитие мышления: шведская стенка, турник универсальный, тренажёр для прыжков, батут, скакалка;
- технические средства для развития мышления: фитбол, конусы, маты;
- тренажёрные устройства для развития мышления; спортивно-игровой комплекс, шведская стенка; футбольный тренажёр;
- идеомоторные средства на развитие мышления: перед действием происходит мысленное представление и его реализация (поднимает и опускает ноги, сжимает и разжимает пальцы рук, совершает круговые движения шеей) - хаха-йога, йога-асан.
Поэтому необходимо включать средства физической культуры для развития мышления младших школьников. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю.
В таблице 1 выделим средства влияния на развитие мышления младших школьников.
Таблица 1 - Развитие мышления младших школьников средствами физкультуры [17]
Средства / Возраст 7-10 лет | Процесс развития мышления |
1. Физические упражнения | Интенсивно |
2. Естественные силы природы | Предельно |
3. Режим повседневной деятельности | Интенсивно |
4. Отдых и сон | - |
5. Питание | Целенаправленно |
6. Личная гигиена | - |
7. Скоростно-силовые качества | Интенсивно |
8. Гигиенические условия окружающей среды | Интенсивно |
9. Спортивные и подвижные игры | Относительно |
10. Способность к продолжительной тренировке | Относительно |