Файл: Курсовая работа 44. 03. 01 Педагогическое образование Направленность программы бакалавриата Физическая культура.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Знание основ развития мышления младших школьников средствами физкультуры позволит организовать учебно-тренировочный процесс более эффективно и качественно, и подвести к развитию мышления в наилучшей физической и психологической форме. Включать средства физической культуры для развития мышления младших школьников. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю.
2.2. Реализация процесса развития мышления младших школьников средствами физкультуры
Развитие мышления средствами физической культуры - это здоровый образ жизни, интересный досуг, профилактика заболеваний и устранение негативных социальных последствий и создание новых возможностей для детей и подростков.
Летом 2022 года нами были получены результаты опроса младших школьников до и после разработки рекомендаций по улучшению условий развития мышления средствами физкультуры для работников общеобразовательных школ, сотрудников учреждений дополнительного образования, осуществляющих физкультурную деятельность.
Раскроем результаты опроса о том, как средства физической культуры влияют на развитие мышления младших школьников:
1. Как физические упражнения влияют на развитие мышления младших школьников?
Рисунок 2 – Влияние физических упражнений на развитие мышления младших школьников (мнение учителей физкультуры) (%)
Больше всего на развитие мышления младших школьников влияют спортивные и подвижные игры, в которых у детей проявляется способность организовать пространство игры, усваиваются игровые и спортивные понятия, делаются выводы и самостоятельные умозаключения, выводятся новые суждения. Младшие школьники получают представление об игре, ее свойствах и отношениях в ней.
2. Как природная среда влияет на развитие мышления младших школьников?
Рисунок 3 - Влияние природной среды на развитие мышления младших школьников (мнение младших школьников) (%)
На развитие мышления младших школьников больше всего влияет солнце и воздух. Солнце является источником энергии, оно состоит из газов, то разные его слои вращаются с разной угловой скоростью. Солнечный свет активизирует обменные процессы в организме, стимулирует работу коры головного мозга, улучшает эмоциональное состояние. Свет синхронизирует суточные и сезонные ритмы, определяя время сна и бодрствования. Их нарушение приводит к бессоннице, ухудшению трудоспособности и депрессии. Ультрафиолетовая часть является жизненно важным фактором.
В воздухе присутствует загрязнение атмосферы, происходит уничтожение лесов, эрозия почвы.
Таблица 2 - Влияние состава воздуха на процессы мышления младшего школьника [10]
Газ | Объёмная концентрация, % | Среднее время пребывания в атмосфере |
Азот (N2) | 78,1 | 106-2,0·107 лет |
Кислород (O2) | 20,9 | 5,0·103-104 лет |
Углекислый газ (CO2) | 3,2·10-2 | 2-4 года |
Гелий (He) | 5,2·10-4 | 106-107 лет |
Вода (H2O) | 5,0·10-5 | 5-10 суток |
Метан (CH4) | 1,0·10-4 | 4-7 лет |
Оксид углерода (CO) | 1,0·10-5 | 2-6 месяцев |
Озон (O3) | 2,0·10-6 | 5-7 суток |
Аммиак (NH3) | 1,0·10-6 | 2,5-4 года |
Гемиоксид азота (N2O) | 2,5·10-5 | 5-9 суток |
Оксид азота (NO) | 7,0·10-8 | 8-11 суток |
Диоксид азота (NO2) | 1,0·10-7 | 2-4 суток |
Диоксид серы (SO2) | 2,0·10-8 | 0,5-4 суток |
Углеводороды (CXHY) | ˂1,0·10-8 | несколько суток |
При вдыхании воздуха, насыщенного азотом под повышенным давлением, отмечаются признаки опьянения. Снижение содержания кислорода в воздухе до 13% приводит к расстройству физиологических функций организма, а до 7% – к летальному исходу. Величина насыщения крови кислородом зависит от его содержания в воздухе и от его парциального давления. При падении кислорода развиваются явления кислородного голодания.
Углекислый газпоступает в атмосферу в результате процессов дыхания. Снижение концентрации СО
2 в воздухе не представляет опасности, поскольку его уровень в крови поддерживается при обменных процессах. При увеличении концентрации углекислого газа в воздухе появляются одышка, головная боль, повышается сердцебиение. Поэтому влияние состава воздуха на процессы мышления младшего школьника проявляется в раздражении дыхания.
Гигиеническое значение имеют физические свойства воздуха. Согласно СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» средние показатели температурного режима зависят от условий занятия физкультурой и времени года: для младших школьников с небольшой физической нагрузкой в тёплое время года – 22–24 °С, в холодное время года – 21-23 °С. [10]
Оптимальной является относительная влажность воздуха 40%. Движение воздухаспособствует уравновешиванию температур, перемешиванию газов, удалению воздушных потоков от загрязнителей, влияет на тепловой баланс организма, предупреждая перегревание. Оптимальной считается скорость движения воздуха в пределах 0,1-0,2 м/с.
3. Как гигиенические факторы влияют на развитие мышления младших школьников?
Рисунок 4 – Влияние гигиенических факторов на развитие мышления младших школьников (мнение младших школьников) (%)
На развитие мышления младших школьников больше всего влияет отдых и сон вследствие снижения реакции на внешние раздражители, повышения бодрствования, физическую и умственную, эмоциональную работоспособность. У младших школьников происходит накопление необходимых веществ для функционирования организма, синтез аминокислот, процессы регенерации, синтезируется гормон роста. В мозге регистрируется быстрая ритмическая активность. Для всего организма - это накопление энергии и активная психическая деятельность, осуществляется сортировка информации. Поэтому сон и отдых определяют способность реализовывать жизненную программу младшего школьника.
Таким образом, на процесс развития мышления влияют спортивные и подвижные игры, солнце и воздух, состав воздуха.
На территории городского округа общий охват занятиями физкультурой - 32,5%. Работают 49 спортивных сооружений: 1 стадион, 24 плоскостных сооружения и 24 спортзала (22 спортивных сооружения - в сельской местности). Ежегодно проводится до 98 спортивно-массовых мероприятий «Лыжня России», «Кросс наций», легкоатлетическая эстафета по городу, легкоатлетический пробег.
Упражнение «Наблюдательность» позволило выявить среди младших школьников подробное устное описание школьного двора, путь из дома в школу и узнать уровень сформированности мышления. Уровень сформированности мышления младших школьников отразим в таблице 3.
Таблица 3 – Уровень сформированности мышления младших школьников
№ | Имя учащегося | Задание | Балл | Уровень наглядно-образного мышления |
1 | Алексей | + | 6,4 | высокий |
2 | Даша | +- | 3,6 | средний |
3 | Алёша | +- | 3,6 | средний |
4 | Василий | +- | 2,3 | средний |
5 | Мария | +- | 1,6 | средний |
6 | Руслан | + | 7 | высокий |
7 | Денис | +- | 3,5 | средний |
8 | Сергей | -- | 0,7 | низкий |
9 | Никита | + | 7 | высокий |
10 | Артур | -- | 0,9 | низкий |
Примечание: 10 баллов – очень высокий уровень, 4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень, 1,5 – 3,5 баллов – средний уровень, 0,8 баллов – низкий уровень
Количественный анализ выявил, что после рекомендаций 5 человек (50%) имеет средний уровень наглядно-образного мышления, 3 человека (30%) - высокий уровень развития и 2 человека (20%) – низкий уровень. До рекомендаций 40% детей имели средний уровень развития наглядно-образного мышления; 20% - высокий уровень развития и 25% - низкий уровень развития.
Качественный анализ результатов выявил, что на развитие мышления младших школьников влияют двигательная активность: 2 раза в неделю - 60%; отсутствие двигательной активности - 27%; пассивный отдых дома - 60%; пешие прогулки - в день 30 минут - 47%; зарядку не включают в режим дня - 47%, включают иногда - 33%.
Сну отводится 7-8 часов - 40% или 5-6 - 33%; многие просыпаются в удовлетворительном состоянии и с нормальным настроением - 67%. Большинство чистит зубы 2-3 раза в день - 67%; принимает душ 1-2 раза в день - 80%; а влажную уборку проводит раз в неделю - 60%; при выходе на улицу всегда учитывает погодные условия - 73%.
Таким образом, необходимо увеличить применение средств физкультуры для развития мышления с помощью чтения литературы, прохождения курсов по правильному питанию, организации сна и отдыха, влиянии окружающей среды на организм. У многих из опрошенных сформировано представление о личной гигиене, отношение к развитию своего мышления. Часть школьников пренебрегает сном и злоупотребляет социальными сетями, что может сказываться на физическом состоянии.
В таблице 4 представим изменение уровня сформированности мышления младших школьников от средств физической культуры после рекомендаций.
Таблица 4 – Изменение уровня сформированности мышления младших школьников от средств физической культуры после рекомендаций
Показатели | До | После | Изменение, +\- |
Способность к познанию мира физкультуры | 4 | 9 | 5 |
Способность использовать средства физкультуры | 1 | 8 | 7 |
Способность пополнить запас понятий | 2 | 7 | 5 |
Способность получить представления | 2 | 9 | 7 |
Способность к новым суждениям | 3 | 6 | 3 |
Осуществление умозаключений | 1 | 10 | 9 |
Способность овладеть знаниями о физических упражнениях и играх | 3 | 6 | 3 |
Способность применить свойства природы | 1 | 9 | 8 |
Режим повседневной деятельности | 2 | 10 | 8 |
Личная гигиена | 1 | 10 | 9 |
Гигиенические условия окружающей среды | 2 | 10 | 8 |
Способность к продолжительной тренировке | 1 | 10 | 9 |
Спортивные и подвижные игры | 4 | 6 | 2 |