Файл: Курсовая работа 44. 03. 01 Педагогическое образование Направленность программы бакалавриата Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Знание основ развития мышления младших школьников средствами физкультуры позволит организовать учебно-тренировочный процесс более эффективно и качественно, и подвести к развитию мышления в наилучшей физической и психологической форме. Включать средства физической культуры для развития мышления младших школьников. Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8-12 часов в неделю.
2.2. Реализация процесса развития мышления младших школьников средствами физкультуры
Развитие мышления средствами физической культуры - это здоровый образ жизни, интересный досуг, профилактика заболеваний и устранение негативных социальных последствий и создание новых возможностей для детей и подростков.

Летом 2022 года нами были получены результаты опроса младших школьников до и после разработки рекомендаций по улучшению условий развития мышления средствами физкультуры для работников общеобразовательных школ, сотрудников учреждений дополнительного образования, осуществляющих физкультурную деятельность.

Раскроем результаты опроса о том, как средства физической культуры влияют на развитие мышления младших школьников:

1. Как физические упражнения влияют на развитие мышления младших школьников?



Рисунок 2 – Влияние физических упражнений на развитие мышления младших школьников (мнение учителей физкультуры) (%)
Больше всего на развитие мышления младших школьников влияют спортивные и подвижные игры, в которых у детей проявляется способность организовать пространство игры, усваиваются игровые и спортивные понятия, делаются выводы и самостоятельные умозаключения, выводятся новые суждения. Младшие школьники получают представление об игре, ее свойствах и отношениях в ней.

2. Как природная среда влияет на развитие мышления младших школьников?



Рисунок 3 - Влияние природной среды на развитие мышления младших школьников (мнение младших школьников) (%)
На развитие мышления младших школьников больше всего влияет солнце и воздух. Солнце является источником энергии, оно состоит из газов, то разные его слои вращаются с разной угловой скоростью. Солнечный свет активизирует обменные процессы в организме, стимулирует работу коры головного мозга, улучшает эмоциональное состояние. Свет синхронизирует суточные и сезонные ритмы, определяя время сна и бодрствования. Их нарушение приводит к бессоннице, ухудшению трудоспособности и депрессии. Ультрафиолетовая часть является жизненно важным фактором.


В воздухе присутствует загрязнение атмосферы, происходит уничтожение лесов, эрозия почвы.
Таблица 2 - Влияние состава воздуха на процессы мышления младшего школьника [10]

Газ

Объёмная

концентрация, %

Среднее время пребывания в атмосфере

Азот (N2)

78,1

106-2,0·107 лет

Кислород (O2)

20,9

5,0·103-104 лет

Углекислый газ (CO2)

3,2·10-2

2-4 года

Гелий (He)

5,2·10-4

106-107 лет

Вода (H2O)

5,0·10-5

5-10 суток

Метан (CH4)

1,0·10-4

4-7 лет

Оксид углерода (CO)

1,0·10-5

2-6 месяцев

Озон (O3)

2,0·10-6

5-7 суток

Аммиак (NH3)

1,0·10-6

2,5-4 года

Гемиоксид азота (N2O)

2,5·10-5

5-9 суток

Оксид азота (NO)

7,0·10-8

8-11 суток

Диоксид азота (NO2)

1,0·10-7

2-4 суток

Диоксид серы (SO2)

2,0·10-8

0,5-4 суток

Углеводороды (CXHY)

˂1,0·10-8

несколько суток


При вдыхании воздуха, насыщенного азотом под повышенным давлением, отмечаются признаки опьянения. Снижение содержания кислорода в воздухе до 13% приводит к расстройству физиологических функций организма, а до 7% – к летальному исходу. Величина насыщения крови кислородом зависит от его содержания в воздухе и от его парциального давления. При падении кислорода развиваются явления кислородного голодания.

Углекислый газпоступает в атмосферу в результате процессов дыхания. Снижение концентрации СО
2 в воздухе не представляет опасности, поскольку его уровень в крови поддерживается при обменных процессах. При увеличении концентрации углекислого газа в воздухе появляются одышка, головная боль, повышается сердцебиение. Поэтому влияние состава воздуха на процессы мышления младшего школьника проявляется в раздражении дыхания.

Гигиеническое значение имеют физические свойства воздуха. Согласно СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» средние показатели температурного режима зависят от условий занятия физкультурой и времени года: для младших школьников с небольшой физической нагрузкой в тёплое время года – 22–24 °С, в холодное время года – 21-23 °С. [10]

Оптимальной является относительная влажность воздуха 40%. Движение воздухаспособствует уравновешиванию температур, перемешиванию газов, удалению воздушных потоков от загрязнителей, влияет на тепловой баланс организма, предупреждая перегревание. Оптимальной считается скорость движения воздуха в пределах 0,1-0,2 м/с.

3. Как гигиенические факторы влияют на развитие мышления младших школьников?



Рисунок 4 – Влияние гигиенических факторов на развитие мышления младших школьников (мнение младших школьников) (%)

На развитие мышления младших школьников больше всего влияет отдых и сон вследствие снижения реакции на внешние раздражители, повышения бодрствования, физическую и умственную, эмоциональную работоспособность. У младших школьников происходит накопление необходимых веществ для функционирования организма, синтез аминокислот, процессы регенерации, синтезируется гормон роста. В мозге регистрируется быстрая ритмическая активность. Для всего организма - это накопление энергии и активная психическая деятельность, осуществляется сортировка информации. Поэтому сон и отдых определяют способность реализовывать жизненную программу младшего школьника.

Таким образом, на процесс развития мышления влияют спортивные и подвижные игры, солнце и воздух, состав воздуха.

На территории городского округа общий охват занятиями физкультурой - 32,5%. Работают 49 спортивных сооружений: 1 стадион, 24 плоскостных сооружения и 24 спортзала (22 спортивных сооружения - в сельской местности). Ежегодно проводится до 98 спортивно-массовых мероприятий «Лыжня России», «Кросс наций», легкоатлетическая эстафета по городу, легкоатлетический пробег.


Упражнение «Наблюдательность» позволило выявить среди младших школьников подробное устное описание школьного двора, путь из дома в школу и узнать уровень сформированности мышления. Уровень сформированности мышления младших школьников отразим в таблице 3.

Таблица 3 – Уровень сформированности мышления младших школьников



Имя

учащегося

Задание

Балл

Уровень наглядно-образного мышления

1

Алексей

+

6,4

высокий

2

Даша

+-

3,6

средний

3

Алёша

+-

3,6

средний

4

Василий

+-

2,3

средний

5

Мария

+-

1,6

средний

6

Руслан

+

7

высокий

7

Денис

+-

3,5

средний

8

Сергей

--

0,7

низкий

9

Никита

+

7

высокий

10

Артур

--

0,9

низкий


Примечание: 10 баллов – очень высокий уровень, 4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень, 1,5 – 3,5 баллов – средний уровень, 0,8 баллов – низкий уровень

Количественный анализ выявил, что после рекомендаций 5 человек (50%) имеет средний уровень наглядно-образного мышления, 3 человека (30%) - высокий уровень развития и 2 человека (20%) – низкий уровень. До рекомендаций 40% детей имели средний уровень развития наглядно-образного мышления; 20% - высокий уровень развития и 25% - низкий уровень развития.

Качественный анализ результатов выявил, что на развитие мышления младших школьников влияют двигательная активность: 2 раза в неделю - 60%; отсутствие двигательной активности - 27%; пассивный отдых дома - 60%; пешие прогулки - в день 30 минут - 47%; зарядку не включают в режим дня - 47%, включают иногда - 33%.

Сну отводится 7-8 часов - 40% или 5-6 - 33%; многие просыпаются в удовлетворительном состоянии и с нормальным настроением - 67%. Большинство чистит зубы 2-3 раза в день - 67%; принимает душ 1-2 раза в день - 80%; а влажную уборку проводит раз в неделю - 60%; при выходе на улицу всегда учитывает погодные условия - 73%.

Таким образом, необходимо увеличить применение средств физкультуры для развития мышления с помощью чтения литературы, прохождения курсов по правильному питанию, организации сна и отдыха, влиянии окружающей среды на организм. У многих из опрошенных сформировано представление о личной гигиене, отношение к развитию своего мышления. Часть школьников пренебрегает сном и злоупотребляет социальными сетями, что может сказываться на физическом состоянии.

В таблице 4 представим изменение уровня сформированности мышления младших школьников от средств физической культуры после рекомендаций.

Таблица 4 – Изменение уровня сформированности мышления младших школьников от средств физической культуры после рекомендаций

Показатели

До

После

Изменение, +\-

Способность к познанию мира физкультуры

4

9

5

Способность использовать средства физкультуры

1

8

7

Способность пополнить запас понятий

2

7

5

Способность получить представления

2

9

7

Способность к новым суждениям

3

6

3

Осуществление умозаключений

1

10

9

Способность овладеть знаниями о физических упражнениях и играх

3

6

3

Способность применить свойства природы

1

9

8

Режим повседневной деятельности

2

10

8

Личная гигиена

1

10

9

Гигиенические условия окружающей среды

2

10

8

Способность к продолжительной тренировке

1

10

9

Спортивные и подвижные игры

4

6

2