Файл: Курсовая работа 44. 03. 01 Педагогическое образование Направленность программы бакалавриата Физическая культура.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наглядно-образное и словесно-логическое мышление развивают умение оперировать словами, понимать логику рассуждений при сравнении средств физкультуры. Установление связей направлено на решение ситуаций на основе обобщений и последовательности [4].
Наглядно-действенное мышление возникает в физкультурной деятельности и основано на наблюдении; наглядно-образное мышление - на представлениях о физкультуре и ее средствах; абстрактно-логическое мышление - на выделении средств физкультуры; словесно-логическое мышление - на совершении операций со средствами физкультуры.
Реализация деятельности средствами физкультуры происходит с подключением мышления и зависит от развития психических функций. Мышление является частью психики, на которую влияют биологические и социальные факторы, способствуя становлению мыслительных процессов. Поэтому его развитие возможно средствами физкультуры.
Развитие мышления младших школьников должно строиться на способности к решению задач в ходе физкультурной деятельности путём совершения умозаключений. Выявление взаимосвязи мышления и средств физкультуры (физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда) позволит определить новые основы здорового образа жизни младших школьников, развить чувство сопереживания, навыки саморегуляции, предупреждать поведение.
Использование физических упражнений, соблюдение личной гигиены, потенциала окружающей среды позволит младшим школьникам приобрести и усовершенствовать физические качества, умения и навыки.
Следовательно, мышление имеет общественно-историческую природу и развивается только в разных видах деятельности. Мышление, как активная сторона познания, является умственным процессом, лежащим в основе внимания, восприятия, ассоциаций, образования понятий, суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Оно отражает реальность в суждениях и деятельность мозга через ощущения, восприятия, представления, воображение, память, сознание, так как обусловлено деятельностью мозга и под воздействием условий и трансформаций.
1.2. Основы взаимосвязи мышления и средств физкультуры
Мышление младших школьников развивается в процессе познавательной и физкультурной активности, обобщённо отражаясь в связях. В мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
Нами выявлено, что мышление развивается только в разных видах деятельности и является умственным процессом, лежащим в основе внимания, восприятия, ассоциаций, и умозаключений; отражает реальность в суждениях и деятельности через сознание под воздействием трансформаций.
Мышление младшего школьника - это «обобщённое посредством слова и опосредованное знаниями отражение мира физкультуры и связанное с чувственным познанием». [11]
В.В. Давыдов, А.А. Люблинская выделили наглядно-образное мышление младших школьников. Средствами физкультуры происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. [12, 20]
На основе идей П.П. Блонского и Басова Н.В. средствами физкультуры возможно развитие детского мышления с опорой на «упражнения, гигиену, окружающую среду, что расширяет объем детского мышления и отдаляет от восприятия, становясь ненаглядным». [3]
Для повышения активности необходимо заниматься физической культурой для «активизации, интенсификации жизни и улучшения общего состояния, повышения продолжительности жизни» [18]. Физическая культура способствует «самореализации в развитии способностей и потенциала, возможностей и улучшения общего состояния» [20]. На рисунке 1 выделим подходы к трактовке термина «физическая культура».
Рисунок 1 - Интерпретация понятия «физическая культура» [20]
Обеспечение качества и уровня развития физкультуры строится на потребности к выполнению обязанностей по проведению физкультурной деятельности [14]. На рисунке 2 представим классификацию физкультуры. Физическая культура представляет компонент формирования человека, поскольку направлен на обеспечение уровня физической и психической подготовки для деятельности.
Рисунок 2 – Классификация видов физической культуры [10]
Согласно цели физической культуры реализация аспектов физического и общего развития строится на основах улучшения физических и психологических качеств, умений и навыков, и способностей, развития нравственных качеств, образующих физически готовую личность.
В системе общего образования и воспитания физкультура и физкультурная деятельность представляет процесс воздействия на систему организма, развитие физических и моральных, волевых качеств, развития психо- и физио- устойчивости, тренированности и закаливания эмоционально-умственной и волевой, чувственной и сенсорной сфер.
Физкультура направлена на системное и определённо составленное по плану воздействие под наблюдением формирующего знания, умения и навыки, и понимание значения физкультуры для осуществления физкультурной деятельности.
Младший школьник готов к овладению физическими упражнениями, навыками личной гигиены, познания окружающей среды, поскольку осознает управление поведением в сравнении через стремление к деятельности, обобщения, овладение речью, сотрудничество. [1]
Младший школьник ощущает изменения в занятиях физкультурой, общении, отношениях с окружающими, изменениях обязанностей и нацеленности на результат за счёт обязательности и произвольности выполнять тонкие движения, овладевать физкультурными навыками. Процесс торможения и возбуждения повышает точность чувств на фоне дисгармонии в физическом и психическом развитии, утомляемости, беспокойстве, потребности в движении. С развитием мышления происходит прирост мышечной выносливости, ориентация движений, зрительно-двигательная координация, что улучшает освоение двигательных навыков и манипуляций, координации (ходить, бегать, прыгать, кидать мяч, др.). [4, 8, 18, 22]
Созерцательная любознательность помогает усвоить физические упражнения, овладеть навыками личной гигиены, познать основы окружающей среды. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа компенсируются эмоциональностью на фоне механизмов слушания, наблюдательности, способности к анализу. [4]
Недостаточность и неустойчивость внимания ограничивает объем мышления с концентрацией на неинтересных действиях, но при ответственности за результат. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому: «ребёнок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» согласно причинно-следственных связей (Л.С. Выготский). [6] Ребёнок обладает слабой функцией интеллекта, поэтому мышление развивается посредством усиления познавательных процессов, где словесно-логическое мышление рисует наглядные образцы.
Младшие школьники решают задачи в словесном плане, с опорой на наглядность и практические действия, через умение излагать мысли. Пластичность мозга имеет наглядно-образный характер, поэтому запоминается материал с опорой на производную и смысловую память, способы запоминания.
Воображение опирается на предметы и слово под влиянием средств физкультуры, включения чувств, внушаемости, доверчивости, склонности к подражанию. [4]
Мотивация отстаёт от интеллектуальной, так как воля не сформирована, и поэтому мотивы не осознаются. А повышенная чувствительность, переживание превалирует над разумом, совершаются необдуманные действия. Самооценка складывается в сравнении с другими, и поэтому создаётся нагрузка на психику. Отзывчивость на события благодаря восприятию, воображению, умственной и физической деятельности процесс мышления наполняется эмоциями, непосредственностью и откровенностью переживаний и сменой настроения. Поэтому через игровые действия и совместный результат проявляются неадекватные реакции вследствие отсутствия эмпатии. [4, 5]
Значит, мышление младшего школьника характеризуется опорой на образы и представления «чувственного образа явлений и средств физкультуры действительности, воздействовавших на органы чувств». С другой стороны, представление определяют как «знание принципов воздействия физических упражнений, личной гигиены, окружающей среды на мышление». [9]
Именно в младшем школьном возрасте происходит усвоение знаний в форме основы мышления взрослого человека, так как «возраст накладывает печать на характер детских представлений». [13]
Психологами выделены особенности представлений младших школьников: нечёткие; фрагментарные; конкретные и наглядные. В младшем школьном возрасте развитие мышления средствами физкультуры происходит благодаря мыслительной деятельности согласно: [1, 2]
- действенному и чувственному анализу – от чувственному к системному (анализ);
- от простого к сложному синтезу (синтез);
- подмена сравнения простым элементом, которыми невозможно действовать при множестве скрытых признаков (сравнение);
- абстрагированию средств физкультуры и их свойств (абстракция);
- замене обобщения объединением в группы средств физкультуры по связям и по практическому действию, понятиям и образам (обобщение).
Умственные действия совершаются через такие 6 этапов (П.Я. Гальперин): [7]
1. Ознакомление с целью овладения средствами физкультуры, создания мотивации младшего школьника.
2. Схема ориентировочной основы действий со средствами физкультуры.
3. Выполнение действий с помощью средств физкультуры.
4. Формирование действия без опоры на средства физкультуры.
5. Формирование действия «про себя».
6. Выполнение действий на основе средств физкультуры в умственном плане.
Значит, мышление младшего школьника развивается с помощью средств физкультуры и механизма их использования.
Мышление младших школьников посредством средств физкультуры характеризуется такими аспектами как: (В.В. Давыдов) [12]
1. Характерсредств физкультуры (физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда): характер связей средств физкультуры в процесс их использования и возможности овладения типом мышления. Эти средства развивают основы логического мышления, практического мышления, образного мышления.
2. Тип задачи для применения средств физкультуры: мышление опирается на тип связей и определяет тип мышления при решении. Изменяя характер задачи, «поворачивают» эти средства разными сторонами к младшему школьнику для включения разных типов мышления.
3. Возраст и уровень развития младшего школьника: зависимость от знаний и практики мышления в области физкультуры.
4. Способ установления отношений между средствами физкультуры для оперирования мышлением: сообщение правил и алгоритмов использования средств обучаемому на примерах и оперировании им; обучение приёмам и способам мышления; обнаружение связей и отношений.
То есть существует зависимость развития мышления младшего школьника от использования средств физкультуры, но согласно «зоны ближайшего развития и функций созревания» (Л.С. Выготский). [6]
Многие специалисты отмечают связь развития мышления со знаниями основ использования средств физкультуры - физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда, которыми ребёнок овладевает в процессе обучения и овладения ими. Так как «мышление развивается на основе усвоенных средств физкультуры».
Физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда развивают мышление младших школьников: [10]
- физические упражнения - за счёт совершения двигательных действий для приобретения физических качеств, умений и навыков;
- личная гигиена - за счёт следования правилам поведения, гигиенического содержания тела, одежды и предметов обихода;
- окружающая среда - за счёт потенциала природных объектов и природной среды.
В школьном курсе физкультуры закономерности развития мышления находят преломление в зависимости от его содержания. На уроках физкультуры младшие школьники овладевают системой мыслительных операций на уровне таких категорий как «физические упражнения, личная гигиена, окружающая среда» (А.Г. Рубинштейн). [26]