Файл: Перечень обозначений и сокращений Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этих условиях особое значение приобретает Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая через призму необходимых составляющих здоровья позволяет определить, что способен делать инвалид с конкретным заболеванием или расстройством. Комитет по правам человека ООН указывает о необходимости различать прямую и косвенную дискриминацию. В первом случае имеют место явные преимущества в отношении конкретной группы людей, установленные законом, а во втором — закон нейтрален, но непропорционально затрагивает определенную категорию лиц по сравнению с другими. В теории трудового права отсутствует подобное деление, но в судебной практике различные проявления дискриминации могут изменять и предмет доказывания по таким делам.

Доказывание факта дискриминации вызывает достаточно оправданные трудности. Некоторые сложности возникают уже на стадии выбора группы лиц или лица, сравнение с которыми позволяет выделять дискриминацию. «Трудности доказывания факта косвенной дискриминации связаны с тем, что прямых доказательств дискриминации мало или они вовсе отсутствуют. Ответчик, как правило, открыто не выражает свои взгляды и намерения. Иногда ответчик даже не осознает, что его действия являются дискриминацией чьих-то прав».

Таким образом, в отношении инвалидов прямая дискриминация выражается в несвязанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места. Косвенная дискриминация имеет место, когда нормативно-правовые акты или работодатель устанавливают равное обращение в случаях, требующих дифференцированного подхода для обеспечения равенства возможностей. В отношении инвалидов косвенная дискриминация заключается в том, что не создаются необходимые инвалидам условия для работы.

Исследования показывают, что при самостоятельном трудоустройстве инвалидов возникает ряд проблем дискриминационного характера со стороны работодателей: психологическая дискриминация – работодатель может принять заявление, но делает это столь неохотно, что инвалид не в состоянии произвести должного впечатления из-за ожидаемого отказа; статистическая дискриминация – работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из предполагаемых кандидатов, будучи уверенным, что статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно; дискриминация по требованиям – работодатель сознательно завышает критерии для нанимающихся на выполнение определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы; чистая дискриминация – работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, потому что считает, что инвалид не может выполнить эту работу либо создаст дополнительные проблемы для работодателя и др.


Статья 64 Трудового кодекса РФ закрепила, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. «Для обнаружения признаков дискриминации в качестве лакмусовой бумажки можно применять условие о наличии либо отсутствии деловых качеств работника – только оно позволит отличить законные действия работодателя от дискриминационных». Однако практика пока далека от этих требований, а отказ в приеме на работу, нарушающий принцип равенства, в судебном процессе сложно доказуем, а зачастую практически недоказуем.

Инвалиду, подвергшемуся дискриминации на этапе приема на работу, Важно иметь возможность защитить свои права. А.А. Андреев указывает на то, что необоснованными являются незаконные отказы, т.е. отказы по мотивам, относящимся к запрещенным действующим законодательством, и немотивированные отказы, т.е. отказы без указания каких-либо мотивов. Р.Н. Лыгин считает, что обоснованным следует признавать только письменный мотивированный отказ с аргументацией без дискриминационных мотивов.

Доказывание по делам о дискриминации затрудняется тем, что очень трудно разграничить дискриминирующие и недискриминирующие факторы, влияющие на зарплату, наем работников и т.п. Эта проблема правительств большинства стран при разработке антидискриминационной политики.

В отечественной правовой науке особо подчеркивается, что в рамках решения проблемы дискриминации на рынке труда инвалидов необходимо говорить о праве на содействие трудовой занятости, поскольку конечной целью содействия занятости должно являться получение оплачиваемой работы, обращая внимание на то, что юридическими гарантиями права на труд следует считать только те правовые средства и способы, которые реально дают возможность поступления на работу (профессиональное обучение) и которым корреспондирует юридическая обязанность соответствующих государственных и иных органов и организаций принять гражданина на работу или учебу, т.е. обеспечить формой трудовой занятости.

Одними из таких правовых гарантий обеспечения прав на труд инвалидов являются квотирование рабочих мест и поддержка специализированных предприятий, остальные формы содействия занятости лиц с ограниченными возможностями способствуют осуществлению права на труд, но не гарантируют его.



Равенство возможностей инвалидов на открытом рынке труда достигается и посредством разумного приспособления, т.е. создание специальных условий труда для человека с инвалидностью. Данный процесс включает устранение трех блоков возможных барьеров: доступность инфраструктуры; место и график работы, согласованные с физическими и социальными возможностями; служебные обязанности и условия работы, адаптированные под физические и социальные возможности.

В российском законодательстве дается понятие специального рабочего места для трудоустройства инвалидов, устанавливается обязанность работодателя создавать инвалидам специальные условия труда, которые определяются Бюро медико-социальной экспертизы и отражаются в индивидуальной программе реабилитации. Несмотря на это, правовое регулирование разумного приспособления рабочего места и условий труда по сравнению с зарубежным опытом в России отсутствует.

На наш взгляд, дефицит информации может служить еще одним дискриминирующим фактором для людей с ограниченными возможностями. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней. Однако обществом не принят во внимание тот факт, что немногие инвалиды характеризуются той степенью мобильности к повседневному потоку информации, как активные работающие люди без инвалидности. Качество информационной среды, слабо разработанные коммуникативные связи встают еще одним барьеров для инвалидов на пути интеграции в общество.


2 Дискриминация в отношении людей с инвалидностью
Происходящие в мировом сообществе изменения общественныхотношений в настоящее время обусловлены тенденцией гуманизации,послужившей причиной обострения общечеловеческого интереса кпроблемам социально не защищенных категорий населения, к числукоторых следует отнести в первую очередь людей с инвалидностью, которые наиболее часто подвергаются дискриминации в обществе.

Проблема инвалидности относится к числу многоаспектных явлений,вызванных разночтениями в терминологическом и нормативном пониманиикатегорий «инвалид» и «инвалидность», а так же особой значимостьюпредусмотренных нормами действующего международного ивнутригосударственного права механизмов реализации и защиты правсвобод людей с инвалидностью.В настоящее время обострение проблемы инвалидности связано так же, с ростом числа людей, имеющих непосредственное отношение куказанной категории в силу высокого уровня травматизма, наличия иосложненного течения различных заболеваний, а так же, генетическиймутаций, служащих причинами врожденной или приобретенной инвалидности. С учетом высокой численности доли населения имеющегоинвалидность актуальным стал вопрос о включении людей с инвалидностьюво все сферы жизнедеятельности посредством международного сотрудничества и разработки необходимых гарантий и механизмов в рамкахвнутригосударственной правовой системы. К сожалению длительный период времени во многих государствахсуществовали и укоренялись предрассудки в отношении людей с инвалидностью, основанные на восприятии данных людей обществом в качестве «не таких», «других», воспринимаемых не как иначе, как обуза для государства, в связи с чем в жизни люди с инвалидностью постоянно сталкивались с дискриминацией, отчуждением, изоляцией, вплоть до полного исключения индивида из жизни социума.


Не секрет, что в нашем государстве до недавнего времени тоже прогрессировала подобная ситуация в результате которой сложилась острая социальная проблема отторжения населением людей с инвалидностью на всех этапах жизни и практически во всех сферах общественных отношений.

Согласно положений ч. 2 ст. 19 Конституции РФ – Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Исходя их толкования указанного положения следует сказать, что в РФ установлен запрет на дискриминацию людей по определённым признакам, однако, конституция наряду с указанием конкретных дискриминирующих признаков отсылает правоприменителя к категории «другие обстоятельства», что позволяет говорить о фактическом применении данных положений только в случае признания или установления таковых в специализированных правовых актах.

До недавнего времени каких-либо норм, регламентирующих признание инвалидности одной из дискриминационных категорий не существовало, в связи с чем и обратиться за защитой в случае дискриминации человека по признаку инвалидности не имелось возможности, а значит и привлечь виновное в указанном деянии лицо к ответственности и повлиять на решение той или иной проблемы было невозможно. На преодоление указанной проблемы было направлено принятие в декабре 2006г. международным сообществом в рамках заседания Генеральной Ассамблеи ООН Конвенции о правах инвалидов (КПИ), которая вступила в действие 3 мая 2008 г. Согласно основной идеи Конвенции о правах инвалидов- человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.

На момент принятия конвенции и вступления в силу её положений наше государство не было готово к полной трансформации правового и социального пространства, необходимых для фактического применения и внедрения в Российскую правовую систему положений Конвенции, в связи с чем, ратификация Конвенции в РФ была осуществлена лишь в 2012 году.

Согласно преамбуле КПИ - дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности.


В соответствии со ст. 2 КПИ: «дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. При этом, следует отметить, что с точки зрения разработчиков Конвенции дискриминация включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении.

Согласно положений ст. 4 КПИ:

- Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

- При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государстваучастники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

В свою очередь, положениями ст. 5 КПИ «равенство и не дискриминация» предусматривается, признание всеми государствамиучастниками равенства всех лиц перед законом, выраженного в рамном пользовании правами и свободами без всякой дискриминации, а так же, в равном доступе к эффективной правовой защите от дискриминации на любой почве.

Понимая практические сложности в реализации положений КПИ в пределах суверенных государств разработчики определили в положениях ст. 5 в качестве одного из механизмов поощрения равенства и устранения дискриминации необходимость принятия государствами-участниками мер к обеспечению разумного приспособления.

С момента принятия КПИ и её ратификации со стороны РФ прошло немалое количество времени на протяжении которого в нашем государстве разрабатывались правовые нормы и внедрялись фактические механизмы реализации и защиты прав инвалидов в различных сферах жизнедеятельности, однако существовавшая и укоренившаяся в сознании людей неприязнь и отрицание прав указанной категории граждан по прежнему выступали существенным препятствием в успешной реализации норм КПИ и выравниваниив правах и свободах всех людей. На решение данной проблемы и преодоление проблемы дискриминации в отношении людей с инвалидностью был направлен Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» согласно положений которого в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией о правах инвалидов расширены полномочия и обязанности российских органов власти в области обеспечения доступной среды и необходимой инфраструктуры для инвалидов.