ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, а также о производимых инвалиду денежных выплатах и иных мерах социальной защиты в РФ будет создан Федеральный реестр инвалидов.
Указанным законом установлены положения, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, объектам культуры и связи, общему имуществу в многоквартирных домах, а также внесены изменения в положения ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» путем внедрения в текст указанного акта положений о запрете дискриминации попризнаку инвалидности (закон вступил в силу с 1 января 2016 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу).
Согласно положений ст. 3.1 ФЗ № 181-ФЗ запрещена дискриминация людей по признаку инвалидности, в качестве которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Благодаря указанным изменениям в положениях действующего законодательства сегодня в процессе защиты прав инвалидов мы можем с уверенностью апеллировать к положениям Конституции РФ о запрете дискриминации по определённым признакам, поскольку внедрение указанной нормы в ФЗ № 181-ФЗ послужило необходимым механизмом признания в качестве одного из таких признаков наличие у лица инвалидности.
2.1 Ответственность за дискриминацию по признаку инвалидности
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности.
Согласно нормам Федерального закона № 181-ФЗ под дискриминацией по признаку инвалидности понимается «любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».
За дискриминацию по признаку инвалидности предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, положениями статьи 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно нормам статьи 136 Уголовного Кодекса Российской Федерации, дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере от статысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок».
Положения статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязывают государственные органы и органы местного самоуправления иметь версию сайта для слабовидящих, так как отсутствие, например, у медицинского или образовательного учреждения версии сайта для слабовидящих может привести к дискриминации людей страдающих проблемами со зрением («слабовидящих»), то же самое касается и коммерческих сайтов.
Таким образом, в соответствии с законами Российской Федерации и для недопущения административных правонарушений всем сайтам, в том числе информационным ресурсам государственных органов и органов местного самоуправления, медицинских и образовательных учреждений необходимо иметь версию для слабовидящих.
2.2Дискриминация лиц с ограниченными возможностями здоровья при трудоустройстве
На сегодняшний день в международных и национальных нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы трудового права, закреплены основные права инвалидов в данной сфере. Однако, по моему мнению, они не полностью разработаны и требуют дальнейшего законодательного развития. Приступая к исследованию данной проблемы, хотелось бы отметить, что лицам с ограниченными возможностями здоровья требуется особое внимание законодателя, а их дискриминация часто приводит к их изоляции.
Итак, лица с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, имеют полноценное право на труд, под которым понимается право работать по любой доступной им профессии. В соответствии со статьей 3.1 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов» запрещается дискриминация по причинам инвалидности, которая характеризуется как любое ограничение, исключение или различие по признакам инвалидности, нацеленное на умаление или непризнание, реализацию или осуществление наряду с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, гражданской или любой другой области Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 3.1 // СПС Консультант плюс .
В юридической литературе выработались правовые средства формирования возможностей для реализации прав инвалидов на труд путём дифференциации правового регулирования их трудовой деятельности. По мнению Н.Н. Курсовой дифференциация состоит из двух возможных оснований: объективных и субъективных. Объективная дифференциация характеризуется организацией доступных инвалидам трудовых форм деятельности (примером может послужить надомный труд, дистанционный труд). Дифференциация по субъективным основаниям реализуется при принятии мер, нацеленных на защиту от вредных воздействий труда на здоровье работника, которое было нарушено впоследствии инвалидности Курова Н.Н.
Как отмечают некоторые ученые, дискриминация по причине инвалидности характеризуется любым различием, исключением или ограничением по признакам инвалидности, целью которого является ущемление или отрицание признания, и осуществление наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, гражданской, культурной или иной области, включающий в себя все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении и т.п.
Право на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и на независимость инвалидов, социальную интеграцию и на принятие участия в общественной жизни закреплено в Европейской социальной хартии.
Конституция Российской Федерации, в свою очередь, закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от половой принадлежности, расы, национальной принадлежности, происхождения, религиозных взглядов, убеждений и места жительства Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014N 11-ФКЗ). Право на трудовую деятельность является свободным, то есть каждый человек вправе распоряжаться своими способностями к труду, осуществлять ту или иную профессию или род деятельности.
В Российском трудовом законодательстве дискриминация в сфере труда запрещается. Никого нельзя ограничивать в трудовых правах и свободах или в получении определенных преимуществ в зависимости от половой, национальной принадлежности, языка, расы, семейного, имущественного и должностного положения, возрастной категории, места проживания, а также по другим обстоятельствам, не связанных к деловым качествам работника Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017), статья 3 // СПС Консультант плюс. Трудовой кодекс РФ определяет, что следует признавать дискриминацией, а что нет. Так, не признается дискриминацией «установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установленных Трудовым кодексом РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства»
Лица, полагающие, что они стали жертвой дискриминации в сфере труда, имеют право на обращение в суд с заявлением о восстановлении нарушенного права