ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также о требовании возмещения материального и морального вреда.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П в России, как в правовом государстве, политика, которого нацелена на формирование условий, направленных на обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека, защиту труда и здоровье людей, гарантируются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, а также развитие системы социальных служб.Каждый имеет право на трудовую деятельность, соответствующую условиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за трудовую деятельность, с признаками отсутствия дискриминации, а также гарантию выдачи социальных пособий лицам с ограниченными возможностями здоровья Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан".
Большинство государств приняли специальные законодательные акты о труде, регулирующие отношения, связанные с лицами с ограниченными возможностями здоровья, касающиеся как запрета дискриминации в сфере трудовой деятельности, так и обязанности государственных органов обеспечивать социальные гарантии инвалидам и максимальный доступ к государственной поддержке. Закон США 1990г. «Об инвалидах» предоставляет защиту от дискриминации инвалидам как при трудоустройстве, для тех, кто не способен исполнять свои полномочия на определенной должности, так и при отсутствии разумного приспособления, которое не является чрезмерным бременем. Также, предусматривается предоставление квот, установление особых прав в образовании, установление организациям, осуществляющим помощь трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья, стимулов в виде налоговых льгот, субсидий.
Как было отмечено, исследование проблемы дискриминации имеет масштабный характер. В соответствии со статьей 3 Конвенции «О правах инвалидов», одним из основных принципов является не дискриминация Конвенция ООН о правах инвалидов // заключена 13.12.2006. Нью-Йорк// статья 3. Участники данной Конвенции признают равенство каждого лица перед законом и право иметь равную защиту и равное пользование им без всякой дискриминации. В Конвенции «О правах инвалидов» провозглашается запрет на любую дискриминацию по признакам инвалидности и предоставляется гарантия инвалидам на равную эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве Конвенция ООН о правах инвалидов // заключена 13.12.2006. Нью-Йорк// статья 5.
Относительно вопроса дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья при реализации права на труд, следует также обратиться к Конвенции «О правах инвалидов». Данный нормативный правовой акт устанавливает признание права инвалидов на трудовую деятельность в равной мере с другими, под которым следует понимать возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, которое лицо с ограниченными возможностями свободно выбрало или на которое оно свободно согласилось, в условиях, когда трудовой рынок был открытым и доступным для него.Согласно Конвенции, обеспечивается и поощряется реализация права на трудовую деятельность лицами, получающими инвалидность в процессе труда, в том числе в законодательном порядке, с помощью принятия надлежащих мер, которые направлены, в частности, на недопустимость дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, затрагивающих все формы занятости, в том числе условия приема на работу, занятости, сохранения работы и здоровых трудовых условий Конвенция ООН о правах инвалидов // заключена 13.12.2006. Нью-Йорк// Статья 27.. Провозглашаются и защищаются права лиц с ограниченными возможностями здоровья в равной мере с другими, в том числе равные возможности и равное вознаграждение за трудовую деятельность равной ценности, в том числе предоставляется защита от домогательства, и удовлетворение жалоб. В соответствии с данным документом государства осуществляют контроль и поддержку для того, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья не содержались в рабстве или оказывались в подневольном положении, и предоставляют защиту наравне с другими лицами от обязательного и принудительного труда.
Следует отметить, что в соответствии с Конвенцией МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» специальная позитивная поддержка, нацеленная на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных работников, не носит дискриминационный характер по отношению к другим работникам Конвенция N 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (рус., англ.) (Заключена в г. Женеве 20.06.1983), статья 4. .
В современных официальных документах закреплены виды дискриминации. Так, согласно Приказу Минтруда России от 09.11.2017 N 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости», выделяются два вида дискриминации инвалидов. Первый и наиболее распространенный вид дискриминации инвалидов - это прямая дискриминация. Она характеризуется тем, что при принятии на работу инвалида и продвижении его в службе, в профориентации и переподготовки, трудоустройстве на преимущественно низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, им
отказывают по причинам, которые не связаны с деловыми качествами. Второй вид дискриминации - это косвенная дискриминация. Она выражается в требованиях, формально являющихся равными для всех, но фактически ставит в неравное положение лиц с ограниченными возможностями здоровья с полноценными людьми. Локальные нормативные правовые предписания работодателя и практика их реализации формируют условия, которые препятствуют или ограничивают исполнение работы лицом с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с иными работниками имеют косвенный характер дискриминации Приказ Минтруда России от 09.11.2017 N 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости».
3 Проблемы граждан, имеющих инвалидность и пути их решения
Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Защита инвалидов как социальная проблема
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не может участвовать в общественной жизни.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Проблемы правового регулирования
Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:
1) разграничения предметов ведения;
2) создания и функционирования организационного механизма;
3) труда и занятости;
4) обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;
5) деятельности общественных объединений инвалидов.
Проблемы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов
обусловлены главным образом отсутствием четкой систематизации в указанной сфере деятельности.
В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:
– принятия целевых программ (социальная поддержка, реабилитация (комплексные программы по различным аспектам реабилитации, в отношении отдельных категорий инвалидов), обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур, развитие предприятий, применяющих труд инвалидов);
– установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;
– реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации);
– обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;
– социального обслуживания (установление перечня социальных услуг, регламентация деятельности различных учреждений социального обслуживания);
– установления льгот различным категориям инвалидов, общественным объединениям инвалидов.
Государственные гарантии социальной защиты инвалидов
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Органы государственной власти принимают законы и нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и реализуют государственные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
1) поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
2) адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
3) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
4) снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.
Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи:
1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П в России, как в правовом государстве, политика, которого нацелена на формирование условий, направленных на обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека, защиту труда и здоровье людей, гарантируются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, а также развитие системы социальных служб.Каждый имеет право на трудовую деятельность, соответствующую условиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за трудовую деятельность, с признаками отсутствия дискриминации, а также гарантию выдачи социальных пособий лицам с ограниченными возможностями здоровья Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан".
Большинство государств приняли специальные законодательные акты о труде, регулирующие отношения, связанные с лицами с ограниченными возможностями здоровья, касающиеся как запрета дискриминации в сфере трудовой деятельности, так и обязанности государственных органов обеспечивать социальные гарантии инвалидам и максимальный доступ к государственной поддержке. Закон США 1990г. «Об инвалидах» предоставляет защиту от дискриминации инвалидам как при трудоустройстве, для тех, кто не способен исполнять свои полномочия на определенной должности, так и при отсутствии разумного приспособления, которое не является чрезмерным бременем. Также, предусматривается предоставление квот, установление особых прав в образовании, установление организациям, осуществляющим помощь трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья, стимулов в виде налоговых льгот, субсидий.
Как было отмечено, исследование проблемы дискриминации имеет масштабный характер. В соответствии со статьей 3 Конвенции «О правах инвалидов», одним из основных принципов является не дискриминация Конвенция ООН о правах инвалидов // заключена 13.12.2006. Нью-Йорк// статья 3. Участники данной Конвенции признают равенство каждого лица перед законом и право иметь равную защиту и равное пользование им без всякой дискриминации. В Конвенции «О правах инвалидов» провозглашается запрет на любую дискриминацию по признакам инвалидности и предоставляется гарантия инвалидам на равную эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве Конвенция ООН о правах инвалидов // заключена 13.12.2006. Нью-Йорк// статья 5.
Относительно вопроса дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья при реализации права на труд, следует также обратиться к Конвенции «О правах инвалидов». Данный нормативный правовой акт устанавливает признание права инвалидов на трудовую деятельность в равной мере с другими, под которым следует понимать возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, которое лицо с ограниченными возможностями свободно выбрало или на которое оно свободно согласилось, в условиях, когда трудовой рынок был открытым и доступным для него.Согласно Конвенции, обеспечивается и поощряется реализация права на трудовую деятельность лицами, получающими инвалидность в процессе труда, в том числе в законодательном порядке, с помощью принятия надлежащих мер, которые направлены, в частности, на недопустимость дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, затрагивающих все формы занятости, в том числе условия приема на работу, занятости, сохранения работы и здоровых трудовых условий Конвенция ООН о правах инвалидов // заключена 13.12.2006. Нью-Йорк// Статья 27.. Провозглашаются и защищаются права лиц с ограниченными возможностями здоровья в равной мере с другими, в том числе равные возможности и равное вознаграждение за трудовую деятельность равной ценности, в том числе предоставляется защита от домогательства, и удовлетворение жалоб. В соответствии с данным документом государства осуществляют контроль и поддержку для того, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья не содержались в рабстве или оказывались в подневольном положении, и предоставляют защиту наравне с другими лицами от обязательного и принудительного труда.
Следует отметить, что в соответствии с Конвенцией МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» специальная позитивная поддержка, нацеленная на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных работников, не носит дискриминационный характер по отношению к другим работникам Конвенция N 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (рус., англ.) (Заключена в г. Женеве 20.06.1983), статья 4. .
В современных официальных документах закреплены виды дискриминации. Так, согласно Приказу Минтруда России от 09.11.2017 N 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости», выделяются два вида дискриминации инвалидов. Первый и наиболее распространенный вид дискриминации инвалидов - это прямая дискриминация. Она характеризуется тем, что при принятии на работу инвалида и продвижении его в службе, в профориентации и переподготовки, трудоустройстве на преимущественно низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, им
отказывают по причинам, которые не связаны с деловыми качествами. Второй вид дискриминации - это косвенная дискриминация. Она выражается в требованиях, формально являющихся равными для всех, но фактически ставит в неравное положение лиц с ограниченными возможностями здоровья с полноценными людьми. Локальные нормативные правовые предписания работодателя и практика их реализации формируют условия, которые препятствуют или ограничивают исполнение работы лицом с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с иными работниками имеют косвенный характер дискриминации Приказ Минтруда России от 09.11.2017 N 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости».
3 Проблемы граждан, имеющих инвалидность и пути их решения
Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Защита инвалидов как социальная проблема
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не может участвовать в общественной жизни.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Проблемы правового регулирования
Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:
1) разграничения предметов ведения;
2) создания и функционирования организационного механизма;
3) труда и занятости;
4) обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;
5) деятельности общественных объединений инвалидов.
Проблемы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов
обусловлены главным образом отсутствием четкой систематизации в указанной сфере деятельности.
В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:
– принятия целевых программ (социальная поддержка, реабилитация (комплексные программы по различным аспектам реабилитации, в отношении отдельных категорий инвалидов), обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур, развитие предприятий, применяющих труд инвалидов);
– установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;
– реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации);
– обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;
– социального обслуживания (установление перечня социальных услуг, регламентация деятельности различных учреждений социального обслуживания);
– установления льгот различным категориям инвалидов, общественным объединениям инвалидов.
Государственные гарантии социальной защиты инвалидов
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Органы государственной власти принимают законы и нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и реализуют государственные программы оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
1) поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
2) адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
3) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
4) снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.
Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи:
1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.