Файл: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»


(ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»)


Кафедра Философии


Контрольная работа

по дисциплине «Философия»


Выполнил: Люляев Владимир Петрович

Группа: зГД-20-3

Шифр: 21.05.04 Горное дело

Курс: 2

Вариант: 2

Преподаватель: Жилина Вера Анатольевна, доктор философских наук, доцент


Магнитогорск 2022

Содержание

В чем диалектика бытия и небытия..................................................................................................3

Какие концепции развития существуют в философии...................................................................4

Какие черты характеризуют чувственное познание.......................................................................5

Какие формы инобытия истины выделяют в философии..............................................................5

Как философия решает проблему биосоциального в человеке.....................................................6

Как в истории философии менялось представление о природе.....................................................7

Чем характеризуется цивилизация с точки зрения философии.....................................................9

  1. В чём диалектика бытия и небытия?






Вопрос о соотношении бытия и небытия возникает в процессе осмысления природы конечного и переходящего существования вещей реального мира. Уже античные философы стали задумываться над тем, есть ли что-либо за границей всего бесконечного многообразия непосредственного бытия и что происходит с вещами после того, как они исчезают, т.е. прекращают своё существование. При этом бытие отождествлялось с непосредственным существованием единичных реальностей, а небытие – с тем, что выходит за пределы единичного бытия и тем самым само по себе уже не могло быть чем – то единичным и даже какой – то непосредственной реальностью. С понятием небытия в античной философии связывалось понятие сущности, единого и всеобщего, так как самим смыслом этого единичного бытия, данного нам в формах нашего чувственного восприятия. Тогда представлялось, что анаму небытия есть путь к раскрытию сущности бытия. Постижение же этой сущности рассматривалось конечной целю философского осмысления мира. Отсюда понятно следующее высказывание Платона: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью».

Переход бытия в небытие и небытие в бытие реализуется в процессе изменения вещей. Чистой формой этого перехода является время, т.е. смена прошлого (того, чего уже нет) настоящим (тем, что есть), а настоящего будущим (тем, чего ещё нет). В этом плане всякое единичное существование развёртывается в виде перехода от небытия, которого уже нет, небытию, которого ещё нет, так что актуально данное конкретное бытие заключает в себе в снятом виде небытие в этих двух его аспектах.

  1. Какие концепции развития существуют в философии?



Одна из первых целостных концепций развития в философии нашла отражение в работах немецких философов, живших в XVIII и XIX веках. Представители классической философии, к числу которых нужно отнести Канта, Шеллинга, Фихте и Гегеля, участвовали в создании модели диалектики, которую сегодня принято называть рационалистической. Она построена большей частью на умозрительных положениях, не все из которых подтвердились практикой.

Несколько позже, к середине XIX века, в научном сообществе было накоплено достаточное количество данных, относящихся к естественным и общественным наукам. Это создало предпосылки для появления сразу нескольких теоретических моделей развития. Наиболее популярными из них в истории философии считаются градуалистская и диалектико-материалистическая концепции.

Самым известным сторонником градуалистской модели считается английский философ Герберт Спенсер. Его взгляды оказали самое большое влияние на становление европейской философии второй половины XIX века. Основываясь на данных, полученных Дарвином, Спенсер по-своему развил его учение о естественном отборе, дополнив его оригинальными соображениями. В центре концепции Спенсера лежала идея о всеобщей, постепенной и линейной эволюции мира.

Не менее значительной стала модель развития, предложенная в рамках диалектического материализма, возникновение которого справедливо связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Дальнейшее развитие данная концепция получила в трудах В.И. Ульянова (Ленина) и в многочисленных работах философов, относящихся к советскому периоду истории России.

По своему содержанию диалектико-материалистическая концепция была значительно богаче, чем более «плоская» градуалистская модель эволюции. Она предполагала, что развитие идет не линейно, а по разворачивающейся спирали. В нем присутствует не только плавное изменение, но также скачки и так называемые перерывы постепенности, являющиеся по сути своей «революционными» преобразованиями.


Прогрессивные философы продолжают активно использовать диалектико-материалистическую концепцию и сегодня. Впрочем, те марксистские идеи, которые относятся к развитию общества, очень часто резко критикуют, усматривая в них призыв к насильственному изменению общественных устоев.


  1. Какие черты характеризуют чувственное познание?


Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Отличия рационального и чувственного познания

Рациональное познание обладает рядом характеристик и свойств, принципиально отличающих его от познания чувственного:

  • оно имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов;

  • носит абстрактный (от лат. abstractio — отвлекаться от чего- либо) характер — это способность отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов в контексте данного рассуждения;

  • рациональное познание активно и целенаправленно. Мы не можем по собственной воле изменять данные собственных органов чувств, но в своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент. Можем выявлять свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств;

  • рациональное познание непосредственно связано с языком — все мыслительные процедуры выразимы в языке. Язык в этом смысле оказывается средством не только коммуникации между людьми, но и закрепления, передачи, объективирования знания.


В отличие от чувственного рациональное познание имеет активный характер. Это проявляется не только в указанных ранее характеристиках, но и в том, что, помимо форм — способов получения и закрепления знания, ему присущи также и некоторые познавательные операции, то есть способы преобразования имеющегося знания. Наиболее значимые операции, осуществляемые на уровне рационального познания:

  • анализ — мысленное расчленение целого на части в целях исследования их свойств;

  • синтез — мысленное воссоздание целого из частей в целях усмотрения связей между ними;

  • обобщение — выявление общего между различными предметами;

  • абстрагирование — отвлечение от несущественного, формирование абстрактного объекта;

  • определение — придание точного смысла языковому выражению;

  • классификация — систематизация видов в рамках какого- либо класса предметов в целях выявления их свойств и определения взаимосвязей между ними;

  • умозаключение — вывод нового знания из имеющегося;

  • доказательство — обоснование истинности суждения;

  • опровержение — обоснование ложности суждения и другие.

Итак, рациональное познание занимает особое место в познавательной деятельности. Оно не только является отличительной особенностью человека, но и дает ему возможность сформировать целостную картину мира, не будучи ограниченным сферой чувственно воспринимаемых свойств материальных объектов.

Однако человек не может ограничиться лишь рациональным познанием. Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом, своего рода «пищей» для наших мыслительных процедур. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Итогом любого рассуждения должно стать знание, адекватно отражающее окружающую нас действительность.
  1. Какие формы инобытия истины выделяют в философии?



Классическая философская концепция истины, восходящая к Платону и Аристотелю, основывается на том, что истина есть мысль, соответствующая объективной (независимой от познающего субъекта) действительности.

Одно из известных определений истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Исраэли; от Ибн Сины оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть 
интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей . В частности, в Сумме Теологии Фома пишет: «истина состоит в согласованности ума и вещи»

В общей философии, общественно гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумеваютсоответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам.

Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте, и в своей теории познания рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» утверждал, что «человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания». Ленин характеризовал истину, как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений.

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач

  1. Как философия решает проблему биосоциального в человеке?



Человек как целостное существо представляет собой единство билологического, социального и духовного.