Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и права
Кафедра финансов и кредита


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Особенности исполнения расходов муниципального бюджета

на образование
БГТИ (филиал) ОГУ 38.03.01.1023.936 ОО



Заведующий кафедрой

канд. эконом. наук, доцент






А. А. Верколаб


Научный руководитель

канд. эконом. наук, доцент





М. А. Зорина


Студент





А. В. Матвеева


Бузулук 2023




Утверждаю:

заведующий кафедрой

финансов и кредита

____________________ А. А. Верколаб

«____»___________________20____г.

ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы

студенту Матвеевой Анне Владимировне

по направлению подготовки 38.03.01 Экономика

1 Тема ВКР: Особенности исполнения расходов муниципального бюджета на образование

2 Срок сдачи студентом ВКР: «30» января 2023 г.

3 Цель и задачи ВКР: Цель – оценка особенностей исполнения расходов муниципального бюджета на образование и перспектив их развития.

4 Задачи: раскрыть необходимость и актуальность расходов бюджета на образование; рассмотреть этапы и участников исполнения расходов на муниципальном уровне; рассмотреть зарубежный опыт исполнения расходов бюджета на образование
, оценить особенностей исполнения расходов муниципального бюджета на образование; определить проблемы и перспективы развития расходов бюджетов на образование в современных условиях.

5 Исходные данные к ВКР: научные периодические издания, монографии, нормативно-правовая, учебная и научно-методическая литература, использование ресурсов интернет-порталов.

6 Перечень вопросов, подлежащих разработке:

1 Организационно-финансовые основы расходов бюджета на образование

2 Оценка особенностей исполнения расходов муниципального бюджета на образование и перспективы их развития

7 Перечень графического материала: рисунки и таблицы, иллюстрирующие основное содержание выпускной квалификационной работы.
Дата выдачи и получения задания:
Руководитель ВКР «05» сентября 2022 г. ______________ М. А. Зорина
Студент «05» сентября 2022 г. ______________ А . В. Матвеева



Аннотация

В выпускной квалификационной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты финансирования образования.

В работе рассматривается необходимость и актуальность расходов бюджета на образование, этапы и участники исполнения расходов на муниципальном уровне, зарубежный опыт исполнения расходов бюджета на образование.

Рассматривается оценка состава, структуры и динамики расходов бюджетов на образование в России. Представлены особенности исполнения расходов на образование программного бюджета города Заинска Республики Татарстан.

Сформулированы проблемы и перспективы развития расходов бюджетов на образование в современных условиях.

Работа выполнена печатным способом на 54 страницах, содержит 12 таблиц, 19 рисунков.






Annotation

This final qualifying work examines the theoretical and practical aspects of education financing.

The paper considers the necessity and relevance of budget expenditures on education, stages and participants in the execution of expenditures at the municipal level, foreign experience in the execution of budget expenditures on education.

The assessment of the composition, structure and dynamics of budget expenditures on education in Russia is considered. The features of the execution of expenses for education of the program budget of the city of Zainsk of the Republic of Tatarstan are presented.

The problems and prospects of development of budget expenditures on education in modern conditions are formulated.

The work is printed on 54 pages, contains 12 tables, 19 figures.




Содержание



Введение ………………………………………………………………………

6

1 Организационно-финансовые основы расходов бюджета на образование……………………………………………………………………


8

1.1 Необходимость и актуальность расходов бюджета на образование…

8

1.2 Этапы и участники исполнения расходов на муниципальном уровне

14

1.3 Зарубежный опыт исполнения расходов бюджета на образование…

18

2 Оценка особенностей исполнения расходов муниципального бюджета на образование и перспективы их развития……………………………….


21

2.1 Анализ состава, структуры и динамики расходов бюджетов на образование в России…………………………………………………………


21

2.2 Анализ структуры и динамики расходов бюджетов на образование в бюджете города Заинска Республики Татарстан……………………………


31

2.3 Особенности исполнения расходов на образование программного бюджета города Заинска Республики Татарстан …………………………..


36

2.4 Проблемы и перспективы развития расходов бюджетов на образование в современных условиях…………………………….………..


39

Заключение ……………………………………………………………………

49

Список использованных источников ……………………………………….

52


Введение

Образование составляет социально-экономическую сферу жизни общества. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и прежде всего потребностей, связанных с образованием и развитием человеческой личности

В современных условиях на мировом рынке каждая страна стремится одержать лидерство по своему экономическому развитию. Ключевыми показателями, характеризующими уровень и степень развитости экономики любой страны, являются экономический рост, ВВП и уровень человеческого капитала. Как известно, в расчете человеческого капитала участвуют три показателя, среди которых особенно выделяют степень образованности населения. В этой связи уровень образования является важнейшим компонентом, позволяющим оценить в общем уровень развития того или иного государства


Основной источник средств бюджетных образовательных учреждений — государственный и местный бюджеты. Необходимо отметить отсутствие детальных методик проведения оценки финансового менеджмента деятельности бюджетных, казённых и автономных учреждений образовательной сферы. Каждое образовательное учреждение на основе утверждённого государственного или муниципального задания разрабатывает и утверждает ежегодный план действий организации, направленный на повышение эффективности и качества образовательной услуги, оказываемой учреждением населению.

Ключевыми вопросами управления финансами любой организации являются выбор источников финансирования, управление активами и финансовыми результатами. В современной, быстро меняющейся экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных и иных услуг.

Основные изменения в развитии системы образования России за последние 20 лет напрямую или косвенно связаны с человеческим потенциалом, экономикой, распределением денежных потоков, борьбой с финансовыми кризисами и т. д. Однако ряд серьёзных возможностей в повышении экономической безопасности сферы образования, основанной на её финансовой стабильности, используется зачастую недостаточно. Как вся система образования страны, так и современные образовательные учреждения различного уровня в настоящее время имеют ряд проблем, и часто на первое место выходят именно экономические

К тому же возникают проблемы стран, участвующих в Болонском процессе, ведь он представляет собой отказ от национальной составляющей в системе образования. В виду данного вступления стандартизировались программы образования по всему миру. 1 сентября 2013 года в действие вступил ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция 08.12.2022), в качестве фундамента приняли Болонскую систему образования. По этой системе для получения образования каждый гражданин России должен пройти необходимые уровни. Не все из уровней являются обязательными.

Российская система образования только тогда может стать конкурентоспособной и вернуть во многом утраченные передовые позиции, когда каждое образовательное учреждение будет иметь качественно функционирующую на высоком уровне финансовую систему.


Экономические риски в сфере образования традиционно рассматриваются как важнейшая качественная характеристика всей экономической системы.

Цель работы – оценка особенностей исполнения расходов муниципального бюджета на образование и перспектив их развития.

Задачи исследования:

- раскрыть необходимость и актуальность расходов бюджета на образование;

- рассмотреть этапы и участников исполнения расходов на муниципальном уровне; рассмотреть зарубежный опыт исполнения расходов бюджета на образование;

- оценить особенности исполнения расходов муниципального бюджета на образование;

- определить проблемы и перспективы развития расходов бюджетов на образование в современных условиях.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступают расходы на образование муниципального бюджета на примере города Заинска Республики Татарстан. Предметом исследования в работе являются особенности исполнения расходов муниципального бюджета на образование.

С помощью трудов Е. С. Колмыкова, А. А. Акашева, А. Ю. Чаплыгина, Н. И. Берзон, И. В. Петрикова, Н. В. Голованова, Ю. В. Герасимова, А. Ю. Аршавский, Т. И. Григорьева, Т. В. Теплова и других ученых были изучены основные особенности планирования и финансового обеспечения муниципальных учреждений.

1 Организационно-финансовые основы расходов бюджета на образование
1.1 Необходимость и актуальность расходов бюджета на образование

На сегодняшний день в реализации требований бюджетной экономики, в большинстве стран идет реформирование системы финансирования сферы образования с возможностью приобретения улучшенных моделей и механизмов для реализации данного процесса. В Российской Федерации это является внедрением нормативного бюджетного финансирования и предоставление экономической свободы образовательного учреждения.

Специалисты в области экономики, предполагают, что необходимо выявить логическое сравнение государственных и частных источников финансирования сферы образования в России. Из-за этого образовательные услуги наделены как социокультурными свойствами, так и частными благами, которые в свою очередь формируются и осуществляются на рыночной основе. А федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) должен инвестироваться за счет бюджетных средств [4]. Поиск идеального баланса между государственным и частным финансированием образования послужил становлению глобальной проблемы изменения системы общего образования в других странах.