Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первое место в мире по финансированию образовательных учреждений занимает Япония, её процентная доля составляет 57 %. Соединенные Штаты Америки расположены на втором месте (52 %). Канада и Великобритания находятся на равных позициях 38–39 % [3]. Проанализировав проблему финансирования, необходимо пересмотреть организационно-финансовую концепцию, целью которой является развитие рынка платных дополнительных образовательных услуг, и прийти к следующему решению проблемы.

Необходимо пересмотреть стандартизацию балласта финансирования обучения среди государства и предприятия (выступает в роли потребителя перспективного специалиста), а также бюджетом семьи, что даёт возможность обусловить подлинную значимость общего образования и педагогической деятельности. В настоящее время в стране осуществляется принцип доступности образования, под которым подразумевается получение образования для всех граждан страны. Принцип доступности образования базируется на субсидировании образовательного минимума, на основании ФГОС. Все остальные дополнительные образовательные услуги должны финансироваться за счет средств заказчиков [1].

В то же время работает механизм государственного финансирования с учетом ФГОС для общего образования. В то время, как рыночный механизм основывается на спросе потребителей платных дополнительных образовательных услуг. Для осуществления предложенного механизма на территории страны, необходимо присвоить учреждениям, осуществляющим образовательную деятельность, статуса самостоятельно хозяйствующего субъекта. Конструктивной мыслью реализации механизмов, где право предоставление государственных услуг будет закреплено за организациями различных организационно-правовых форм.

Деятельность подобных организаций в оказании государственных услуг подразумевает развитие инновационного бюджетного комплекса, базой которого служит нормативное бюджетное финансирование и государственный социальный заказ. Под государственным социальным заказом подразумевается установленный ФГОС образовательный минимум, который необходимо освоить гражданину РФ, свободно, с учетом своих потребностей выбрав образовательную организацию бюджетным финансированием образовательного процесса. Нормативное бюджетное финансирование предполагает покрытие понесенных организацией расходов на оказание услуг определенным категориям потребителей по целостным нормативам, исчисляемых в административном порядке, на основании установленных формативами финансовых затрат на реализацию государственных услуг [2].


Необходимо выделить три основных принципа, которые способствуют развитию системы нормативного бюджетного финансирования:

1) целостная методика системы расчетов;

2) применение правовых нормативов минимальной бюджетной стоимости государственной услуги, а так минимальных государственных социальных стандартов;

3) анализ и оценка принципа финансовых затрат на предоставляемую услугу (сумма расходов на единицу нормирования).

Для реализации бюджета образовательных организаций с подушевым финансированием целесообразно учитывать такие критерии, как:

1) величина норматива на одного обучающегося по типу программы и уровню образования;

2) количество обучающихся по образовательным программам;

3) расходы, связанные с материально-техническим оснащением [2].

Развитие финансовых ресурсов образовательной организации должно строго соблюдаться по приведенным выше критериям. Вместе с этим, на руководителя образовательной организации ложиться ответственность за самостоятельное определение курса применения выделяемых ему финансовых ресурсов и надлежащему составлению сметы в соответствии с бюджетной классификацией и нуждами учреждения. С соблюдением всех требований, предложенный механизм, будет действовать в рамках Бюджетного кодекса РФ, не противореча принципам казначейского исполнения бюджета, и даст возможность сформировать бюджет на подушевой нормативной основе, а также увеличит возможности руководителя образовательной организации.

На основании вышеизложенного материала, можно сделать выводы, что:

— нормирование стандартов финансирования, согласно проведенному исследованию, предоставит возможность сформировать тождественные условия в реализации учебного процесса в совокупности с потребностями образовательного учреждения.

— возможный рост расходов в системе общего образования при расчете на одного обучающегося не создает коллизию с принятой законодательной базой, регламентирующей экономические отношения в области общего образования в России.

Такой подход поможет решить следующие задачи в расчете норматива бюджетного финансирования:

— рационализировать средства государственного бюджета на образование;

— увеличить социальную справедливость в распределении средств бюджета;

— повысить прозрачность бюджетного процесса.

Образование составляет социально-экономическую сферу жизни общества. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и прежде всего потребностей, связанных с образованием и развитием человеческой личности.



По мнению О.В. Бескровной, «категория экономической безопасности представляет собой многоуровневое комплексное образование и включает в себя ряд «уровней»: экономическую безопасность государства, региона, социальной группы и человека» [1]. Сфера образования является одним из компонентов национальной безопасности, так как обеспечивает полноценное развитие общества и всех граждан.

Основные изменения в развитии системы образования России за последние 20 лет напрямую или косвенно связаны с человеческим потенциалом, экономикой, распределением денежных потоков, борьбой с финансовыми кризисами и т. д. Однако ряд серьёзных возможностей в повышении экономической безопасности сферы образования, основанной на её финансовой стабильности, используется зачастую недостаточно. Как вся система образования страны, так и современные образовательные учреждения различного уровня в настоящее время имеют ряд проблем, и часто на первое место выходят именно экономические. Как считают авторы В. Н. Пугач, Е. Е. Семченко, Н. К. Алимова, «российская система образования только тогда может стать конкурентоспособной и вернуть во многом утраченные передовые позиции, когда каждое образовательное учреждение будет иметь качественно функционирующую на высоком уровне финансовую систему» [2]. Экономические риски в сфере образования традиционно рассматриваются как важнейшая качественная характеристика всей экономической системы. По мнению автора Ю. В. Ишмеева, экономическую безопасность образовательного учреждения следует рассматривать в трёх аспектах.

Рассмотрим первый аспект - ресурсное (финансовое) обеспечение образовательной организации как основополагающий фактор её экономической безопасности. Стоит отметить, что согласно статье 12.2 Закона РФ «Об образовании» «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных … Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [4]. Таким образом, образовательное учреждение может иметь следующую организационно-правовую форму.

Основной источник средств бюджетных образовательных учреждений — государственный и местный бюджеты. Необходимо отметить отсутствие детальных методик проведения оценки финансового менеджмента деятельности бюджетных, казённых и автономных учреждений образовательной сферы.


Каждое образовательное учреждение на основе утверждённого государственного или муниципального задания разрабатывает и утверждает ежегодный план действий организации, направленный на повышение эффективности и качества образовательной услуги, оказываемой учреждением населению.

Стоит отметить, что в отличие от бюджетных и автономных, для которых подобные ресурсы являются необходимыми с точки зрения эффективного функционирования и возможности выживания в рыночных условиях, доходы казённых учреждений от оказания платных услуг полностью поступают в соответствующий бюджет. В результате последние лишаются какого-либо стимула для ведения подобной деятельности [5].

Независимо от специфики и объёмов деятельности ключевыми вопросами управления финансами любой организации являются выбор источников финансирования, управление активами и финансовыми результатами. В современной, быстро меняющейся экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных и иных услуг. Рассмотрим возможности привлечения дополнительных доходов на примере общеобразовательной школы (рис. 1).



Рисунок 1 - Способы привлечения дополнительных внебюджетных средств
Привлечение дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов бюджетного финансирования. Платные образовательные услуги оказывают практически все образовательные организации. Цель оказания платных образовательных услуг в общеобразовательном учреждении — привлечение дополнительных доходов, а также решение социальных задач, ради которых они созданы. В качестве платных услуг можно предложить:

- услуги по прохождению адаптации детей к школе. Это может быть группа со свободным режимом пребывания: родители могут приводить детей на 2 часа в течение шестичасового интервала, например, с 8.00 до 12.00 или с 15.00 до 18.00. Предполагается проведение игровых уроков;

- услуги по углублённому изучению предметов. В настоящее время наиболее востребованными предметами являются математика, физика, информатика, иностранный язык; 3. Организация спортивных секций, так как в школе имеется большой, обустроенный раздевалками и спортивным инвентарём спортивный зал. В школе проводится секция по волейболу, можно предложить также баскетбол. С этой целью необходимо будет вычислить полную себестоимость вышеуказанных услуг


Финансирование системы образования, как и финансирование других сфер экономики, в большинстве случаев зависит от экономического состояния страны. Совершенствование системы финансирования образования в нашей стране заключается в ревизии и актуализации методов и механизмов финансирования образовательных процессов. С учетом текущих условий и существующих в мировой экономике механизмов необходимо применять из них самые эффективные и действенные. Но этот процесс не будет возможен без включения в него главных участников – образовательных учреждений, а также общества в целом.

Выделяют принципы и подходы финансирования системы образования:

1. Независимо от положения страны в мировых рейтингах, значительно осуществляется поиск новых путей финансирования системы образования.

2. Поиск эффективных путей развития и функционирования системы образования.

3. Осуществляется софинансирование учебных заведений и частного капитала, а также учебных заведений и предприятий.

4. Финансирование системы образования из бюджетных и внебюджетных фондов.

5. Можно сказать, что в целом, соотношение бюджетного, коммерческого, частного капитала в основном зависит от экономической и политической обстановки в стране, в мире. [1]

В отличие от финансирования промышленных предприятий, основная часть бюджета образовательных учреждений сформирована из средств федерального, муниципального, а также регионального бюджета. Это и является основной особенностью финансирования системы образования в нашей стране. Основной проблемой финансирования является значительная часть расходов на оплату труда преподавательского состава, административно-управленческого персонала, содержания транспорта, командировочные расходы, а также приобретение учебной и методической литературы.

Финансирование системы образования, как и финансирование других сфер экономики, в большинстве случаев зависит от экономического состояния страны. Совершенствование системы финансирования образования в нашей стране заключается в ревизии и актуализации методов и механизмов финансирования образовательных процессов. С учетом текущих условий и существующих в мировой экономике механизмов необходимо применять из них самые эффективные и действенные. Но этот процесс не будет возможен без включения в него главных участников – образовательных учреждений, а также общества в целом.