Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сам МРОТ с 1 февраля 2023 года возрастает до 16 242 рублей (в настоящее время – 15 279 рублей). По официальным прогнозам, цены в России за этот год увеличатся на 12,4 %. В реальных ценах, конечно, больше.

Третья позиция. Что касается вложений в человеческий потенциал, то они растут очень мало – меньше, чем официальный рост цен. Здесь имеется в виду образование, здравоохранение, науку и культуру. Расходы на медицину в регионах растут на 11 %, то есть ниже уровня инфляции, расходы на фундаментальные исследования – на 10,6 %.

По международным данным, один доллар, или рубль, или юань, вложенный в фундаментальную науку, потенциально даёт рост в четыре раза – 4 доллара, рубля или юаня. Результат может быть только в долгосрочной перспективе. Расходы на образование растут на 10,2 %, то есть ниже роста цен. И, наконец, расходы на культуру растут чуть менее, чем на 10 % по сравнению с плановыми расходами на 2022 год.

Четвёртое. Если говорить про заработную плату, то расходы на зарплату тех, кто работает в федеральных учреждениях образования, науки, медицины, культуры, растут на 8,7 %. То есть почти в 1,5 раза ниже, чем ожидаемый рост цен в 2022 году (12,4 %). По поводу заработной планы педагогов, медиков, работников культуры, которые живут в регионах, сказано, что будет обеспечиваться исполнение указа президента № 597 от 2012 года». Но в российских регионах не подтверждают, что эти деньги заложены в бюджет.

Кроме того, по данным Общероссийского народного фронта, в 85 регионах РФ указ 2012 года в части оплаты труда педагогов так и не исполнен. Наиболее высокую реальную заработную плату, если посчитать её в соотношении с нагрузкой, российские учителя получали в 2012 году. С тех пор нагрузка росла, а реальная заработная плата, как правило, не успевала за ростом цен.

Пятое. Что касается заработной платы тех работников образования, медицины, науки и культуры в федеральных учреждениях, которые не подпадают под указ президента № 597 от 2012 года (это технический персонал), то им обещают увеличение заработной платы на 5,5 % с 1 октября 2023 года. Получается, что в пересчёте на год увеличение их зарплаты составит 1,4 %.

Шестое.  С 1 сентября 2023 года стипендия увеличится на 5,5 %. Поскольку четыре месяца – это 1/3 от года, то 54 стипендии в пересчёте на год увеличиваются примерно на 1,8 %, причём это не стипендии, а стипендиальный фонд. Сейчас она составляет менее 12 % от нового прожиточного минимума.


Министерство науки и высшего образования обещает наиболее отличившимся студентам технических вузов гранты. Размеры этих грантов будут в пересчёте на отличившегося студента. И, конечно, гранты, которые получат избранные, никак не компенсируют общий уровень жизни учащейся молодежи.

Необходимо стимулировать будущих инженеров, чтобы обеспечить им достойный уровень стипендий, не говоря уже о высокой заработной плате. Надо определять приоритеты.

И седьмая позиция о госпрограмме по строительству школьных зданий.

В 2023 году планируется построить 5 тысяч школ, и этого явно недостаточно. Если мы такими темпами будем строить школы, то поручение президента мы исполним к концу XXI века. В 2014 году президент выступил с инициативой, и в 2015 году правительство приняло распоряжение о том, сколько денег выделять каждый год для строительства новых школ. Задача ставилась предельно просто: к 2020 году перевести на односменный режим учебы всю начальную школу и все старшие классы. А к 2025 году перевести на односменную учебу всю основную школу с пятого по девятый классы.

После этого многократно требовали от правительства исполнения его же собственного распоряжения. Сейчас пересмотрена вся программа. Речь идёт только о ликвидации третьей смены и о строительстве новых школ в наиболее перенаселённых субъектах РФ. Если бы принимались решения, то сейчас сконцентрировался бы больше на капитальном ремонте школ, потому что, пока мы пытаемся строить новые здания, старые выходят из строя.

Новые школы тоже надо строить, но только там, где это наиболее необходимо. Например, в Омске есть новый микрорайон, он называется Ясная Поляна. Там уже больше 5 тысяч жителей, но там ни школы, ни садика, и всех детей везут невесть куда. И вероятно, школа появится только в 2024 году, хотя сделано всё возможное для того, чтобы она там появилась. Надо определять приоритеты. И ещё я отказался бы от безумного использования Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ при строительстве новых школ и детских садиков.

Нельзя работать в рамках старых национальных проектов. Так, нехватка финансовых ресурсов приводит к уменьшению расходов и, соответственно, обусловливает низкую заработную плату профессорско-преподавательского состава, падение престижности преподавательской работы
, старение и упадок материально-технической базы 16 высших учебных заведений и тому подобное. В финансировании системы высшего образования из частных источников наблюдается тенденция увеличения количественных и уменьшения качественных показателей подготовки специалистов, а также повышения платы за обучение, что ограничивает определенные категории населения в возможности получать высшее образование.

Поэтому создание современного механизма управления финансовым обеспечением сферы высшего образования является достижение положительной динамики развития данной сферы для полного удовлетворения потребностей населения в качественном и доступном образовании, предприятий – в квалифицированных специалистах, педагогов – в гарантированной достойной заработной плате.

Роль фонда целевого капитала в обеспечении финансовыми ресурсами образовательных организаций образования как некоммерческих организаций заключается, прежде всего, в том, что он призван обеспечить финансовую устойчивость получателям дохода от управления целевого капитала посредством получения от него дохода. Тем самым формируется долгосрочный источник финансирования их научной и образовательной деятельности и частично обеспечивая их независимость от разовых благотворительных взносов и иных добровольных поступлений [29].

Первым шагом на пути к образованию эндаумента является принятие ученым советом и ректоратом университета совместного решения о создании фонда управления целевым капиталом, а поскольку образовательная организация чаще всего является бюджетным учреждением, то образование эндаумента происходит путем регистрации фонда управления целевым капиталом как отдельного юридического лица (специализированной некоммерческой организации).

Далее формирует правление Фонда и избирает председателя правления Фонда, заключает трудовой договор с исполнительным директором Фонда, который, в свою очередь, избирается правлением Фонда. Попечительский совет формируется в количестве не менее 3 человек из числа представителей Фонда, жертвователей, граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет или достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности Фонда.

Следующий этап организации университетского эндаумент-фонда - непосредственное объявление высшим учебным заведением о публичном сборе пожертвований и последующее формирование целевого капитала в течение 1 года за счет пожертвований до достижения суммы 3 млн. руб.


В течение двух месяцев со дня, когда сумма полученных денежных средств на формирование целевого капитала составит 3 млн руб, высшее учебное заведение заключает договор с управляющей компанией, а Фонд, в свою очередь, передает денежные средства в доверительное управление управляющей компании. На заключительном этапе оценки эффективности деятельности по пополнению фонда целевого капитала была определена 150 29 стоимость фандрайзинга, которая составила в общем 3,32 р. расходов на фандрайзинг к 1 р. убытка. И на этот раз стоимость фандрайзинга на проведение конкурса продемонстрировала положительный результат - 3,08 р./р., в то время как стоимость фандрайзинга на проведение благотворительной акции составила минус 1,17 р./р.19

Из этого следует, что проводимые фандрайзинговые мероприятия дают минимальные результаты, целевой капитал пополняется незначительными темпами, и его финансовое состояние находится в неустойчивом положении. Следовательно, правлению Фонда необходимо обратить пристальное внимание на организацию пополнения эндаумент-фонда.

Отсутствие четкой стратегии и неорганизованной схемы фандрайзинговой кампании могут привести к расформированию целевого капитала. Усугубляет положение Фонда и нестабильная макроэкономическая ситуация. Ограничительные меры, направленные на предотвращение распространения COVID-19, наносят хоть и косвенный, но значительный удар не только по благотворительной деятельности, но и по уставной деятельности университета.

Составление и реализация стратегического плана развития эндаумент-фонда в таких условиях становятся крайне затруднительными, поэтому основная цель Фонда на данном этапе сводится к сохранению имеющегося темпа пополнения. К факторам способным негативно отразиться на деятельности Фонда по результатам исследования отнесены потребность эндаументфонда в высококвалифицированных специалистах; негарантированный доход управляющих компаний и низкий уровень цифровизации.

Весьма вероятными и максимально существенными рисками признаны отсутствие прочных каналов связи взаимодействия с крупными компаниями (потенциальными донорами), низкая степень доверия и слабое развитие культуры и традиций благотворительности. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости организации и проведения фандрайзинговых мероприятий.

Для стабилизации текущей доходности и сокращения коэффициента вариации доходности фонда целевого капитала необходимо ограничить негативное влияние внешних и внутренних факторов на размер дохода от целевого капитала путем увеличения объема эндаумент фонда за счет роста пожертвований.


При этом важная роль отводится стратегированию и разработке стратегического плана развития фонда целевого капитала, который должен соответствовать программе развития и стратегическим целям университета. Очевидно, что для достижения этой цели необходимы безотлагательные меры, в частности:

- внедрить эффективные фандрайзинговые модели, ориентированные на различные кластеры доноров, прежде всего, федерального и краевого уровня, выявив потребности каждого кластера;

- изучить организацию работы Фонда с четырех точек зрения (доноры, благополучатели, сотрудники и учредители), четко обозначить миссию, цели деятельности Фонда и smart-задачи;

- сформулировать проектную линейку на 1 год, 3 года и 5 лет, по возможности, руководствуясь стратегией «голубого океана»; - провести работу по раскрытию данных о деятельности Фонда в надлежащем объеме и качестве на сайте;

- в идеале довести количество постоянных доноров до значения 50 % и др.

Промедление в части реализации вышеуказанных мероприятий ведет к уменьшению вероятности достижения целевого показателя (размера Фонда).

Представим на перспективу 2023-2024 годы расходы бюджета на образование Заинского муниципального района.
Таблица 11 - Расходы бюджета на образование Заинского муниципального района