Файл: Бузулукский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 В миллионах рублей


Показатель

2023

2024

Общегосударственные вопросы

67,6

67,8

Национальная оборона

2,4

2,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

14,7

14,8

Национальная экономика

33,6

33,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

16,0

16,0

Образование

1062,7

1042,7

Здравоохранение

0,9

0,9

Социальная политика

35,4

36,3

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

60,6

61,0


Как видно из таблицы 11, расходы на образование в 2023-2024 годах составляет соответственно 1062,7 и 1042,7 млн руб. Так в 2024 году планируется сокращение расходов на образование на 20 млн руб. по сравнению с 2023 годом.

Более подробно представим в таблице 12 динамику расходов в разрезе образования по бюджету Заинского муниципального района в 2023-2024 годах.
Таблица 12 – Расходы бюджета на образование Заинского муниципального района

В миллионов рублей

Показатели

2023

2024

Образование

1 062,7

1 042,7

Дошкольное образование

308,1

308,1

Общее образование

589,7

576,8

Дополнительное образование детей

79,4

72,0

Молодежная политика

44,2

44,2

Другие вопросы в сфере образования

41,3

41,5



Как видно из таблицы 12, расходы на общее образование в Заинском районе сокращаются на 7,1 млн руб, расходы на дополнительное образование детей в 2024 году сокращаются на 6,4 млн руб.



Рисунок 19 - Расходы бюджета на образование Заинского муниципального района в 2023-2024 гг., миллионов рублей
На другие вопросы в сфере образования в Заинском районе планируют потратить в 2023 году 41,3 млн руб, а в 2024 году этот показатель увеличивается на 0,2 млн руб. За рассматриваемый период расходы на молодежную политику не меняются и составляют 44,2 млн руб.

В статистическом сборнике Организации европейского экономического сотрудничества выделены четыре типа дополнительного финансирования образовательных организаций:

– дополнительные субсидии от государства (федеральные и муниципальные, гранты на госзаказы, гранты на проекты),

– доходы, получаемые от обучения студентов на коммерческой основе,

– софинансирование (пожертвования, спонсорская помощь и т.д.),

– другие частные источники финансирования (доходы с платных услуг и продаж изданий, сдачи в аренду помещений, курсов и т.д.) [4].

К особенностям осуществления государственного финансового контроля государственных программ относят:

1) необходимость учета уровня инфляции [6];

2) необходимость применения системного подхода в отношении контроля;

3) учет эффективности социальной программы для благополучателей. Кроме того, необходимо учитывать фактор коррупции – по данным разных источников, от первоначального количества выделенных средств убывает до 30% [6].


Заключение

В настоящее время финансирование образовательных учреждений является одной из ключевых проблем на пути реального социально-экономического развития. Государственные или муниципальные образовательные организации - это главные составляющие системы образования. Они финансируются из соответствующих бюджетов бюджетной системы России.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» государство ежегодно предоставляет средства на все потребности образовательной сферы в размере не менее 10 % национального дохода. Мы произвели анализ финансирования сферы образования с 2017 года [4,5]. Как показывают литературные и статистические данные, в состоянии Российского образования отмечается недостаток бюджетных средств. Согласно произведенному анализу произошло сокращение государственного финансирования образовательных организаций на 6 %. Из-за этого появляются проблемы в качестве образования и в его доступности для разных слоев населения. Зачастую государство дает возможность реализации самофинансирования за счет внебюджетной деятельности, что стимулирует дополнительно развивать платные образовательные услуги (к примеру, автошколы или бассейны при учебном заведении). Либо увеличивать число поступающих студентов на платной основе.


Первое место в мире по финансированию образовательных учреждений занимает Япония, её процентная доля составляет 57 %. Соединенные Штаты Америки расположены на втором месте (52 %). Канада и Великобритания находятся на равных позициях 38–39 %.

Проанализировав проблему финансирования, необходимо пересмотреть организационно-финансовую концепцию, целью которой является развитие рынка платных дополнительных образовательных услуг, и прийти к следующему решению проблемы. Необходимо пересмотреть стандартизацию балласта финансирования обучения среди государства и предприятия (выступает в роли потребителя перспективного специалиста), а также бюджетом семьи, что даёт возможность обусловить подлинную значимость общего образования и педагогической деятельности.

В настоящее время в стране осуществляется принцип доступности образования, под которым подразумевается получение образования для всех граждан страны. Принцип доступности образования базируется на субсидировании образовательного минимума, на основании ФГОС. Все остальные дополнительные образовательные услуги должны финансироваться за счет средств заказчиков.

В то же время работает механизм государственного финансирования с учетом ФГОС для общего образования. В то время, как рыночный механизм основывается на спросе потребителей платных дополнительных образовательных услуг. Для осуществления предложенного механизма на территории страны, необходимо присвоить учреждениям, осуществляющим образовательную деятельность, статуса самостоятельно хозяйствующего субъекта.

По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес среди федеральных программ национального проекта «Образование» занимает «Современная школа» (37,6 %).

В 2022 году по сравнению с законом о бюджете сократились расходы лишь по одному нацпроекту – «Цифровой экономике». Сильнее всего выросли траты на «Комплексный план» (+ 40 %, или 119 млрд руб.), «Малое и среднее предпринимательство» (+ 32 %, или 21 млрд руб.) и «Туризм» (+ 28 %, или 15 млрд руб.). В общей сложности в 2022 г. на реализацию всех нацпроектов будет выделено 3,18 трлн руб. при плане 2,74 трлн руб.


В 2020 году расходы бюджета на образование республики Татарстан сократились по сравнению с 2019 годом, в 2021 году наблюдается увеличение общей суммы расходов в сравнении с 2020 годом. Сокращаются за анализируемый период расходы на финансирование общего образования. Незначительное увеличение наблюдается по статье дошкольное образование детей.

Прослеживается положительная динамика увеличения объемов финансирования образования в Заинском районе. В настоящее время в Заинском муниципальном районе насчитывается 30 дошкольных образовательных учреждений на 2763 места, которые посещают 2934 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в 2021 году по республике составила 15,3 % (в 2020 году – 18,1 %).

Среди лидеров по расходам на одного обучающего лидирует Алькеевский район. Так в Алькеевском районе расходы на одного обучающегося возросли с 156,7 руб. до 167,94 руб. наименьший показатель наблюдается в Верхнеуслонском районе.

Сокращаются за анализируемый период расходы на финансирование общего образования. Незначительное увеличение наблюдается по статье дошкольное образование детей.

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в 2021 году по республике составила 15,3 % (в 2020 году – 18,1 %). Наибольшая доля таких учреждений в Ютазинском (69,2 %), Нижнекамском (41,8 %), Кайбицком (40,9 %) и Мамадышском (39,4 %) муниципальных районах

Что касается перспектив финансирования, то расходы на 14 нацпроектов в 2023 г. планируется сократить на 100 млрд руб. по сравнению с утвержденными законом о бюджете на нынешнюю трехлетку значениями – с 2,97 трлн до 2,87 трлн руб., следует из материалов Минфина. В относительном выражении это снижение незначительно: финансирование урежут лишь на 3,4 %.

Развитие финансовых ресурсов образовательной организации должно строго соблюдаться по приведенным выше критериям. Вместе с этим, на руководителя образовательной организации ложиться ответственность за самостоятельное определение курса применения выделяемых ему финансовых ресурсов и надлежащему составлению сметы в соответствии с бюджетной классификацией и нуждами учреждения.

С соблюдением всех требований, предложенный механизм, будет действовать в рамках Бюджетного кодекса РФ, не противореча принципам казначейского исполнения бюджета, и даст возможность сформировать бюджет на подушевой нормативной основе, а также увеличит возможности руководителя образовательной организации


В связи с выше изложенным, можно предложить некоторые пути решения:

 включить бюджетное софинансирование для дотации бюджетными средствами отдаленным регионам;

 включить в процесс рассмотрения бюджетной программы финансирования субъекты;

 увеличить процент финансирования на закупку инвентаря и оборудования;

 привлекать прямые частные инвестиции;

 освободить от уплаты налогов образовательные учреждения, получающие бюджетные средства со стороны государства [2].

Неудовлетворительное финансирование данной сферы во многом делает недостаточным реализацию прав граждан нашей страны на образование, а все это приводит к снижению доступности и понижению качества образования для граждан нашей страны

Список использованных источников

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.- 22.10.2022.

2 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - 22.10.2022.

3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс]: СПС «Консультант плюс». – 2013. – 640 с.

4 Берзон, Н. И. Государственные финансы / Н. И. Берзон, И. В. Петрикова, Н. В. Голованова, Ю. В. Герасимова, А. Ю. Аршавский, Т. И. Григорьева, Т. В. Теплова. – Москва.: Юрайт. – 2016. – 124 с.

5 Акашева, В. В. Финансирование бюджетных учреждений / В. В. Акашева // Экономические исследования и разработки. - 2017. – № 4 - С. 107-110

6 Бычкова, В. С. Источники финансирования государственных и муниципальных бюджетных учреждений / В. С. Бычкова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-7 - С. 77- 79

7 Мокеева, Е. Ю. Некоторые проблемы финансирования учреждении культуры в контексте реформирования бюджетного сектора / Е. Ю. Мокеева // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7. - С. 173-177.

8 Чаплыгина, А. Ю. Источники финансирования государственных образовательных услуг / А. Ю. Чаплыгина // Экономика и социум. - №1(32). - 2017. - С.6-12.

9 Вадимова, И. В. Изменение государственного задания / И. В. Вадимова // Советник бухгалтера бюджетной сферы.- 2017. - № 8 - С. 8 - 19.