ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование увеличилось с 98,5 до 100 с 2019 года до 2021 года. Удельный вес численности высококвалифицированных работников в 2019 году составил 66,3 % и увеличился на 0,1 % в 2021 году.
В таблице 10 представили перечень муниципальных программ Заинского муниципального района.
Таблица 10 - Набор муниципальных программ Заинского муниципального района
Наименование муниципальных программ, действующих | Период действия по этапам реализации Стратегии | |||
2016-2018 | 2019-2021 | 2022-2024 | 2025-2030 | |
«Развитие системы образования Заинского муниципального района» | + | + | + | + |
Среднее профессиональное образование.
Задачи:
-
Сформировать эффективное партнерство с основными (якорными) предприятиями для подготовки высококвалифицированных, востребованных специалистов. -
Создать максимально комфортные условия для профессионального обучения, в том числе иногородних, сельских студентов.
Основными мероприятиями в сфере образования являются:
-
Заключение долгосрочных соглашений с предприятиями по подготовке специалистов по конкретным направлениям, с последующим трудоустройством выпускников. -
Формирование и реализация современных программ переобучения, в том числе с приглашением иностранных специалистов. -
Реализация:
- Долгосрочных проектов по подготовке специалистов для предприятий партнеров – ОАО «Сетевая компания», филиала ОАО «Генерирующая компания» Заинская ГРЭС, ООО «Мефро уилз Руссиа Завод Заинск», ЗАО «АгросилаГрупп», АО «ЗЗМК», НГДУ «Елховнефть»;
- Программы по переобучению рабочих по отдельным специальностям (электрики) для работы под напряжением;
- Проекта по капитальному ремонту и реконструкции общежития ГБПОУ «Заинский политехнический колледж».
Программы, реализуемые на территории способствуют подготовке высококвалифицированных, востребованных специалистов, создают комфортные условия для профессионального обучения, реализуются современные программы переобучения.
Повышается качество оказываемых услуг, а также обеспечение достаточным количество мест в учреждениях образования.
2.4 Проблемы и перспективы развития расходов бюджетов на образование в современных условиях
На сегодняшний день в России финансирование системы образования является одной из приоритетных и значимых задач. Бюджетные ресурсы ограничены, поэтому проводимая на сегодня в РФ бюджетная политика ориентирована на повышение эффективности использования средств бюджета.
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определяются разграничением в полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти, исполнение которых происходит в следующем финансовом году за счет соответствующих бюджетов.
Основной законодательный акт, определяющий источники финансирования образовательных учреждений – это Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 07.10.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения [1].
Исключение составляют малокомплектные сельские школы – норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.
Был принят закон о федеральном бюджете на 2023 год и расходы на образование составят около 1 трлн 240 млрд рублей, что на 12 % больше по сравнению с 2022 годом. Доля в общем объёме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2022–2024 годах по сравнению с 2021 годом (4,9 %) увеличится и составит 5,2 % ежегодно [4]. Цифра 12 % выше, чем прогноз инфляции на 2021 год, которая держится в районе 7-8 %. В бюджете впервые выделяются средства на капитальный ремонт школ в регионах, прежде всего сельских.
Расходы на 14 нацпроектов в 2023 г. планируется сократить на 100 млрд руб. по сравнению с утвержденными законом о бюджете на нынешнюю трехлетку значениями – с 2,97 трлн до 2,87 трлн руб., следует из материалов Минфина. В относительном выражении это снижение незначительно: финансирование урежут лишь на 3,4 %.
Но в разрезе отдельных нацпроектов расходы меняются гораздо более существенно. Больше всего снижаются траты по направлениям «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Сокращение расходов по этим нацпроектам составит соответственно 30, 28 и 19 %. В абсолютном выражении по сравнению с утвержденными законом о бюджете значениями снижение составит 57 млрд, 50 млрд и 30 млрд руб.
Лидерами роста стали нацпроекты «Культура», «Образование» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Их финансирование планируется увеличить на 26 % (+ 11 млрд), 18 % (+ 32 млрд) и 7 % (4,9 млрд).
В этом году по сравнению с законом о бюджете сократились расходы лишь по одному нацпроекту – «Цифровой экономике». Сильнее всего выросли траты на «Комплексный план» (+ 40 %, или 119 млрд руб.), «Малое и среднее предпринимательство» (+ 32 %, или 21 млрд руб.) и «Туризм» (+ 28 %, или 15 млрд руб.). В общей сложности в 2022Tг. на реализацию всех нацпроектов будет выделено 3,18 трлн руб. при плане 2,74 трлн руб.
В этом году вся сумма бюджетных расходов составит 29 трлн руб., изначально предполагалось потратить 23,7 трлн. На этом же уровне их сумма будет оставаться и в ближайшие три года, писали ранее «Ведомости» со ссылкой на Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на следующую трехлетку.
Доходы в этом году ожидаются в объеме 27,7 трлн руб., в 2023Tг. – 26,1 трлн, в 2024 г. – 27,2 трлн, в 2025 г. – 27,98 трлн. Таким образом, дефицит бюджета в 2022Tг. составит 1,3 трлн руб., или 0,9 % ВВП, в 2023Tг.T– 2,9 трлн или 2 % ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн или 1,4 % ВВП, в 2025Tг. – 1,3 трлн или 0,7 % ВВП. Как меняют нацпроекты Снижение трат по направлению «Цифровая экономика» обусловлено сокращением финансирования прежде всего федерального проекта «Информационная инфраструктура» (на 50 % с 27 млрд до 13 млрд руб.).
По направлению «Международная кооперация и экспорт» больше всего сокращаются расходы на проект «Экспорт продукции АПК» – на 37 % с 80 млрд до 51 млрд руб. финансирование «Комплексного плана» падает из-за снижения трат на строительство международного транспортного коридора Европа – Западный Китай – на 77 % с 60 млрд до 14 млрд руб.
Рост расходов на направление «Образование» в 2023 г. связан прежде всего с увеличением финансирования по федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 4 раза с 5 млрд до 20 млрд руб. Изменение параметров по «Культуре» произошло благодаря повышению трат на проект «Цифровая культура» – они увеличились в 1,5 раза с 14 млрд до 22 млрд руб. Финансирование нацпроекта для МСП растет из-за увеличения расходов на «Акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства» – на 7 % до 74 млрд руб.
В целом изменение приоритетов – это нормальный процесс, если посмотреть 2021 и 2020гг., там тоже принятие нового закона о бюджете сопровождалось изменениями в структуре расходов.
Нацпроекты пересматриваются с точки зрения того, какие у России есть возможности по их реализации: ряд санкционных ограничений, например, в цифровой сфере и «железе» коснутся цифровой экономики, на нацпроект «Международная кооперация и экспорт» напрямую влияет происходящее в торгово-экономических отношениях России с другими странами, прежде всего недружественными.
Кроме того, часть проектов может быть профинансирована без государственного участия – за счет средств бизнеса, например в туризме, указывает эксперт. 20 млрд руб. планируется направить в 2023г. на федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Это в 4 раза больше, чем планировалось в законе о бюджете на нынешнюю трехлетку. Благодаря резкому росту расходов на патриотизм нацпроект «Образование» вошел в тройку лидеров среди направлений, на которые выделят больше средств в 2023г.
В образовании большая доля расходов связана с повышением оплаты труда и бюджетной обеспеченностью организаций. Одним из приоритетов государственной политики является сохранение и развитие человеческого капитала страны.
Как и в предыдущем бюджетном плане, заложен рост расходов на реализацию проектов по образованию и культуре, он превышает не только объем финансирования на 2022г. и на плановый период 2023 и 2024гг., но и объем средств, заложенных в паспорта соответствующих нацпроектов. Существенное сокращение расходов на нацпроект «Цифровая экономика» связано не только с перераспределением бюджета, но и со снижением средств на отдельные проекты, например «Искусственный интеллект».
Реализация инфраструктурных проектов имеет мультипликативный эффект для развития многих отраслей экономики, обеспечивает занятость населения, а также равномерное развитие регионов, поэтому несоблюдение запланированных объемов финансирования «Комплексного плана», а именно недофинансирование в 2023г. на 18,6 %, может привести к негативным последствиям, несмотря на плановый рост в 2024 г. на 19,5 %.
Неравномерное финансирование бюджетных ассигнований, утвержденных паспортами нацпроектов, обусловлено также переносом результатов на более поздние сроки за период их плановой реализации в 2019–2024 гг.. Сейчас у государства есть три ключевых приоритета, которые остаются каждый год независимо от ситуации.
Первый приоритет,– это обеспечение жизнедеятельности страны (в том числе образование, энергетика), второй – национальная безопасность, третий – социальные расходы. Меняются лишь акценты, которые расставляет правительство с точки зрения среднесрочных планов, количества доступных ресурсов и способов их использования.
Есть и проблема, связанная с несвоевременным освоением средств, когда ресурсы выделяются, но не используются, потому что, например, не хватает строительных мощностей. «Когда правительство летом 2022 года в рамках стратегических сессий анализировало ситуацию, оно пришло к выводу, что возможен временной сдвиг в реализации нацпроектов, но большая часть из них остается актуальной».
Олег Смолин рассказывает об особенностях и очевидных недостатках финансирования образования. На фоне дефицита бюджета растут социальные выплаты, но они не покрывают инфляции Подробный анализ бюджета – дело будущего. Отметим пока лишь некоторые его особенности.
Первое. Бюджет будет дефицитным. Дефицит бюджета должен составить около 2 % ВВП. Мировой нормой считается 3 %. То есть правительство могло бы потратить еще более триллиона рублей на нужды людей и развитие страны, но ограничилось решением о том, что к 2025 году дефицит бюджета должен сократиться до 0,7 % от ВВП. Иными словами, предполагается по-прежнему изымать из экономики часть денег для того, чтобы обеспечить так называемую макроэкономическую стабильность.
Второе. Помимо обороны, что понятно, и национальной безопасности, что уже вызывает некоторые вопросы, наиболее значительно растут расходы бюджета на сельское хозяйство и социальную политику плюс примерно 25 %. Это хорошо, поскольку по крайней мере дефицита продуктов питания в России точно не будет. В этом году в стране рекордный урожай пшеницы – порядка 150 миллионов тонн.
На практике прибавляются пособия беременным женщинам, но уменьшаются пособия для детей от 1,5 до 3 лет, поскольку по действующему сейчас закону они выплачиваются семьям с доходом до двух прожиточных минимумов, а теперь будут до одного. Впрочем, закон принят пока только в первом чтении, поэтому говорить о результатах пока еще рано.