Файл: Ответы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которая уничтожала всех, кто был против большевиков. Кризис политики военного коммунизма привел к тому, что она была заменена Новой Экономической Политикой (НЭПом).

3. Докажите, что Абылай «…славный в ордах отношениями своими с императрицею Российскою и Китайским богдыханом, на самом деле был властитель совершенно независимый».

Абылай, как дальновидный политик, понимал, что главной опасностью для Казахского ханства, находившегося в тисках двух крупных держав – Цинской империи и России – являлись опустошительные вторжения джунгар. Уже в отношениях с джунгарами Абылай хан использовал дипломатическую тактику. Сумел найти общий язык с заклятым врагом Галдан Цэреном. Он держался пророссийской ориентации, чтобы обеспечить неприкосновенность территории Казахстана, старался проводить политику добрососедства. Поддерживал с ней дипломатические и торговые связи. Используя объективные противоречия двух государств, Абылай хан проводил последовательную политику, результатом которой было обеспечение самостоятельности казахов. Именно в этом видел свое предназаначение хан казахов Абылай. Он осознавал свою особую миссию и верил в свой народ… По сути, именно Абылай хан явился автором политики "многовекторности", преемственность в проведении которой мы наблюдаем и по сегодняшний день.

Билет №7.

1.Казахстан в эпоху мезолита (хронология и характеристики периода). Хронология: 12 тыс. – 5 тыс. лет до н.э. Характеристика периода: Общественной организацией человека в период мезолита являлась родовая община. В период мезолита человек изобрел лук и стрелы, бумеранг, мотыгу, топор, лодку, серп и микролиты. Началось окультуривание растений и одомашнивания животных. Каменная индустрия основывалась на микролитической технологии обработки камня. Хозяйственная деятельность основывалась на собирательстве и охоте в условиях таяния ледника с элементами земледелия и скотоводства. К археологическим памятникам мезолита относятся Тельмановка, Акимбек, Мичурино, Боголюбово, Явленка, Виноградовка, Дузбай и Кызылсу.

2. Определите последствия голода 1931-1933 годов в Казахстане.


Результатом различных акций, связанных с коллективизацией, был небывалый голод, поразивший все без исключения районы Казахстана. В зиму 1929-1930 гг. степи сковал ледяным панцирем джут. К тому же ориентация на чрезвычайные меры сбора поставок хлеба, мяса, шерсти осложнила обстановку в республике с первых дней заготовок. Уже весной 1931 года с мест в Алма-Ату, ставшую к тому времени столицей, стали поступать сведения о голоде, однако власти их игнорировали и лишь ужесточали административный нажим. Гонимые голодом и репрессиями, казахи целыми аулами начали откочевывать на территории сопредельных областей и республик. По данным ОГПУ, казахи переселялись в районы Западной Сибири, Среднего Поволжья, Калмыкии, Таджикистана, Северного края и в другие регионы. Несколько сот тысяч казахов откочевали в Китай, Монголию, Иран и Афганистан. В итоге в течение 1931-1933 годов умерли от голода, холода и сопутствующих им болезней (тиф, холера и др) около 1 млн 750 тыс. казахов и около 250 тыс. казах-станцев других национальностей - русских, украинцев, уйгуров, т. е. 2,1 млн человек.

3. Проанализируйте причины поражения, последствия и историческое значение народных восстаний в Южном Казахстане в 40-50 – годы XIХ века.

Главной причиной поражения повстанцев явилось плохое вооружение и устаревшая тактика. Восстание казахов Приаралья было локальным народным выступлением. Царское правительство успело возвести укрепления, а также захватить кокандские крепости. В регион завозилось в большом количестве вооружение, в том числе и пушки. Ежегодно увеличивалась численность российских войск. Выступление повстанцев как против России, так и Коканда и Хивы распыляло силы восставших. Со стороны Семиречья также двигались российские войска, заметно усиливая фактор российского военного присутствия.

Выступления Жанкожи Нурмухамедулы и Есета Котибар-улы имели важное историческое значение. Они были направлены против колониального гнета среднеазиатских ханств и Российской империи. Народные восстания продемонстрировали наличие свободолюбивого духа у казахского народа, его стремление к независимости и свободе. Казахские батыры, жертвуя своей жизнью

, сделали попытки противостояния колонизаторам перед началом административных реформ 60-х годов XIX века. Эти восстания несколько задержали процесс экспансии царизма на территории государств Средней Азии.

Билет №8.

1.ГУЛАГ на территории Казахстана. C 30-ых годов XXв. из-за сталинской политики Казахстан превратили в край лагерей, чтобы изолировать репрессированных людей.25апреля 1930 г. Был создан ОГПУ (Отдел государственно-политического управления) Через год его переименовали в «Главное управление лагерей» 13 мая 1930 года постановление «О создании в Казахстане системы исправительно-трудовых лагерей». В 1932 г. существовал 21 лагерь В годы войны – 910 лагерных подразделений, 424 исправительно-трудовых лагеря. 1 января 1953 г. – 1 миллион спецпереселенцев проживало в республике (13 тысяч отбывали срок в лагерях, колониях или тюрьмах) 1929-1953 гг. За это время через ГУЛАГ прошло 14 миллионов человек. Погибли 1.6 миллионов 1954г. Начало освобождения заключенных. Сталин умер и СССР взял курс на ликвидацию лагерей 1960 г. Официальное закрытие ГУЛАГ по Указу МВД СССР Самые крупные лагеря, входившие в ГУЛАГ

КарЛАГ – 19 декабря 1931 г. Цель лагеря: создание продовольственной базы для Карагандинского угольного бассейна, Джезказганского и Балхашскогомедеплавительного комбинатов. В отдельные годы численность заключенных достигала 75 тысяч. СтепЛАГ – 1 апреля 1940 г – 1957 г. Цель лагеря: закончить строительство Джезказганского медеплавительного комбината. Здесь занимались только на промышленных предприятиях, в отличие от Карлага, где было сельское хозяйство.

АЛЖИР – 1937 г. был создан специальным приказом, состоял из 22 подразделений. Тут заключались жены С. Сейфуллина, Б. Майлина, С. Асфендиярова, Н. Нурмакова и других известных деятелей.

2. Назовите причины перехода от придомного к полукочевому скотоводству в эпоху бронзы. В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища. Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной.

3. Проанализируйте историческое значение восстания Кенесары Касымова в развитии государственности казахского народа.
Оно было самым крупным восстанием казахов в XIX веке, поднявшим на борьбу с царизмом большинство населения всех трех жузов, охватило почти весь Казахстан, и было одним из наиболее длительных восстаний казахов. Восстание Кенесары носившее антиколониальный характер, сыграло прогрессивную роль в истории казахского народа. Оно явилось школой политического воспитания масс. Восстание показало огромные силы сопротивления казахского народа. На базе этого восстания позже развивались восстания 50-60-х годов XIX в

Билет №9.

1. Реформа 1867-1868 гг. 1. В 1865 г. была создана «Степная комиссия» во главе с членом Совета Министерства внутренних дел Гирсом. В состав комиссии вошли полковник А. К. Гейне – представитель Главного штаба. 11 июля 1867 года царь Александр II утвердил «Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей» 21 октября 1868 года царь утвердил «Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями». В результате проведения административной реформы в Казахстане сложилась 5-ступенчатая система:



Кто чем управлял:

Генерал-губернаторство – генерал-губернатор

Область – военные губернатор

Уезд – уездный начальник

Волость – волостной управитель

Аул – аульный старшина

Волостные управители и аульные старшины избирались из народа на три года Каждый административный аул состоял из 100-200 кибиток. В руках генерал-губернатора сосредотачивалось военная и гражданская власть, А Туркестанскому генерал-губернатору позволялось вести переговоры с Китаем и Ираном. Произошли изменения и в судебной системе, появились новые судебные органы: военно-судебные комиссии; уездные суды. Реформой был затронут и земельный вопрос: все земли Казахстана были объявлены собственностью Российской империи. Вводилась новая система налогов: потомки Чингисхана – султаны освобождались от налогов и обеспечивались государством пожизненной пенсией. Покибиточные сборы – налог со скотоводов Туркестанского генерал губернаторства в размере 2 руб. 75 коп., а со скотоводов, Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств – 3 руб. в год. Последствия реформ: 1. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование. 2. Были созданы возможности для освоения богатств края. 3. Начался процесс расслоения аульных жителей. 4. Формирование жатачества и уход обедневших казахов на прилинейные заработки и первые промышленные очаги. 5. Повышение налогов. 6. Сокращение привилегии местной знати.


2. Оцените значение искусства и литературы в поднятии духа народа в годы Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. Активно способствовали подъёму этого духа советские художники. Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката. Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы: * плакат героический Плакаты 1941 года «Бей врага, как его били отцы и старшие братья–матросы Октября!» (автор С.С. Бойм), «Родина-мать зовёт» (автор И. Тоидзе).* плакат сатирический

«Раздавить фашистское чудовище» 1941 года.советский солдат с горящими глазами втыкает штык в чудовище в виде осьминога с человеческой головой в каске с фашистской свастикой, за спиной солдата – танки и самолёты, развевается красный флаг. Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом. Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" Музыка в годы войны сопровождала фронтовиков. Советский Союз даже возобновил выпуск грамм-пластинок в 1942 году, чтобы обеспечить музыкой солдат.

3. Заполните схему «Андроновская культура».



Билет №10.

1. Абай – основоположник казахской письменной литературы.

1. Абай Кунанбаев - великий казахский акын, философ, основатель казахской письменной литературы. Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению Восточно-Казахстанская область). Настоящее его имя - Ибрагим. Мать -Улжан и бабушка Зере - были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами, оказавшими на его воспитание значительное влияние. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибрагим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и под ним же вошел в историю. Отец Абая – Кунанбай был правителем рода тобыкты. Семья была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед. (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Начальное образование получил в аульной школе. В возрасте 10 лет учился в Семипалатинском медресе имени Ахмета Ризы. С 13 лет, участвуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей. В 1886 г. Абай написал стихотворение «Лето», положившее начало его поэтическому творчеству. В последующие годы жизни Абая, глубоко верившего в силы своего народа и близко воспринимавшего его чаяния, называют «лицом казахского народа». На становление личности Абая и мировоззрение поэта в демократическом направлении оказали влияние представители русской интеллигенции, политические ссыльные, представители освободительного движения – Е. Михаэлис, А. Леонтьев, С. Гросс, Н. Долгополов, с которыми он познакомился в Семипалатинске.