Файл: Ответы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

1) СВЕТСКОЕ государство: Граждане вольны признавать какую-либо религию или не признавать никакую. Религия отделена от государства. Это означает, что государство не признает какую-либо религиозную идеологию, в государственных учебных заведениях запрещается пропаганда религиозных учений, не допускается создание и деятельность политических партий на религиозной основе.

2) ПРАВОВОЕ государство: В правовом государстве законы выражают действительную волю всего народа, а не какой-либо его части. Поэтому граждане, должностные лица должны строго соблюдать требование законов. Граждане сами должны научиться защищать свои нарушенные права.

3) СОЦИАЛЬНОЕ государство: Это означает, что в соответствии с Конституцией и законами народ не делится на классы. Неработоспособные, малоимущие граждане должны быть объектом особой заботы государства. Социальный характер государства проявляется в принятии особых законов о молодежи, о малоимущих гражданах, о пенсионерах, а также в практической деятельности Президента, Правительства, специальных органов.

2. Определите, какое место занимает казахстанская тематика в творчестве русских художников в XIX – XX вв.

В качестве примера можно рассказать о творчестве великого украинского поэта Тараса Шевченко, который также являлся и художником, посвятил ряд своих картин казахской тематике (находился в ссылке в Казахстане в 1847-1857 гг.). Из всего изобразительного наследия периода ссылки, насчитывающего около 450-ти работ, почти 350 работ посвящены жизни и быту казахского народа, природе Казахстана.

Картины Шевченко: «Пожар в степи», «Байгуши», «Казашка», «Пастух», «Казах на коне», «Над степью», «Буран», «Казах в юрте» и др. В них реалистично представлена жизнь степняков. Местное население уважало Тараса Шевченко.

У него было много друзей среди казахов, называвших его «акын Тарази» («поэт Тарас»). Он часто ходил в гости в аул

возле крепости, где слушал песни и легенды. Общаясь с местным казахским населением, Т.Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

Его творчество стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов. Мухтар Ауэзов дал ему высокую оценку: «Тарас Шевченко как художник первым изобразил степь в реалистичном стиле».


Кроме города Форт-Шевченко, имя великого поэта носят улицы многих городов Казахстана, в том числе и в Астане.

3. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени кангюев. Расскажите об археологических памятниках кангюев.

Основным местом рас­селения кангюев была средняя часть долины реки Сырдарья. Границы Кангюя выходили за границы современ­ного Казахстана и доходили до местности, где се­годня расположен город Ташкент, столица современного Узбекистана. С другой стороны граница владений кангюев тянулась от гор Каратау до реки Талас.

Кангюи находились в тесных экономичес­ких, культурных и политических связях с Кита­ем и Римом.

Археологические памятники кангюев: Археологи провели широкомасш­табные раскопки в местах проживания кангюев, в результате чего было обнаружено много поселений и могильников. Их ученые отнесли к кауншинской, отрар-каратауской, жетыасарской археологичес­ким культурам.

Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культу­ра занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона рас­пространения жетыасарской культуры – долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи.

Приведите примеры (кратко): 1) На земле кангюев были города. Один из них – Кок-Мардан – был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Стены до­мов сложены из сырого кирпича, проложенного обыкновенной глиной. Дом отапливался печкой, сложенной на полу.

2) Среди раскопанных по­гребальных памятников особый интерес представляет могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе. Могильник состоит из курганов, которые использовались как места коллективных захоронений. Хоронили в прямоугольных ямах, иногда обложенных изнутри сырцовыми кирпичами. Дно могилы застилали кошмами, на них клали покойника в вытянутом положении на спине. Вместе с ним в могилу ставили глиняные сосуды с пищей.

Билет №14.

1. Казахстан в годы революции 1905-1907 гг.

Первая русская революция (1905-1907 гг.) дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения.



Активизировалось рабочее движение. В эти годы произошел ряд крупных политичес­ких и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов. Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, желез­нодорожники явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали проф­союзы и т.д.

Революция способствовала воз­никновению в крае первых организаций РСДРП. В Казахстане создавались марксистские кружки (в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семи­палатинске, Верном и др.). В годы революции зародилось алашское движение.

Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое разви­тие в условиях первой русской революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрознен­ных крестьянских выступлений. Эти стихийные акты протеста против произвола баев и представителей колониальных органов в основном ограничивались избиением последних, отказом от уплаты налогов, угоном их скота и т. д.

2. Роль Н.А.Назарбаева в реализации идеи евразийства.

Идея предложена Н.Назарбаевым.

Идея евразийства предполагает:

- образование Евразийского союза в постсоветском пространстве, который способствовал бы более эффективному преодолению кризисов;

- активное взаимодействие и сотрудничество в сфере экономики, политики и культур.

В марте 1994 года Н.А.Назарбаев выдвигает идею создания Евразийского союза. Евразийский союз предполагается создать как союз равноправных суверенных государств, и он должен быть не только экономическим и валютным союзом, а стать и политическим союзом. Предложения получили широкую поддержку государственных деятелей, ученых, общественности, были рассмотрены на Совещании Глав государств СНГ.

Самой важной составной Евразийской идеи стала инициатива создания Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Фундаментом послужил Таможенный союз, основу которого составляют Россия, Казахстан и Беларусь. В рамках сообщества определены перспективы сотрудничества в различных сферах.


3. Какие события объединяют 203г. до н.э., 188 г. до н.э. и 55г. до н.э. Определите значение этих событий.

События из истории гуннов:

Во-первых, государство гуннов образовалось в 209 г. до н.э. (по сведениям ученого Л.Гумилева) на территории Китая.

Гунны совершали постоянные набеги на Китай (в связи с этим и началось строительство Великой Китайской стены еще при династии Цинь).

203 г. до н.э. – начало войны гуннов с пришедшей к власти в Китае династии Хань

188 г. до н.э. – завершение этой войны (Хань выплачивали гуннам дань)

55 г. до н.э. – в результате междоусобной войны гуннское государство разделилось на северную и южную части (южные земли подчинились Хань). Впоследствии наступления династии Хань вынудили северных гуннов перекочевать на территорию современного Казахстана (началось «Великое переселение народов»).

Билет №15.

1. Развитие городов и торговли в Казахстане во второй половине XIX века. Наиболее крупные центры торговли между Казахстаном и Россией во второй половине XIX в.: Акмола, Павлодар, Каркаралинск, Баянаул, Кокчетав, Казалинск и Жаркент.

Торговля осуществлялась в меновой и денежной форме.

Торговля на территории Казахстана осуществлялась в таких формах как: разъездная; стационарная; ярмарочная.

Наибольшей популярностью у торговцев скотом пользовалась ярмарочная торговля.

Причины популярности ярмарочной торговли: 1) кочевому и полукочевому населению было удобно продавать свой скот на ярмарках, 2) была слабо развита сеть дорог.

Кояндинская (=Ботовская, так как основал купец Ботов) ярмарка - одна из самых крупных ярмарок в Степи. Открыта в 1848 году.

В этот период также активизировались торговые отношения России с Китаем через территорию Казахстана (являлся колонией России). Между странами был заключен целый ряд договоров: Кульджинский протокол (1851), Пекинский договор (1860), Чугучакский протокол (1864), Петербургский договор (1881). Данные соглашения способствовали росту товарооборота между странами.

Основные центры торговли: Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Петропавловск, Капал и Верный. В торговле России с Китаем в Семиречье особо выделялась Каркаринская ярмарка.

Успешному развитию торговли между Казахстаном и Китаем способствовало введение в строй 30 августа 1894 г. Сибирской железной дороги.


Развитие торговли также способствовало организации финансовых учреждений в Казахстане. Так, в 1871 г. в Петропавловске открылся первый в Казахстане банк.

2. Причины репрессий против представителей казахской интеллигенции в конце 20-х - начале 50-х гг. ХХ в.

В 20-е годы ХХ века человек, высказывавший альтернативное мнение, причислялся к «врагам народа». Виды репрессивных мер: ссылка, заключение в исправительно-трудовые лагеря, высылка за пределы СССР, расстрел. В результате репрессий пострадала казахская творческая интеллигенция. Репрессированы Ж.Аймауытов, А.Ермеков, Х.Досмухамедов, А.Букейханов и другие члены партии «Алаш». Обвинения, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х - 30-х гг., связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В 1930 г. была арестована другая группа интеллигенции, около 40 человек, в том числе М. Тынышпаев. X. Досмухамедов.

Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф.Голощекина. Он провозгласил идею «Малый Октябрь». Основной задачей провозглашалось разрушение традиционного уклада жизни казахов. Представители интеллигенции, не разделявшие мнение Ф.Голощекина, подверглись репрессиям (Садвакасов, Ходжанов, Нурмаков, Мендешев, Мынбаев, Байтурсынов и др.).

В 1937-1938 гг. репрессии приняли массовый характер. Были репрессированы и физически уничтожены (помимо вышеперечисленных) государственные и общественные деятели: Т.Рыскулов, С.Садвакасов, У.Джандосов и др.; представители казахской литературы С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Джансугуров; ученые К.Жубанов, С.Асфендияров и многие другие.

В 40-50-е гг. достигает апогея идеология сталинизма. Победа в ВОВ приписывалась «вождю». Начинается новый виток политических репрессий. В антинаучных взглядах был обвинен ученый Маргулан. Дискуссии вокруг работ Маргулана, Бекмаханова, Сулейменова завершались политическими обвинениями. Так, историка Бекмаханова обвинили в антирусской пропаганде за объективную оценку движения Кенесары Касымова (был приговорен к 25 годам тюрьмы). Многие ученые были объявлены «космополитами», были вынуждены покинуть пределы республики (например, Сатпаев, Ауэзов).

3. Сравните общественное устройство кангюев и сарматов, охарактеризуйте общие и различные черты.