Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие Обучающийся Чубарова Эмина Рашидбековна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Педагог дополнительного образования, ведущий занятия у подростков, должен учитывать их возрастные эмоционально-психологические особенности. В этом возрасте подростки (преимущественно — мальчики) часто проявляют хулиганское «протестное» поведение. Девочки, наоборот, стремятся показать себя с лучшей стороны. Педагог должен быть терпеливым и не проявлять к учащимся неуважения или жестокости. Преподавание должно носить доброжелательный назидательный характер, но, в то же время, иметь определенную степень строгости, дабы не превратиться в бардак, как бывает на занятиях у педагогов либерального типа.

Задействовав ребёнка в деятельности объединения любой направленности можно решить массу его внутренних проблем. Ведь если уменьшиться процент скуки, то курение и алкоголь отойдёт на второй план, ведь подростка будет интересовать совершенно другое. От отсутствия скуки ребёнок будет меньше заниматься самокопанием, особенно если его деятельность в дополнительном образовании приносит плоды, которые повышают его самооценку. Оставшиеся проблемы (с родителями, друзьями и учёбой) тоже могут решиться благодаря этому, ведь подросток будет чувствовать себя увереннее.

Зачастую помощниками педагогов и педагогов-организаторов становятся дети именно подросткового возраста. Это касается не только творческой, но и технической, естественнонаучной и военно-патриотической деятельности. Поэтому так необходимо знать, что важно для подростков и как им можно помочь выйти из своей «скорлупы», помочь решить их внутренние проблемы.

1. Заинтересованность. Вполне естественно, что занятия в системе дополнительного образования подросток выбирает в зависимости от своих интересов. Однако заинтересованность должна поддерживаться педагогом, ему необходимо уметь завлечь, вызвать интерес у подростка к определённому роду деятельности, всё не должно быть пущено на самотёк. А педагог-организатор должен уметь  показывать, как важен ребёнок в процессе реализации мероприятий

2. Психологическая поддержка. Педагог-организатор может быть просто руководителем, а может быть и другом, который может поддержать ребёнка в любую минуту. Для подростков очень важно знать, что кто-то на его стороне, что он очень нужен и без него будет сложно организовывать и проводить мероприятия. Такое ощущение «важности» и «необходимости» поднимает самооценку учащегося, что в дальнейшем может очень позитивно сказаться на его социализации в новом обществе.


3. Коллектив. Работая с подростками, я заметила, как важен микроклимат в коллективе.

 
Задание 7. 

Конспект развивающего занятия

«Учусь общаться»

Продолжительность: 45 минут.

Аудитория: 10–11 лет.

Количество участников: 10–15 человек.

Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.

Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.

Задачи:

  • раскрыть понятие «общение», «агрессивное поведение»;

  • объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;

  • проанализировать неэффективность модели агрессивного поведения;

  • способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;

  • рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.

Занятие «Учимся общаться» предусмотрено в начале учебного года (октябрь) с целью сплочения классного коллектива после отвыкания детей друг от друга за время летних каникул и создания адекватного эмоционального фона общения для дальнейшей работы в новом учебном году, воспитания доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам, формирования культуры поведения и внимательного отношения к окружающим их людям. Обучающиеся знакомятся понятием «общение»  и его значением  для человека,  совершенствуют имеющиеся знания о культурном поведении.

Тема занятия «Учимся общаться» выбрана не случайно, так как умение общаться, быть отзывчивым, правильно строить своё суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС. Занятие полностью выстроено в игровой форме, т.к. игра детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Игра является потребностью растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. В игре дети черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитание личности ребёнка.


Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Создаваемый во внеурочной деятельности благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует развитию и учебной мотивации, что немаловажно для успешной учебной деятельности ребёнка. Игра синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность. Характер же этого действия должен быть игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего социального опыта. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Потому игровые приёмы просто необходимы при проведении любого внеурочного занятия (мероприятия).

Оборудование и материалы: презентация, кроссворд, конверты с пословицами, притча «Сказка про гвозди».

Ход занятия.

Здравствуйте ребята!

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении. И я предлагаю вам в качестве приветствия следующее упражнение.

Упражнение «Твое имя»

Цель: установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.

Участники встают в круг, а один; передавая мяч соседу, называет полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька). Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя

Дискуссия:

Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

Общение — это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  • Обмен информацией;

  • Взаимодействие;

  • Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

  • Установление контакта;

  • Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;

  • Побуждение, стимулирование активности партнёра;

  • Координация действий;

  • Обмен эмоциями;

  • Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)


Упражнение «Копилка народной мудрости»

Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».

А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.

  • броеДо восло вечекуло – точ ждьдо в хусуза. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).

  • воСло ен бейрово–титлевы, ен мапойешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).

  • шуюроХо чьре, рошохо и тьшаслу. (Хорошую речь, хорошо и слушать).

  • шеньМе ривого, ад шельбо лайде. (Меньше говори, да больше делай).

Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться.

Упражнение «Круг моего общения»

Цель: выявить круг общения подростков.

Давайте вместе с вами проанализируем круг ваших знакомых. Запишите количество знакомых по возрасту

Возрастная категория

Количество человек

Сверстники

Старше меня на 1 – 3 года

Младше меня на 1-3 года

Маленькие дети

Взрослые





Общаясь с этими людьми, каждый из вас играет какую-то роль (для учителя вы — ученик).

Упражнение «Я — это …» «Какой я?»

Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.

Давайте напишем 10 предложений «Я — это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений «Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик — старательный)

Игра «Назови эмоцию»

Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.

Ребята, а давайте подумаем, отчего, когда мы общаемся, мы бываем то добрыми, то злыми, то раздражительными? что на это влияет?

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).

Упражнение «Спина к спине»


Цель: способствовать преодолению барьеров в общении.

А теперь давайте посмотрим, влияет ли на наше общение поза человека, зрительный контакт, то, каким голосом человек разговаривает.

- Садитесь  в пары лицом  друг к другу (дается 2 мин на обсуждение просмотренного фильма или прочтенной книги).

- Садитесь на стульях спиной друг к другу, также выбираем тему  и общаются.

Затем происходит обмен впечатлениями.
Работа прошла успешно и эффективно. Главное, чего я хотела добиться на занятии - научить детей общаться. Дети были активны, непосредственны, внимательны и самокритичны, смогли выполнить все поставленные задачи на отдельных этапах занятия, добиться заявленной цели мероприятия и достичь планируемых результатов. Все ученики работали на высоком уровне, свободно высказывали свои мнения, идеи.

Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, показавший, что все аспекты и цели занятия были реализованы. Занятие достигло своих целей.

 

Задание 8. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей в дополнительном образовании предусматривает использование разнообразных педагогических технологий. Арсенал педагога дополнительного образования, сопровождающего процесс индивидуального развития и личностного роста ребенка, должен включать формы, методы, приемы и технологии, которые обеспечивают индивидуализацию образовательного процесса и помогают активизировать в его рамках позицию ребенка. К числу педагогических технологий, способствующих решению и реализации поставленных задач и направлений психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании (в частности, обеспечение реализации диагностической функции деятельности сопровождающего), в полной мере можно отнести технологию портфолио.

Чтобы узнать глубину и значимость сущностного значения «портфолио» как педагогической технологии необходимо понять:

– Что такое «Портфолио»?

– Для чего и зачем создавать «Портфолио»?

– В чем заключается важность и значимость «Портфолио» как технологии, образующей целостную систему оценки качества образования в учебном заведении?

Наряду с этим также важно понять, что есть технология «Портфолио» – банк достижений или технология формирования системы этого банка?