Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие Обучающийся Чубарова Эмина Рашидбековна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время термин «портфолио» достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы.
У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.
В повседневной жизни «портфолио» представляют как:
Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина «портфолио» позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.
Педагогическая идея создания и использования портфолио.
Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI века идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника «на выходе» конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в «портфеле» («папке специалиста»).
В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченковой термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ обучающихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом.
Таким образом «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при определенных условиях.
Современное российское образование трактует данный термин как «папку индивидуальных достижений обучающегося или педагога».
Педагогическая идея портфолио предполагает:
Портфолио относится к группе индивидуально ориентированных технологий. Одна из основных задач их использования в учреждении дополнительного образования — обеспечение субъектной позиции ребенка и рефлексивного отношения к собственной деятельности в процессе его личностного развития.
Технология портфолио используется педагогами в целях индивидуализации образовательной деятельности воспитанников. Согласно одному из определений, встречающихся в материалах американских исследователей, портфолио — это коллекция работ ребенка, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.
В образовательном процессе технология портфолио достаточно успешно реализуется учителями-предметниками и классными руководителями для активизации деятельности ученика на уроке и во внеурочное время.
Что же касается учреждений дополнительного образования, то потребность в данной технологии обусловлена возможностью использования портфолио в качестве средства отслеживания результатов деятельности ребенка.
Большинство исследователей проблемы организации дополнительного образования сходятся во мнении, что одной из важных проблем, решаемых организациями данного типа, является создание условий для удовлетворения интересов и потребностей детей, предоставление им возможности для самопроявления и самореализации, обеспечение педагогического сопровождения их индивидуального развития и личностного роста. Очевидно, что указанные выше цели могут быть реализованы при условии обеспечении субъектной позиции ребенка в образовательном процессе. А она, в свою очередь, предполагает рефлексивный характер включения обучающегося в деятельность, формирование у него умений и навыков самоанализа, самооценки, наличие которых позволит ему адекватно оценивать свои достижения в выбранной сфере.
Авторы технологии портфолио С.Дж. Пейп, М. Чошанов определяют ряд функций портфолио, а именно: диагностическую, мотивационную, целеполагания, содержательную, развивающую, рейтинговую. Содержание большинства из названных функций обуславливает возможность использования портфолио в качестве формы фиксации, систематизации и отслеживания результатов деятельности его автора.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что результаты деятельности субъекта могут быть представлены следующими составляющими:
- внутренней, включающей изменения, происходящие в процессе деятельности в самом субъекте, а именно: развитие и приобретение уже имеющихся и новых качеств, формирование нового субъективного опыта решения личностно значимых задач, обогащение и развитие сущностных сфер личности;
- внешней, представленной продуктами деятельности субъекта: предметами материальной и духовной культуры, произведенными в процессе деятельности, изменениями, вносимыми в окружающую социальную среду.
Обозначенные составляющие взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Так, приобретенные личностные качества позволяют субъекту проявлять себя во внешней среде — производить новые продукты, изменять социальное окружение. По сути, внешние проявления результатов являются свидетельством внутренних изменений, происходящих с человеком в процессе индивидуального развития и личностного роста. Указанные процессы будут успешными, если протекают целенаправленно, являются управляемыми, поэтому важно предусмотреть возможность систематического отслеживания их результатов.
Особенно это актуально для сферы дополнительного образования, где, в силу ее специфики, именно индивидуальное развитие и личностный рост являются главными доказательствами успешности ребенка в выбранной сфере деятельности. Таким образом, в задачи педагога дополнительного образования входит оказание помощи воспитаннику в сборе и систематизации свидетельств его индивидуальных достижений, в осознании своих успехов, проблем и перспектив дальнейшего развития.
Технология портфолио, изначально сориентированная на фиксацию и систематизацию индивидуальных достижений субъекта в выбранной сфере, как нельзя лучше позволяет решать обозначенную выше задачу. Ее использование в деятельности педагога дополнительного образования позволит зафиксировать и систематизировать материалы, свидетельствующие о его собственном профессиональном росте, и обозначить основные направления своего профессионального развития. Кроме того, портфолио обеспечит эффективное решение задач психолого-педагогического сопровождения процесса индивидуального и личностного развития ребенка.
Также следует отметить, что одной из специфических особенностей дополнительной образовательной деятельности является добровольный характер включения в нее ребенка, а это предполагает наличие у него мотивации на участие в работе кружка, клуба, секции, посещения школы искусств, театральной студии и т.п. Мотивы формируются не только под влиянием существующего интереса к той или иной сфере деятельности, но и в результате осознания перспектив своего личностного роста в ее рамках. Также немаловажным является достижение определенных успехов, подтверждающих правильность сделанного выбора, а они не всегда могут быть представлены в материальном виде. Учитывая вышесказанное, педагогу дополнительного образования необходимо проводить целенаправленную работу по формированию и поддержанию мотивации ребенка на продолжение занятий в выбранной сфере, если есть перспективы его развития в ее рамках. Если же таких перспектив нет, необходимо вовремя показать обучающемуся, что следует изменить, обеспечить его переориентацию на ту сферу деятельности, в которой он может проявить себя наилучшим образом. Данный процесс будет протекать безболезненно, если ребенок включен в процесс отслеживания и оценки результатов своей деятельности в выбранной сфере, осознает причины успехов и неудач, видит перспективы личностного роста. Технология портфолио позволяет педагогу создать условия для активного участия воспитанника в указанном процессе. Это помогает решить как проблему мотивации, так и обеспечивает обоснованность принимаемых решений относительно выбора сферы для самореализации в системе дополнительного образования.
Таким образом, портфолио в системе дополнительного образования можно определить как средство психолого-педагогического сопровождения процесса личностного развития ребенка в выбранной сфере, как средство, которое обеспечивает фиксацию и систематизацию его достижений, позволяющую формировать мотивационную базу для осознанного его включения в дополнительную образовательную деятельность.
Цель использования технологии портфолио в системе дополнительного образования можно определить следующим образом: обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса развития ребенка в организации дополнительного образования через включение его с помощью формирования портфолио в деятельность по фиксации, систематизации и отслеживанию достигаемых в выбранной сфере индивидуальных результатов.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
Указанные цель и задачи использования портфолио в системе дополнительного образования обеспечивают реализацию функций психолого-педагогического сопровождения деятельности детей.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Реализация обозначенных выше групп функций портфолио обуславливает целесообразность использования данной технологии для решения задач психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования. Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше цель и задачи портфолио могут быть реализованы в полной мере при условии верного подхода к проектированию содержания разделов портфолио ребенка, используемого в организациях дополнительного образования.
Структура портфолио
Портфолио достижений ученика - документ единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами.
Портфолио ученика включает в себя основные разделы:
В настоящее время термин «портфолио» достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы.
У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.
В повседневной жизни «портфолио» представляют как:
-
визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении); -
досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах); -
портфель учебных и профессиональных достижений человека.
Таким образом, процесс постижения смыслового значения термина «портфолио» позволил увидеть множество различных направлений, трактовок и характеристик, но общепринятого варианта данного понятия пока не установлено.
Педагогическая идея создания и использования портфолио.
Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI века идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника «на выходе» конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в «портфеле» («папке специалиста»).
В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия. Согласно позиции Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С. Прутченковой термин «портфолио» трактуется как «учебный портфель», что определяет целенаправленное собрание работ обучающихся, определяющих усилия и потенциал, развитие и достижения в одной или нескольких образовательных областях в соответствии с учебным планом.
Таким образом «портфолио» – есть отчет или портфель достижений, с помощью которого фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при определенных условиях.
Современное российское образование трактует данный термин как «папку индивидуальных достижений обучающегося или педагога».
Педагогическая идея портфолио предполагает:
-
смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; -
интеграцию количественной и качественной оценок; -
доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Портфолио относится к группе индивидуально ориентированных технологий. Одна из основных задач их использования в учреждении дополнительного образования — обеспечение субъектной позиции ребенка и рефлексивного отношения к собственной деятельности в процессе его личностного развития.
Технология портфолио используется педагогами в целях индивидуализации образовательной деятельности воспитанников. Согласно одному из определений, встречающихся в материалах американских исследователей, портфолио — это коллекция работ ребенка, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.
В образовательном процессе технология портфолио достаточно успешно реализуется учителями-предметниками и классными руководителями для активизации деятельности ученика на уроке и во внеурочное время.
Что же касается учреждений дополнительного образования, то потребность в данной технологии обусловлена возможностью использования портфолио в качестве средства отслеживания результатов деятельности ребенка.
Большинство исследователей проблемы организации дополнительного образования сходятся во мнении, что одной из важных проблем, решаемых организациями данного типа, является создание условий для удовлетворения интересов и потребностей детей, предоставление им возможности для самопроявления и самореализации, обеспечение педагогического сопровождения их индивидуального развития и личностного роста. Очевидно, что указанные выше цели могут быть реализованы при условии обеспечении субъектной позиции ребенка в образовательном процессе. А она, в свою очередь, предполагает рефлексивный характер включения обучающегося в деятельность, формирование у него умений и навыков самоанализа, самооценки, наличие которых позволит ему адекватно оценивать свои достижения в выбранной сфере.
Авторы технологии портфолио С.Дж. Пейп, М. Чошанов определяют ряд функций портфолио, а именно: диагностическую, мотивационную, целеполагания, содержательную, развивающую, рейтинговую. Содержание большинства из названных функций обуславливает возможность использования портфолио в качестве формы фиксации, систематизации и отслеживания результатов деятельности его автора.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что результаты деятельности субъекта могут быть представлены следующими составляющими:
- внутренней, включающей изменения, происходящие в процессе деятельности в самом субъекте, а именно: развитие и приобретение уже имеющихся и новых качеств, формирование нового субъективного опыта решения личностно значимых задач, обогащение и развитие сущностных сфер личности;
- внешней, представленной продуктами деятельности субъекта: предметами материальной и духовной культуры, произведенными в процессе деятельности, изменениями, вносимыми в окружающую социальную среду.
Обозначенные составляющие взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга. Так, приобретенные личностные качества позволяют субъекту проявлять себя во внешней среде — производить новые продукты, изменять социальное окружение. По сути, внешние проявления результатов являются свидетельством внутренних изменений, происходящих с человеком в процессе индивидуального развития и личностного роста. Указанные процессы будут успешными, если протекают целенаправленно, являются управляемыми, поэтому важно предусмотреть возможность систематического отслеживания их результатов.
Особенно это актуально для сферы дополнительного образования, где, в силу ее специфики, именно индивидуальное развитие и личностный рост являются главными доказательствами успешности ребенка в выбранной сфере деятельности. Таким образом, в задачи педагога дополнительного образования входит оказание помощи воспитаннику в сборе и систематизации свидетельств его индивидуальных достижений, в осознании своих успехов, проблем и перспектив дальнейшего развития.
Технология портфолио, изначально сориентированная на фиксацию и систематизацию индивидуальных достижений субъекта в выбранной сфере, как нельзя лучше позволяет решать обозначенную выше задачу. Ее использование в деятельности педагога дополнительного образования позволит зафиксировать и систематизировать материалы, свидетельствующие о его собственном профессиональном росте, и обозначить основные направления своего профессионального развития. Кроме того, портфолио обеспечит эффективное решение задач психолого-педагогического сопровождения процесса индивидуального и личностного развития ребенка.
Также следует отметить, что одной из специфических особенностей дополнительной образовательной деятельности является добровольный характер включения в нее ребенка, а это предполагает наличие у него мотивации на участие в работе кружка, клуба, секции, посещения школы искусств, театральной студии и т.п. Мотивы формируются не только под влиянием существующего интереса к той или иной сфере деятельности, но и в результате осознания перспектив своего личностного роста в ее рамках. Также немаловажным является достижение определенных успехов, подтверждающих правильность сделанного выбора, а они не всегда могут быть представлены в материальном виде. Учитывая вышесказанное, педагогу дополнительного образования необходимо проводить целенаправленную работу по формированию и поддержанию мотивации ребенка на продолжение занятий в выбранной сфере, если есть перспективы его развития в ее рамках. Если же таких перспектив нет, необходимо вовремя показать обучающемуся, что следует изменить, обеспечить его переориентацию на ту сферу деятельности, в которой он может проявить себя наилучшим образом. Данный процесс будет протекать безболезненно, если ребенок включен в процесс отслеживания и оценки результатов своей деятельности в выбранной сфере, осознает причины успехов и неудач, видит перспективы личностного роста. Технология портфолио позволяет педагогу создать условия для активного участия воспитанника в указанном процессе. Это помогает решить как проблему мотивации, так и обеспечивает обоснованность принимаемых решений относительно выбора сферы для самореализации в системе дополнительного образования.
Таким образом, портфолио в системе дополнительного образования можно определить как средство психолого-педагогического сопровождения процесса личностного развития ребенка в выбранной сфере, как средство, которое обеспечивает фиксацию и систематизацию его достижений, позволяющую формировать мотивационную базу для осознанного его включения в дополнительную образовательную деятельность.
Цель использования технологии портфолио в системе дополнительного образования можно определить следующим образом: обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса развития ребенка в организации дополнительного образования через включение его с помощью формирования портфолио в деятельность по фиксации, систематизации и отслеживанию достигаемых в выбранной сфере индивидуальных результатов.
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
-
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; -
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; -
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; -
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку; -
содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения
Указанные цель и задачи использования портфолио в системе дополнительного образования обеспечивают реализацию функций психолого-педагогического сопровождения деятельности детей.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
-
диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени); -
целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом); -
мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов); -
содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ); -
развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения); -
рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений); -
обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности); -
корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Реализация обозначенных выше групп функций портфолио обуславливает целесообразность использования данной технологии для решения задач психолого-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования. Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше цель и задачи портфолио могут быть реализованы в полной мере при условии верного подхода к проектированию содержания разделов портфолио ребенка, используемого в организациях дополнительного образования.
Структура портфолио
Портфолио достижений ученика - документ единого образца, представляющий папку с файловыми вкладышами.
Портфолио ученика включает в себя основные разделы: