Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 870
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, где всякое проявление сексуальности сурово подавлялось; вероятно, именно на этой почве (по крайней мере отчасти) возникли те его интерпретации, которые в настоящее время вызывают особенно сильные возражения.
Взлет гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е годы. Неудивительно, что этот оптимистический взгляд на человека был встречен с распростертыми объятиями в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху. Точно так же социобиологическая теория, появившаяся во время кризиса, который начался в конце 70-х годов, содержала все необходимое, чтобы увлечь моралистов, заботящихся об общественном порядке и готовых принять мысль, что такой порядок уже предусмотрен в естественном ходе вещей.
Эклектический подход. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчеством во всех случаях судить о значении или роли той или иной теории по ее благосклонному приему данной социальной системой. Наибольшие успехи были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами.
Среди противоречивых направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половинеXX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов - различия сглаживаются по мере углубления наших знаний.
Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит
Рис. 2.21. Немецкий философ Христиан Вольф (1679— 1754). Он впервые ввел в философский язык термин «психология» в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732 - 1734 годах.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, -стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Документ 2.3. Душа и тело: 1+1=2 или 1 + 1 =I?
Представление о человеке, состоящем из нематериальной души, управляющей материальным организмом, -это
дуалистическая концепция, восходящая, как мы видели, к доисторическим временам.
В научной психологии, однако, утвердилось представление о том, что наши восприятия, наши чувства или мысли -это всего лишь результат жизнедеятельности нервных клеток, объединенных в один орган -головной мозг, который представляет собой лишь одну из составных частей организма. Это монистическая концепция, разделяемая большинством современный ученых; по их мнению, нет никакой необходимости искать объяснение психических функций мозга не в материальных процессах, происходящих в организме, а где-то еще.
Как мы увидим в документе 5.2, современные физические теории побудили некоторых ученых расширить этот монистический взгляд, распространив его на всю Вселенную. Поскольку Вселенная построена из волн и частиц, находящихся в непрерывном взаимодействии, в природе существует некий всеобщий интеллект, который возрастает по мере усложнения материи -от камня до самых высокоорганизованных существ. Что касается человека, то он всего лишь одно звено в этой огромной совокупности.
Подобный взгляд нельзя считать несовместимым с религиозными концепциями, которых придерживаются многие из тех же ученых. Он никак не затрагивает наши личные верования. Как подчеркивает Хебб
Что такое психология? 85
(1974), «не может быть никакого конфликта между религией и научным методом. Научная теория пытается подойти к истине путем последовательных приближений и поэтому не может быть догматичной.
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Научный подход стремится освещать факты как можно более объективнос целью их исследования и сопоставления, а не для подтверждения заранее принятой теории.
Научный метод слагается в основном из четырех этапов, которые все ученые, будь то физики, психологи или астрономы, проходят в одинаковой последовательности.
Первый этап состоит в формулировке и постановке проблемы,находящейся в центре интересов ученого. Эта проблема обычно предстает в форме какого-то вопроса.
На втором этапе формулируется гипотеза, т. е. предположительный ответ на поставленную проблему, опирающийся на уже известные факты. Поэтому такой ответ всегда носит декларативный характер1.
Третий этап состоит в проверке гипотезы или, иными словами, в выявлении экспериментальным путем фактов, которые подтвердили бы ее или опровергли.
Наконец, четвертый этап - это интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории. Если какая-то теория уже существует, то полученные данные, в случае их достаточной убедительности, позволят усовершенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбросить.
Чаще всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, которые в свою очередь позволяют продвинуть исследования дальше.
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
Поставим себя на место испытуемого, который впервые входит в эту первую лабораторию экспериментальной психологии... Что он там увидит?
В зависимости от цели проводимого исследования испытуемому дают возможность воспринимать те или иные феномены: перед ним возникают разные краски, их яркость уменьшается или возрастает; они сопровождаются или не сопровождаются звуками...
1При исследовании новой проблемы, относительно которой еще нет никаких данных, второй этап пропускают и переходят к третьему - к постановке эксперимента, «чтобы что-что усмотреть».
86 Глава 2
Испытуемый сидит в удобной позе. Его уже ознакомили с методом экспериментальной интроспекции, который состоит в том, чтобы осознавать происходящее и описывать его в момент воздействия стимула. Испытуемого просят описать словами ощущения, вызванные в нем стимулом, и в частности связь между ощущением и сопровождающим его чувством: «красный цвет возбуждает», а «синий, как мне кажется успокаивает»; «этот пронзительный звук более неприятен, чем предшествующий» и т. п.
Экспериментаторы пытаются таким образом исследовать содержаниесознания, т. е. элементы «мыслительной материи», которыми для структуралистов служат ощущения, чувства и образы; они стараются идентифицировать качества этих элементов и установить, как создаются связи между ними.
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
Первые работы о навыках и о роли сознания в их образовании принадлежат главным образом сотрудникам и ученикам Джеймса -Энджеллу (Angell), Холлу (Hall) и Дьюи (Dewey).
Приведем пример. Когда человек учится водить машину и впервые садится за руль, все его чувства обострены; глаза прикованы к дороге и ко всему, что на ней находится. Все его мышцы напряжены, руки сжимают руль, поза скованная, а ноги на педалях совершенно утратили гибкость; он целиком поглощен всем происходящим и собственными действиями. Но чем больше проходит времени, - тем его движения становятся точнее, напряженность исчезает; осознанность производимых действий уменьшается до такой степени, что вскоре он ведет машину почти автоматически. Человек может проехать десятки километров без того, чтобы в тысячах совершенных за это время движений потребовалось участие сознания. Он может быть занят чем-то другим (любоваться пейзажем, разговаривать с пассажиром и т. п.).
Именно так функционалисты объясняют выработку новых навыкови ту функцию, которую выполняет при этом сознание, помогая организму обучаться.
Документ 2.7. Структуры и функции
Хотя подходы структуралистов и функционалистов кажутся противоположными, они некоторым образом дополняют друг друга. Оба подхода нужны и вполне совместимы. Такой двойной подход к явлениям мы находим во всех гуманитарных науках.
Этнолог, относящий себя к структуралистам, описывает все элементы данной культуры - от земледельческих орудий до обычаев, пытаясь установить существующие между ними связи. Если же он придерживается функционалистского подхода, он будет пытаться объяснить установление тех, а не иных обычаев их функциями в изучаемой культуре.
Так же рассуждает и экономист, пытающийся понять суть какой-либо экономической системы, или социолог, старающийся разобраться в социальных явлениях.
Рис. 2.22. Форд модели Т в начале века был одной из самых многочисленных автомашин на дорогах США. Именно в эту эпоху сотрудники Джеймса пытались выяснить роль сознания в обучении.
Другие науки, например биология, тоже используют эти два подхода:анатомия описывает различные части организма и связи между ними, афизиология изучает их функционирование и условия, которые на него влияют.
С этим дуализмом мы встречаемся также и в большинстве учебников психологии (и настоящая книга не составляет исключения): с одной стороны, описание различных аспектов поведения (ощущения, восприятия, чувства, мотивации и т.п.); с другой - подход к изучению адаптации человека (индивидуальной или групповой) к различным обстоятельствам жизни.
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
В своей книге «Бихевиоризм» (Watson, 1924) Уoтcoн утвeрждая веру в бихевиористское представление о человеке, писал: «дайте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, наугад, взяв любого я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков», естественно Уотсон уверен в том, что наследственность не имеет существенного
88 Глава 2
значения для развития склонностей и личности индивидуума и что будущее последнего зависит в основном от воспитания. Именно поэтому он настаивал, как это сделает после него Скиннер, чтобы воспитанием занимались специалисты, способные обеспечить систематическую выработку надлежащих условных связей.
В настоящее время столь резко выраженную позицию уже никто не поддерживает. Очевидно, что если даже создание условных связей и играет важную роль в актах выбора, которые совершают индивидуумы на протяжении своей жизни, то в этом участвуют и другие переменные, и сегодняшние психологи, в том числе бихевиористы, научились учитывать это.
Документ 2.9. Социобиология и размножение
Для того чтобы лучше понять, каким образом социобиологи объясняют разные формы социального поведения, приведем в качестве примера гипотезы, выдвинутые одним из них - Р. Трайверсом (R. Trivers), -о стратегиях мужчины и женщины в размножении и в проявлениях сексуальности.
«У человека половой акт, ни к чему практически не обязывающий мужчину, для женщины может означать необходимость значительной затраты сил на протяжении 9 месяцев, а потом, если она пожелает -на протяжении еще 15 лет, что уже весьма существенно. Правда, мужчина нередко участвует в родительских заботах в течение этого периода, однако это вовсе не обязательно».
«После рождения ребенка женщина в общем-то может в любой момент прекратить заботы о ребенке; но в таком случае она теряет все, что вложила в него раньше. При таком неравенстве вкладов мужчина может оптимизировать свои шансы на оставление многочисленных потомков, совокупляясь со многими женщинами, а затем бросая их; некоторые из этих женщин, в одиночку или с помощью других людей, вырастят своих потомков. У тех видов, у которых самцы принимают на себя часть забот о детенышах, оптимальная для самца стратегия должна, вероятно, быть компромиссной: помогать одной самке выращивать потомство, не упуская при этом возможности оплодотворять других самок, которым он помогать не будет».
Неудивительно, что при таких гипотезах, оправдывающих a priori полигамию или другие формы поведения, противники социобиологии могли называть ее сексистской теорией.
Документ 2.10. Младенцы и гештальт
Ряд установленных в последнее время фактов, очевидно, подтверждает представления гештальтистов, а также этологов относительно запрограммированности некоторых перцептивных и когнитивных механизмов.
Что такое психология?
В конце 70-х годов Боуэр и его сотрудники в Эдинбургском университете многократно продемонстрировали реакции новорожденных на мир различных предметов. Они показали, что младенец на 14-й день способен адекватно реагировать на определенного рода раздражители (Bower 1977).