Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Макроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

  • мировом

  • региональном

  • национальном

  • на уровне отдельных регионов внутри страны

  • на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)

  • отдельного предпринимателя

  • на уровне отдельного домохозяйства




  1. Доходы населения: виды и источники формирования

Доходы — одна из основных характеристик экономического положения населения. Стремление к максимизации своего дохо­да диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доходы являются конечной целью и мощным стиму­лом трудовой и предпринимательской деятельности каждого ак­тивного участника рыночной экономики, объективным и мощ­ным стимулом его повседневной деятельности. Доходы есть де­нежная оценка результатов деятельности физических или юридических лиц, как субъектов рыночной экономики. Дохо­ды - денежная сумма, регулярно поступающая в не посредственное распоряжение рыночного субъекта. Доходы домашних хо­зяйств -  все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного   подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из финансово-кредитной системы и про­чее. Располагаемые  доходы домашних хозяйств — сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйст­вами для финансирования конечного потребления товаров и ус­луг или сбережений. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как первичные доходы, за вычетом налогов и обя­зательных платежей, плюс сальдо текущих трансфертов. Транс­фертные платежи (трансферты) — передвижение средств от од­ного собственника к другому без получения в обмен товаров и услуг. Применительно к рассматриваемой проблеме трансферты представляют собой обязательные выплаты населению: пенсии, пособия, компенсации, другие социальные платежи, установлен­ные законодательством. Все перечисленное представляет собой трансфертные выплаты из государственного бюджета. Однако имеют место и частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, дары богатых родст­венников и др.).


Мобильные доходы — доходы, расходуемые по усмотрению домаш­него хозяйства. Иммобильные доходы — средства, предоставляе­мые из социальных фондов и потребляемые строго по назначе­нию

Процесс формирования доходов можно упрощено представить следующим образом:



  1. Номинальный и реальный доходы

Свой денежный доход потребители рассматривают как сред­ство приобретения товаров и услуг. Изменение дохода, которое происходит одновременно с изменением цены, может быть бла­гоприятно или неблагоприятно для потребителя. В этой связи необходимо отличать номинальные (денежные) и реальные до­ходы. 

Номинальный (денежный) доход населения— все поступле­ния денег населению от предприятий и организаций всех форм собственности, безналичные перечисления и пр. Иными слова­ми, это количество денег, полученное отдельными лицами в те­чение определенного периода. 

Реальные доходы населения — ве­щественное, предметное содержание доходов потребителя. Ре­альный доход можно полно охарактеризовать, лишь перечислив все товары и услуги, которые потребитель мог бы приобрести в соответствии со своими предпочтениями, с указанием количест­ва каждого приобретаемого товара или услуги. Иными словами, реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение опре­деленного периода. В отличие от номинальных, реальные денеж­ные доходы населения характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных пла­тежей. Реальные доходы Населения определяются посредством деления обшей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

Реальный доход = Номинальный доход/Индекс потребительских цен

Индекс цен — измеритель соотношения между стоимо­стью определенного набора товаров и услуг для данного периода времени и стоимостью идентичного набора товаров и услуг в ба­зовом периоде (период, принимаемый за основу для сравнения). Основное значение индекса потребительских цен состоит в уста­новлении величины изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Таким образом, реальный располагаемый доход ломавших хозяйств отражает максимальную стоимость товаров и услуг, ко­торые могли бы приобрести домашние хозяйства на свои теку­щие доходы исходя из цен базисного периода.




  1. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества

Существует два взаимосвязанных подхода к изучению про­блемы распределения доходов. Различают функциональное рас­пределение доходов между факторами производства и личное распределение с точки зрения их величины. Если все доходы, получаемые в обществе, рассмотреть под углом зрения оплаты услуг различных факторов производства, то мы получим функ­циональное распределение общественного дохода. Функциональ­ное распределение общественного дохода показывает, какая доля совокупного дохода страны направляется соответствующему фактору производства. Домохозяйства, предоставляя в распоря­жение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде заработной платы, прибыли, процента и ренты. Эти четы­ре составляющие образуют в сумме личный доход домохозяйств. Общие доходы населения определяются как личные доходы с добавлением стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет социальных фондов.

Процесс формирования доходов можно упрощено представить следующим образом:



  1. Уровень жизни и бедность

Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни – это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов.

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как«благосостояние»,«образ жизни» и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория,которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная – при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и относительная – когда доход не превышает 40–60 % среднего дохода по стране.


Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности.



  1. Государственное регулирование распределения доходов

Формирование совокупных доходов населенияохватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения.

Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса.

Главным же каналом перераспределения доходов является государственное регулированиеэтого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты, системы социального обеспечения и страхования показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Государственное регулирование складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих.Социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни.

Объектами социального регулированияявляются охрана окружающей среды и зашита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь и прочие неправительственные организации.

Материальное основание государственного регулированиязависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет.

Институциональная основасвязана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная основа государственного регулирования – это теория, приобретающая статус правительственной доктрины.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг.



  1. Равенство и социальная расслоенность

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области. Политический аспект социального равенства заключается в рассмотрении правил общественного управления: право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров, равенство перед законом, тогда как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей


  1. Системы социальной защиты

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;

  • адресность;

  • комплексность;

  • обеспечение прав и свобод личности.