Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине Макроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

включает в себя:


1. Социальное обеспечение

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу.


  1. Совокупный спрос

Совокупный спрос— макроэкономический показатель, совокупный спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен.

Функцию совокупного спроса обычно представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:

,

где

  •  — потребление или потребительские расходы,

  •  — инвестиции,

  •  — государственные закупки,

  •  — чистый экспорт

Основные параметры[

  • Потребительские расходы (обозн. С) — расходы домохозяйств на товары и услуги. Потребительские расходы могут быть как автономными (то есть не зависящими от уровня дохода), так и, наоборот, зависящими от заработка и величины предельной нормы потребления (mpc) (насколько увеличиваются расходы при каждой дополнительной единице располагаемого дохода (Yd)). Таким образом,


, где



  • Сбережения домохозяйств (обозн. S):

, где

;



  • Инвестиции (обозн. I). Фирмы закупают капитал для увеличения производства товаров и услуг с целью максимизации прибыли.

  • Государственные закупки товаров и услуг (обозн. G) — инвестиции государства, зарплата государственным служащим и т. п.

  • Чистый экспорт (обозн. Xn или NX) — разница между экспортом и импортом. Соотношение экспорта и импорта показывает состояние торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, то в стране профицит торгового баланса, если импорт превышает экспорт, то имеет место дефицитторгового баланса. Чистый экспорт может быть как автономным, так и зависящим от предельной нормы к импорту (mpm) и уровня совокупного выпуска. Предельная склонность к импорту объясняет, насколько в среднем увеличивается поступление импортных товаров в страну при каждой дополнительной единице совокупного дохода (или реального ВВП).



, где



  • Чистые налоги (обозн. T) —- разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояниегосударственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.



  • Совокупный выпуск (обозн. Y) — сумма всех статей расходов, которая определяет ВВП. формула совокупного выпуска для открытой экономики, определяющая функцию совокупного спроса, выглядит следующим образом[1]:


.

  1. Совокупное предложение

Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.

Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Выделяют три отрезка кривой (AS):

  1. Горизонтальный (кейнсианский). При постоянных ценах происходят изменения в объёмах национального производства. (Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения — горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором уровень цен остаётся постоянным, когда объём реального ВНП меняется).

  2. Восходящий (промежуточный). Рост цен сопровождается увеличением объёмов национального производства. (Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения — восходящий отрезок кривой совокупного предложения, находящийся между кейнсианским и классическим отрезками).

  3. Вертикальный (классический). ВНП остаётся неизменным, а растут только цены. (Классический отрезок кривой совокупного предложения — вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, соответствующий положению экономики при полной занятости).

Неценовые факторы совокупного предложения

  1. Уровень цен на производственные ресурсы.

  2. Структура рынка.

  3. Производительность.

  4. Изменение правовых норм.

Так же некоторые факторы указанные ниже, оказывают влияние на величину совокупного предложения:

  1. Цены на ресурсы. При повышении их увеличиваются издержки производства и, как результат, идет понижение совокупного предложения.

  2. Рост производительности труда ведет к расширению совокупного предложения, с помощью увеличения объема производства.

  3. Изменение правовых норм (налоги, субсидии). Издержки увеличиваются, когда идет повышение налогов, совокупное предложение сокращается.




  1. Экономическое равновесие

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны

В экономикеэкономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.


Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложениюобъём продукта и егоцену называют равновесными  или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.


  1. Понятия и цели экономического роста

Под экономическим ростом понимают  процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей.

сущность реального экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей.

Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

1. Увеличение среднедушевых доходов населения. Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу населения.

2. Увеличение свободного времени. Досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны. Поэтому при оценке степени достижения данной цели необходимо принимать во внимание, происходило или нет в течение рассматриваемого периода сокращение рабочей недели и рабочего года, общей продолжительности трудовой деятельности рабочих и служащих.

3. Улучшение распределения НД среди различных слоев населения. Если бы простое увеличение реального НД сопровождалось значительным ухудшением его распределения, то большая часть населения вообще бы не сочла экономический рост улучшением, так как их благосостояние могло бы остаться прежним или даже уменьшиться. Поэтому важно, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным.


4. Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг. Это составляющая не находит прямого отражения в показателе реального НД. В то же время вполне допустимо предположить, что более высокое качество и дифференциация товаров способствуют повышению потребительской удовлетворенности и, следовательно, получают свое отражение в увеличении расходов на покупку товаров и услуг, совокупный размер которых характеризует объем произведенного НД.


  1. Общее равновесие по Д. Кейнсу

Общее экономическое равновесие по Кейнсу означает равновесие на рынке товаров и рынке денег. Оно изображается в виде пересечения кривых IS и LM. Координаты точки пересечения этих кривых соответствуют равновесным значениям совокупного дохода (объема производства) и ставки процента.



Разработанный Кейнсом математический аппарат используется для анализа экономических процессов и определения мер государственного воздействия на экономику в целях обеспечения полной занятости и общего экономического равновесия.

Исходные позиции модели Кейнса:

q       признание циклического характера развития экономики, возможности и неизбежности моментов перепроизводства;

q       рыночная экономика не обладает внутренними механизмами саморегуляции, поэтому необходимо вмешательство государства (бюджетно-налоговая политика);

q       отрицание автоматизма в регулирующем взаимодействии цен и зарплаты;

q       уровень сбережений мало зависит от % ставки;

q       центральным звеном является проведение политики эффективного спроса.



  1. Неоклассическая модель равновесия

Главными чертами неоклассической модели являются:

- наличие трех рынков: труда, капитала (ценных бумаг) и благ. Отсутствие рынка денег объясняется тем, что деньги, в отличие от товаров, не являются богатством, а лишь являются мерой ценности всех остальных благ (а сами ценности не имеют);

- на рынке взаимодействуют два субъекта: предприниматели и домохозяйства (потому неоклассики не отводят государству активной роли в экономике);

экономику образуют два сектора: реальный и денежный.

Неоклассическая модель макроэкономического равновесия рассматривает экономику со стороны совокупного предложения. В целом она направлена на решение проблем ограниченности ресурсов на основе альтернативного их использования, расширения производственных возможностей. Все проблемы повышения эффективности общественного производства могут быть решены