ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти данные не только приблизительные, но и условные.
10.Этапы проведения психологического консультирования (интегративная модель).
Ответ:
Любой процесс возможно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов. Процесс психологического консультирования не является исключением.
Первый этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты, как встреча клиента, знакомство, установление контакта.
Второй этап. Сбор информации. Цель данного этапа будет заключаться в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.
Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.
Четвертый этап. Реализация плана клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.
Этапы к встрече с клиентом:
1-й этап. Составление предварительного представления о клиенте и его проблеме (если есть заранее подготовленная анкета)
2-й этап. На данном этапе консультант может: просмотреть литературу по данной проблеме, проконсультироваться с коллегами, ознакомиться с новыми исследованиями.
3-й этап. Разработка плана проведения консультации. К данному пункту необходимо относиться крайне осторожно. Поскольку наличие плана может иметь и положительную, и отрицательную: стороны. Имея четкий план, можно, подобно капитану корабля обойдя опасные зоны, достигнуть спокойного берега, но, слишком усердно следуя выработанному курсу, вы можете не заметит рифы, не нанесенные на карту.
4-й этап. Подбор психодиагностических средств, которые мог понадобиться в ходе консультирования.
11.Доверительные отношения с клиентом. Понятия контакта, альянса, раппорта, диалога, «исповеди» в процессе консультирования. Профессиональный фундамент взаимоотношений психолога- консультанта и клиента.
Ответ:
Встречая (приветствуя) СВОЕГО клиента, психологу-консультанту необходимо обязательно помнить и применять следующие основные правила:
1. В консультационном помещении (кабинете) не должно быть слышно внешнего шума, чисто убрано, не должно быть множества посторонних предметов (что рассеивает внимание клиента), иначе общее беспокойство и ситуативная тревожность клиента могут возрасти;
2. Психолог-консультант должен выглядеть презентабельно, аккуратно! Волосы (стрижка, причёска), лицо, руки должны быть ухожены. Обувь должна быть новая и удобная. Одежда должна быть неброская, но со вкусом подобранная, не слишком праздничная, но и не будничная, т.е. такая, в какой психолог будет чувствовать себя комфортно. Наиболее желателен аккуратный деловой стиль одежды, но совсем не обязательно, при этом, выглядеть официально. Например, мужчина-консультант вовсе не обязательно должен быть в пиджаке и при галстуке, а может быть в рубашке и свитере. Кроме того, женщинам-консультантам настоятельно не рекомендуется иметь очень броский и слишком яркий макияж и настоятельно не рекомендуется одеваться так, чтобы этот наряд можно было счесть вызывающим с позиции общественных приличий.
3. Психолог выбирает место своего физического расположения в помещении таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом;
4. Если психолог был в положении сидя, то при появлении клиента ему необходимо встать, иначе у клиента сложится впечатление, что ему не выказывают уважение;
5. Нужно предоставить возможность клиенту первому занять место (присесть), для чего клиенту необходимо предложить это сделать, указав ему плавным и открытым движением – «приглашающим» жестом руки, на «клиентское» кресло;
6. Пока клиент не займет своё место в «клиентском» кресле и не устроится в нём удобно, а также в самые первые минуты консультации, начинать специальный профессиональный разговор (осуществлять терапевтическую беседу) никоим образом не рекомендуется, так как клиент может быть ещё не готов к серьёзному разговору (пока он не полностью настроен на глубокую беседу).
После того, как клиент удобно расположился, психолог просит его представиться (категорически рекомендуется обращение к клиенту «на Вы»), или, если это не первая встреча, спрашивает о его самочувствии, а затем представляется сам (также, настоятельно рекомендуется представляться «по имени-отчеству»), или, если это не первая встреча, говорит о том, что он рад снова видеть клиента (и т.п.). Итак, если консультативная встреча первая, то происходит т.н. ритуал знакомства с клиентом, а если консультативная встреча не первая, то происходит т.н. ритуал приветствия клиента.
Все эти т.н. предваряющие действия помогают снять психологическое напряжение клиента, дают ему возможность успокоиться и собраться с мыслями (сам консультант УЖЕ должен быть предварительно настроен на работу с данным конкретным клиентом как личностью, – во всех случаях НЕ первой встречи).
На всём начальном этапе установления и поддержания доверительных отношений с клиентом, а так же на каждой аналогичной фазе отдельной консультационной встречи, – психолог-консультант успокаивает и поддерживает клиента, эмоционально принимает и «приподнимает» его как личность, создаёт для него ситуацию (условия) психологической безопасности, осуществляет психологическую поддержку клиента, вселяет в клиента уверенность в его и в своих силах и вызывает у клиента доверие к себе как к профессионалу.
Консультативный контакт определяется как уникальное динамическое взаимодействие консультанта и клиента, в процессе которого клиент при помощи и поддержке консультанта учится использовать свои внутренние ресурсы для позитивного развития личности и актуализации потенциала осознанной жизни, а также между участниками консультирования происходит обмен чувствами, установками, ценностями и т. п. Задача консультанта — постоянное поддержание терапевтического контакта с клиентом в течение всего процесса консультирования, а не только на начальных этапах.
Альянс- (фр. alliance — союз, — 1) в широком смысле — совокупность всех рациональных неневротических взаимоотношений между психологом и клиентом, позволяющих им действовать совместно и целенаправленно в терапевтическом (консультационном) процессе; 2) в узком смысле — система правил и норм, регулирующих взаимоотношения между психотерапевтом (психологом) и пациентом (клиентом) в психотерапевтическом или консультационном процессе.
В психологическом консультировании раппорт понимается как завязывание теплых личных отношений консультанта с клиентом и создание атмосферы взаимного доверия, которая служит основой всех дальнейших терапевтических воздействий консультанта и изменений клиента.
Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами.
Исповедью в психологическом консультировании называется «адресованный психологу-консультанту подробный, искренний, эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей проблеме».
Позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента:
-
Психолог- «нейтральный советчик»; 2. Психолог- «программист»; 3. Психолог-«слушатель».
12.Понятие эмпатии и эмпатическое слушание в психологическом консультировании.
Ответ:
Что же это такое? Обычно эмпатия понимается как осознанное сопереживание эмоциональному состоянию Клиента без потери осознания внешнего происхождения этого сопереживания. В практике психологического консультирования под эмпатией понимается состояние эмоционального резонанса Клиента и Консультанта индикатором которого является корреляция функциональных состояний их организмов.
Акти́вное слу́шание (эмпати́ческое слу́шание) — способ, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющий точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
13.Профессиональное выгорание в психологическом консультировании. Профессиональные риски.
Ответ:
В профессиональной деформации можно предположить два компонента:
1. Изначальные склонности.
"Синдром эмоционального выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Наиболее известна трёхфакторная модель, которую предложили К. Маслач и С. Джексон в 1981 г. [16]. Данная модель включает следующие компоненты:
-
эмоциональное (или психоэмоциональное) истощение, ощущение, что все физические и психические ресурсы исчерпаны; -
деперсонализация (другие названия — «дегуманизация» или «цинизм»), характеризующаяся формальным, обезличенным, отрешенным отношением к различным аспектам работы, в частности, в межличностном взаимодействии; -
редукция личных достижений (другое название — профессиональная успешность) — переживание собственной несостоятельности, неэффективности и некомпетентности, отрицание собственной профессиональной успешности.
Традиционно исследователи выделяют следующие факторы риска, которые могут способствовать возникновению профессионального выгорания:
-
внешние, или организационные, факторы: высокая стрессогенность профессии, нечеткая, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность, неблагоприятная атмосфера и конфликты, психологически трудный контингент, с которым приходится работать специалисту, «бюрократический шум», мешающий прямым обязанностям и др.; -
внутренние (личностные / индивидуальные) факторы, по мнению большинства исследователей, оказывают наиболее сильное влияние на возникновение профессионального выгорания: чем больше специалист личностно включен в профессиональную деятельность, тем выше опасность возникновения симптомов [9].
Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому эмоционального выгорания"
- культивирование других интересов, не связанных с консультированием. У специалиста, принимающего ежедневно по восемь - десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,
- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
- удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,
- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, - открытость новому опыту,
- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,
- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу и т.д.
Итак, чтобы избежать "синдрома эмоционального выгорания", консультант должен изредка