Файл: Вопросы по дисциплине Общая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Чаще всего принято выделять виды психологического консультирования по характеру решаемых задач:

1. Индивидуальное консультирование включающее задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование". Проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, половых отношений и т.д.

2. Семейное психологическое консультирование - психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях и т.д.

3. Психолого-педагогическое - консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе. Консультирование по вопросам педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

4. Возрастно-психологическое консультирование – основная задача которого - контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса».

5. Профессиональное (карьерное, деловое, организационное, экспертное) Профессиональное консультирование включает вопросы выбора профессии, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности.


6. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ, кризисное и реабилитационное консультирование. Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (химическими и психологическими) и членов их семей.  Психологическое консультирование и сопровождение в кризисных, посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях. Сюда относятся вопросы оказания психологической помощи клиентам, находящимся в остром состоянии  горя, а также переживающим психотравмирующий опыт:  утраты (развод, измена, и т.д.), тяжелой болезни,  угрозы жизни для самого себя, своих близких или других людей. Психотерапевтическая помощь жертвам физического, психологического, сексуального насилия.

5.Требования к психологу-консультанту. Особенности оказания психологической помощи в России.

Ответ:

Профессия психолога-консультанта непростая, требующая значительных личностных и эмоциональных затрат, поэтому она предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и к личностным качествам психолога.

  • Наличие соответствующего образования и квалификации.

  • В России только начинает формироваться система специальной подготовки психологов-консультантов. Долгое время единственным способом подготовки консультантов были один-два спецкурса по психологическому консультированию в процессе обучения в университете на факультете психологии и дальнейшее самообразование, и саморазвитие психолога. Юридически психолог, имеющий документ о высшем психологическом образовании, имеет право работать консультантом, хотя фактически он к этому часто не готов.

  • На данный момент в России не существует единого стандарта подготовки психолога-консультанта. Единственное формальное требование — психолог-консультант должен иметь закопченное высшее психологическое образование.

  • Наличие опыта консультативной работы под руководством супервизора — важное требование, обеспечивающее профессионализм психолога. Большинство университетов, готовящих психологов-консультантов в рамках программ бакалавриата, специалитета и даже магистратуры, не могут обеспечить такой подготовки. В хороших консультациях и психологических центрах психолог может начинать консультативную практику под руководством супервизора — более опытного психолога.

  • Личностные качества психолога.


Модель личности эффективного консультанта.:

 

Аутентичность — полное осознание настоящего момента — выбор способа жизни в данный момент — принятие ответственности за свой выбор.
2. Открытость собственному опыту — искренность в восприятии своих чувств.
3. Развитие самопознания.
4. Сила личности и идентичность.
5. Толерантность к неопределенности.
6. Принятие личной ответственности.
7. Глубина отношений с другими людьми — оценка людей без осуждения и ярлыков, отсутствие страха перед выражением чувств.
8. Постановка реалистичных целей (я не всемогущ), отказ от стремления стать совершенством, правильная оценка своих возможностей.
9. Эмпатия.
Таким образом, эффективный консультант — это зрелая личность.

 

Законопроект «О психологической помощи населению в РФ» включает в себя следующие статьи:
1) уважение и соблюдение прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в сфере психологической помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) добровольность;
3) своевременность, доступность и качество психологической помощи;
4) адресность;
5) комплексность;
6) системность;
7) профессионализм;
8) недопустимость отказ в оказании психологической помощи;
9) конфиденциальность.

6.Этические принципы психологического консультирования.

Ответ:

  1. Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту – консультант должен уметь участливо и внимательно слушать каждого клиента.

  2. Ориентация психолога на ценности и нормы клиента, а не на общепризнанные социальные правила и нормы. Такой подход поможет клиенту быть максимально открытым.

  3. Запрет давать какие-либо советы.

  4. Анонимность.

7.Факторы, влияющие на выбор стратегии консультирования.

Ответ:

Рассмотрим факторы, влияющие на выбор стратегии консультантом.


1. Особенности самого консультанта

а) личностные особенности – пол, возраст, социальный статус, набор жизненных ценностей, личный опыт проживания проблемных ситуаций, уровень самооценки и пр.)

б) методологические и методические предпочтения (к какой научной школе себя относит, какие профессиональные идеи исповедует, какими принципами руководствуется);

в) профессиональный опыт (удачные/неудачные модели профессионального поведения, типы предпочитаемых клиентов и тематические предпочтения, например семейная проблематика, бизнес-консультирование, конфликтология.

2. Особенности клиента

Готовность клиента получать психологическую помощь:

а) его информированность о возможности и специфике консультативного процесса;

б) активное желание изменений (в себе, в не в других людях)

в) наличие или отсутствие предыдущего опыта психологической помощи, в случае наличия – ее результативность.

Зона ожидаемых изменений:

а) ее величина (разница между Я-реальным и Я-идеальным);

б) «цена» таких изменений (возможные и неизбежные потери);

В) ресурсы, средства достижений (в том числе временные и финансовые)

Качественные признаки проблемы:

а) место фокусировки напряжения – внутренние (эмоциональные переживания, установки) или внешние (поведение);

б) длительность напряжения

в) острота переживания проблемы (острое кризисное состояние или притупленное, хроническое;

г) контекст проблемы (на фоне чего возникла);

д) возможное совпадение проблемы клиента с актуальной проблемой консультанта

8.Требования к подготовке практического психолога (обязательные и дополнительные критерии)

Ответ:

Требования к общепрофессиональной подготовке практического психолога

Практический психолог должен:

понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

- владеть, инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

- знать, основные функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни;


- знать, историю и становление психологической науки;

- понимать, специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;

- иметь, представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики;

- знать, критерии нормы психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы

- знал, закономерности эволюции психики животных; врожденное и приобретенное в психике животных; генетическое родство и качественное различие психики животных и человека;

понимать принципы переработки информации в централь ной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

- иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей;

- понимать природу деятельности и ее внутреннего строения, происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования мотивационной сферы человека и др.

9.Организация работы индивидуальной деятельности психолога- консультанта.

Ответ:

Под организацией индивидуальной работы психолога-консультанта понимается то, как он организует свой личный профессиональный труд. Прежде всего имеется в виду режим работы, обеспечивающий психологу-консультанту выполнение его профессиональных обязанностей на высоком уровне, поддержание его профессионального мастерства и повышение квалификации.

Время, затрачиваемое на разные виды деятельности, может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Если за единицу отсчета взять месяц, то можно будет примерно определить, сколько времени на разные виды работ будет затрачивать в среднем психолог-консультант, чтобы достаточно успешно решать возложенные па него задачи.

Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц, можно месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно следующим образом (в абсолютном и относительном часовом выражении в процентах от месячной нормы времени; приводятся округленные, приблизительные цифровые данные):

  • 1) подготовка к проведению психологического консультирования — 18 ч (10%);

  • 2) работа непосредственно с клиентами — 90 ч (50%);

  • 3) обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч(15%);

  • 4) оформление необходимой документации — 14 ч (5%);

  • 5) повышение психологом-консультантом собственной профессиональной квалификации — 34 ч (20%).