ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.
Чаще всего принято выделять виды психологического консультирования по характеру решаемых задач:
1. Индивидуальное консультирование включающее задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование". Проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, половых отношений и т.д.
2. Семейное психологическое консультирование - психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях и т.д.
3. Психолого-педагогическое - консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе. Консультирование по вопросам педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.
4. Возрастно-психологическое консультирование – основная задача которого - контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса».
5. Профессиональное (карьерное, деловое, организационное, экспертное) Профессиональное консультирование включает вопросы выбора профессии, проблемы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности.
6. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ, кризисное и реабилитационное консультирование. Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (химическими и психологическими) и членов их семей. Психологическое консультирование и сопровождение в кризисных, посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях. Сюда относятся вопросы оказания психологической помощи клиентам, находящимся в остром состоянии горя, а также переживающим психотравмирующий опыт: утраты (развод, измена, и т.д.), тяжелой болезни, угрозы жизни для самого себя, своих близких или других людей. Психотерапевтическая помощь жертвам физического, психологического, сексуального насилия.
5.Требования к психологу-консультанту. Особенности оказания психологической помощи в России.
Ответ:
Профессия психолога-консультанта непростая, требующая значительных личностных и эмоциональных затрат, поэтому она предъявляет высокие требования как к профессиональным, так и к личностным качествам психолога.
-
Наличие соответствующего образования и квалификации. -
В России только начинает формироваться система специальной подготовки психологов-консультантов. Долгое время единственным способом подготовки консультантов были один-два спецкурса по психологическому консультированию в процессе обучения в университете на факультете психологии и дальнейшее самообразование, и саморазвитие психолога. Юридически психолог, имеющий документ о высшем психологическом образовании, имеет право работать консультантом, хотя фактически он к этому часто не готов. -
На данный момент в России не существует единого стандарта подготовки психолога-консультанта. Единственное формальное требование — психолог-консультант должен иметь закопченное высшее психологическое образование. -
Наличие опыта консультативной работы под руководством супервизора — важное требование, обеспечивающее профессионализм психолога. Большинство университетов, готовящих психологов-консультантов в рамках программ бакалавриата, специалитета и даже магистратуры, не могут обеспечить такой подготовки. В хороших консультациях и психологических центрах психолог может начинать консультативную практику под руководством супервизора — более опытного психолога. -
Личностные качества психолога.
Модель личности эффективного консультанта.:
Аутентичность — полное осознание настоящего момента — выбор способа жизни в данный момент — принятие ответственности за свой выбор.
2. Открытость собственному опыту — искренность в восприятии своих чувств.
3. Развитие самопознания.
4. Сила личности и идентичность.
5. Толерантность к неопределенности.
6. Принятие личной ответственности.
7. Глубина отношений с другими людьми — оценка людей без осуждения и ярлыков, отсутствие страха перед выражением чувств.
8. Постановка реалистичных целей (я не всемогущ), отказ от стремления стать совершенством, правильная оценка своих возможностей.
9. Эмпатия.
Таким образом, эффективный консультант — это зрелая личность.
Законопроект «О психологической помощи населению в РФ» включает в себя следующие статьи:
1) уважение и соблюдение прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в сфере психологической помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) добровольность;
3) своевременность, доступность и качество психологической помощи;
4) адресность;
5) комплексность;
6) системность;
7) профессионализм;
8) недопустимость отказ в оказании психологической помощи;
9) конфиденциальность.
6.Этические принципы психологического консультирования.
Ответ:
-
Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту – консультант должен уметь участливо и внимательно слушать каждого клиента. -
Ориентация психолога на ценности и нормы клиента, а не на общепризнанные социальные правила и нормы. Такой подход поможет клиенту быть максимально открытым. -
Запрет давать какие-либо советы. -
Анонимность.
7.Факторы, влияющие на выбор стратегии консультирования.
Ответ:
Рассмотрим факторы, влияющие на выбор стратегии консультантом.
1. Особенности самого консультанта
а) личностные особенности – пол, возраст, социальный статус, набор жизненных ценностей, личный опыт проживания проблемных ситуаций, уровень самооценки и пр.)
б) методологические и методические предпочтения (к какой научной школе себя относит, какие профессиональные идеи исповедует, какими принципами руководствуется);
в) профессиональный опыт (удачные/неудачные модели профессионального поведения, типы предпочитаемых клиентов и тематические предпочтения, например семейная проблематика, бизнес-консультирование, конфликтология.
2. Особенности клиента
Готовность клиента получать психологическую помощь:
а) его информированность о возможности и специфике консультативного процесса;
б) активное желание изменений (в себе, в не в других людях)
в) наличие или отсутствие предыдущего опыта психологической помощи, в случае наличия – ее результативность.
Зона ожидаемых изменений:
а) ее величина (разница между Я-реальным и Я-идеальным);
б) «цена» таких изменений (возможные и неизбежные потери);
В) ресурсы, средства достижений (в том числе временные и финансовые)
Качественные признаки проблемы:
а) место фокусировки напряжения – внутренние (эмоциональные переживания, установки) или внешние (поведение);
б) длительность напряжения
в) острота переживания проблемы (острое кризисное состояние или притупленное, хроническое;
г) контекст проблемы (на фоне чего возникла);
д) возможное совпадение проблемы клиента с актуальной проблемой консультанта
8.Требования к подготовке практического психолога (обязательные и дополнительные критерии)
Ответ:
Требования к общепрофессиональной подготовке практического психолога
Практический психолог должен:
- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
- владеть, инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
- знать, основные функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни;
- знать, историю и становление психологической науки;
- понимать, специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;
- иметь, представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики;
- знать, критерии нормы психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы
- знал, закономерности эволюции психики животных; врожденное и приобретенное в психике животных; генетическое родство и качественное различие психики животных и человека;
понимать принципы переработки информации в централь ной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
- иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей;
- понимать природу деятельности и ее внутреннего строения, происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования мотивационной сферы человека и др.
9.Организация работы индивидуальной деятельности психолога- консультанта.
Ответ:
Под организацией индивидуальной работы психолога-консультанта понимается то, как он организует свой личный профессиональный труд. Прежде всего имеется в виду режим работы, обеспечивающий психологу-консультанту выполнение его профессиональных обязанностей на высоком уровне, поддержание его профессионального мастерства и повышение квалификации.
Время, затрачиваемое на разные виды деятельности, может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Если за единицу отсчета взять месяц, то можно будет примерно определить, сколько времени на разные виды работ будет затрачивать в среднем психолог-консультант, чтобы достаточно успешно решать возложенные па него задачи.
Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц, можно месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно следующим образом (в абсолютном и относительном часовом выражении в процентах от месячной нормы времени; приводятся округленные, приблизительные цифровые данные):
-
1) подготовка к проведению психологического консультирования — 18 ч (10%); -
2) работа непосредственно с клиентами — 90 ч (50%); -
3) обработка и анализ результатов консультирования — 26 ч(15%); -
4) оформление необходимой документации — 14 ч (5%); -
5) повышение психологом-консультантом собственной профессиональной квалификации — 34 ч (20%).