Файл: Тема Логистика инструмент развития рыночной экономики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛОГИСТИКА
Тема 1. Логистика - инструмент развития рыночной экономики
-
Понятие и сущность логистики
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Термин известен с IX века н.э. (Византия), где логистика обозначалась как четкая, слаженная работа тыла по обеспечению войск всем необходимым, т.е. работа, которая являлась значимым составляющим боевого успеха. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово "Logistics" как воен.: 1) тыл и снабжение; 2) материально-техническое обеспечение; 3) организация и осуществление работы тыла.
Другое направление развития логистики - экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60-70-е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга* всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.
Таким образом, в основе экономэффекта, получаемого от использования логистики в экономике, лежит согласованность, рациональность и точный расчет движения материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления. Известно много определений логистики, сформулированных учеными и практиками Америки, Франции, Германии, России. Приведем некоторые из них:
Логистика - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Логистика - наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.
Логистика - направление в сфере экономики, в рамках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и информационными потоками на производстве, транспорте, каналах распределения для полного и своевременного удовлетворения спроса.
Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики - математическое. На рубеже XVII - XVIII веков немецкий философ, математик и языковед Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. Поэтому в отечественных энциклопедических изданиях ХХ века и в словарях иностранных слов этот термин также трактуется как математическая логика.
-
Уровни формирования логистики. Содержание, цель и задачи логистики
Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока - основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 1).
Сырье
Производ-ство №1
Производ-ство №2
Производ-ство №n
Распредели-тель-ный центр
По-тре-би- тель
Управление движением продукции производственно-технического назначения
Управление товародвижением
Л О Г И С Т И К А
У П Р А В Л Е Н И Е М А Т Е Р И А Л Ь Н Ы М П О Т О К О М
Рис. 1. Принципиальная схема материального и информационного потоков на различных уровнях формирования логистики
Условные обозначения:
Материальный поток
Информационный поток
Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:
-
на первом участке движется продукция производственно-технического назначения; -
на втором - изделия народного потребления.
Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными, готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. Виды деятельности (функции) по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики.
Цель логистики - рационализация и оптимизация управления разнокачественными материальными потоками.
Задачи логистики:
-
прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов; -
определение необходимой мощности производства и транспорта; -
разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками; -
разработка научных основ управления транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей; -
разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции.
-
Принципы и функции логистики
Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности (производство, торговля, перевозки и др.) в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. В основе повышения эффективности - сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике. Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным, конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.
Важным критерием оптимального варианта организации материального потока является минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи - от первичного источника сырья до конечного потребителя. Традиционные методы учета издержек зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию взаимодействуя с множеством подразделений. Логистика предполагает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками. Для осуществления пооперационного учета издержек материального потока введем понятие бизнес-процесса. Бизнес-процесс - совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи. Бизнес-процессы пронизывают основные функциональные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.д.) по горизонтали (см. рис. 2). На этом рисунке показан принцип учета логистических издержек на всем пути движения материального потока.
Снабже-ние
Транспорт
Производ-ство
Запасы
Сбыт
Б
а1 а2 а3 а4 а5
изнес-процесс А
b1 b2 b3 b4 b5
Б изнес-процесс В
c1 c2 c3 c4 c5
Б изнес-процесс С
Рис. 2. Учет логистических издержек на всем пути движения материального потока
Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным бизнес-процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока (в данном случае бизнес-процесса), так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами.
Каждый из участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.
В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса.
Таблица 1
Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса
Название логистической функции | Участники логистического процесса | |||
Транспортные предприя-тия общего пользова-ния | Предприя-тия оптовой торговли | Коммерческо-посреднические организации | Склады сырья и склады готовой продукции предприя-тий-изготови-телей | |
Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие корректировка и рационализация | х | х | х | |
Определение объемов и направлений материальных потоков | | х | х | |
Прогнозные оценки потребности в перевозках | х | х | х | |
Определение последовательности прохождения товаров через места складирования при организации товародвижения | | | х | |
Развитие, размещение и организация складского хозяйства | | х | х | |
Управление запасами в сфере обращения | | х | х | |
Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения | х | | | |
Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и др.) | | х | | х |
Управление складскими операциями (сдача и приемка грузов по кол-ву и качеству, хранение, подсортировка, подготовка необходимого покупателю ассортимента, организация доставки мелкими партиями и др.) | | х | | х |
Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой. Оптимизация материальных потоков при традиционной модели хозяйствования происходит, как правило, в пределах одной функции без учета последствий в смежных областях.
Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной "шестью правилами логистики":
-
ГРУЗ - нужный товар; -
КАЧЕСТВО - необходимого качества; -
КОЛИЧЕСТВО - в нужном количестве; -
ВРЕМЯ - должен быть доставлен в нужное время; -
МЕСТО - в нужное место; -
ЗАТРАТЫ - с минимальными затратами.
-
Тенденции и этапы развития логистики
Тенденции развития логистики связаны с тем, что объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как "банковская логистика", "информационная логистика" и др.
Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. При этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако, основной принцип логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.
Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка экономической информации*, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе**, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Развитие логистики как науки и хозяйственной деятельности сильно связано с развитием информационных технологий. Современная техника и технология сбора, обработки и передачи экономической информации в режиме реального времени позволит оптимизировать оперативное управление материальными потоками и послужит основой для стратегического планирования развития логистической системы.
Таким образом, в развитии логистики можно выделить три этапа в зависимости от характера логистической интеграции:
-
Первый этап развития логистики (60-е гг. ХХ века) - интеграция транспортно-складского хозяйства; -
Второй этап (80-е гг.) - производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый организм. -
Третий этап (настоящее время) - совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер и объединена в единую цепочку, начиная с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции (идея учета затрат материального потока по бизнес-процессам, а не по отдельным функциональным сферам деятельности).