Файл: Тема Логистика инструмент развития рыночной экономики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
= 1 месяц.
Этот интервал времени может быть скорректирован на основе экспертных оценок. В этой системе момент заказа не меняется, в то время как размер заказа является изменяемой величиной. Расчет размера заказа (OQ) между заказами производится по формуле:
OQ= Максимальный желательный заказ – текущий заказ + ожидаемое потребление за время поставки
Приведенные выше системы управления запасами рассматривают один из двух параметров – размер заказа или интервал времени между заказами. Эти системы являются эффективными для материалов с относительно невысокой стоимостью в условиях постоянного потребления запасов. Гораздо сложнее определять точку заказа при неритмичном потреблении запасов. В этом случае следует вести наблюдение за всеми отклонениями, чтобы не перейти то количество, которое позволяет продолжать работу до восполнения запасов.
На основе сочетания систем можно построить большое количество их разновидностей, отвечающих различным требованиям.
(подробно см. А.М. Гаджинский. Логистика. М.: 2003. С. 115 - 123)
Вспомогательным средством для классификации материалов (запасов, которыми нужно управлять) служит АВС-анализ. В основе лежит принцип Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела.
АВС-анализ обычно используют для распределения материалов в зависимости от количества и цены (или каких-либо других характеристик).
Его результатом является построение кривой Лоренца. Она характеризует кумулятивное возрастание величин двух взаимосвязанных признаков (в % к итогу), нанесенное на график и показывает степень концентрации отдельных элементов по группам.
Для исследуемых обычно соотношений количества и стоимости этот анализ приводит к следующим результатам: небольшое количество наименований деталей и материалов составляет большую часть стоимости, для большого количества наименований эта доля стоимости относительно мала (см. рис.10).
Рис.10. Взаимосвязь между количеством и стоимостью
Таким образом, 15 % деталей составляют 80 % стоимости (группа А), 35 % – 15 % (группа В), 50 % -5 % (группа С).
Поэтому для деталей группы А необходимо особенно точно рассчитывать потребность, оптимальную величину заказа; состояние запасов следует тщательно контролировать.
С помощью анализа XYZ ассортимент деталей, находящихся на складе распределяют в зависимости от частоты потребления (т.е. от степени равномерности спроса и точности прогнозирования).
Детали класса X характеризуются постоянной величиной потребности в них, спрос равномерен и хорошо предсказуем.
Детали класса Y характеризуются заранее известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонностью). Средние возможности прогнозирования
Детали класса Z потребляются нерегулярно, какие-либо тенденции потребления отсутствуют. Прогнозировать объемы реализации практически невозможно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X,Y или Z является коэффициент вариации спроса () по этой позиции.
(xi - xср)
n
= ------------------ 100%
xср
где xi - i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
хср - среднее значение спрса по оцениваемой позиции за период n.
n - величина периода, за который произведена оценка.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от 0 до бесконечности. При этом выделяют следующие границы классов:
Тема 8. Транспортная логистика
На пути движения материального потока до 50% от суммы общих затрат на логистику составляют затраты на выполнение транспортных операций.
Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживание сферы обращения и населения) и транспорт необщего пользования (внутрипроизодственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, которые являются составной частью каких-либо производственных систем)).
Основная задача транспортной логистики - согласование действий непосредственных участников транспортного процесса благодаря:
Кроме того, к задачам транспортной логистики относят:
Сравнительная характеристика традиционной и логистической (интермодальной) организации перевозки с участием нескольких видов транспорта представлена в табл. 5.
(подробнее см. А.М. Гаджинский. Логистика. С.194-195, рис. 50,51)
Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
Выделяют 6 основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 6 дается оценка различных видов транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Таблица 6.
Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
Следует отметить, что данные таблицы 6 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Необходимы технико-экономические расчеты, основанные на анализе всех расходов, связанных с перевозкой различными видами транспорта.
(Пример см. А.М. Гаджинский. Логистика. М.: 2003.-С.201).
3. Транспортные тарифы и правила их применения (см. А.М. Гаджинский. Логистика. М.: 2003. - С.203-208).
Тарифы (ценны на транспортные услуги) включают в себя:
Этот интервал времени может быть скорректирован на основе экспертных оценок. В этой системе момент заказа не меняется, в то время как размер заказа является изменяемой величиной. Расчет размера заказа (OQ) между заказами производится по формуле:
OQ= Максимальный желательный заказ – текущий заказ + ожидаемое потребление за время поставки
Приведенные выше системы управления запасами рассматривают один из двух параметров – размер заказа или интервал времени между заказами. Эти системы являются эффективными для материалов с относительно невысокой стоимостью в условиях постоянного потребления запасов. Гораздо сложнее определять точку заказа при неритмичном потреблении запасов. В этом случае следует вести наблюдение за всеми отклонениями, чтобы не перейти то количество, которое позволяет продолжать работу до восполнения запасов.
На основе сочетания систем можно построить большое количество их разновидностей, отвечающих различным требованиям.
-
АВС-анализ, анализ XYZ и управление запасами
(подробно см. А.М. Гаджинский. Логистика. М.: 2003. С. 115 - 123)
Вспомогательным средством для классификации материалов (запасов, которыми нужно управлять) служит АВС-анализ. В основе лежит принцип Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела.
АВС-анализ обычно используют для распределения материалов в зависимости от количества и цены (или каких-либо других характеристик).
Его результатом является построение кривой Лоренца. Она характеризует кумулятивное возрастание величин двух взаимосвязанных признаков (в % к итогу), нанесенное на график и показывает степень концентрации отдельных элементов по группам.
Для исследуемых обычно соотношений количества и стоимости этот анализ приводит к следующим результатам: небольшое количество наименований деталей и материалов составляет большую часть стоимости, для большого количества наименований эта доля стоимости относительно мала (см. рис.10).
Рис.10. Взаимосвязь между количеством и стоимостью
Таким образом, 15 % деталей составляют 80 % стоимости (группа А), 35 % – 15 % (группа В), 50 % -5 % (группа С).
Поэтому для деталей группы А необходимо особенно точно рассчитывать потребность, оптимальную величину заказа; состояние запасов следует тщательно контролировать.
С помощью анализа XYZ ассортимент деталей, находящихся на складе распределяют в зависимости от частоты потребления (т.е. от степени равномерности спроса и точности прогнозирования).
Детали класса X характеризуются постоянной величиной потребности в них, спрос равномерен и хорошо предсказуем.
Детали класса Y характеризуются заранее известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонностью). Средние возможности прогнозирования
Детали класса Z потребляются нерегулярно, какие-либо тенденции потребления отсутствуют. Прогнозировать объемы реализации практически невозможно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X,Y или Z является коэффициент вариации спроса () по этой позиции.
(xi - xср)
n
= ------------------ 100%
xср
где xi - i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
хср - среднее значение спрса по оцениваемой позиции за период n.
n - величина периода, за который произведена оценка.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от 0 до бесконечности. При этом выделяют следующие границы классов:
Класс | Границы изменения коэффициента вариации, в % |
Х | 0 -10 |
У | 10 – 25 |
Z | 25 – |
Тема 8. Транспортная логистика
-
Сущность и задачи транспортной логистики
На пути движения материального потока до 50% от суммы общих затрат на логистику составляют затраты на выполнение транспортных операций.
Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования (обслуживание сферы обращения и населения) и транспорт необщего пользования (внутрипроизодственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, которые являются составной частью каких-либо производственных систем)).
Основная задача транспортной логистики - согласование действий непосредственных участников транспортного процесса благодаря:
-
технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса; -
согласованию их экономических интересов (исследование рыночной конъюнктуры, построение тарифной системы); -
использованию единых систем планирования во взаимосвязи со складским и производственными процессами.
Кроме того, к задачам транспортной логистики относят:
-
выбор вида транспортного средства; -
выбор типа транспортного средства; -
определение рациональных маршрутов доставки.
Сравнительная характеристика традиционной и логистической (интермодальной) организации перевозки с участием нескольких видов транспорта представлена в табл. 5.
(подробнее см. А.М. Гаджинский. Логистика. С.194-195, рис. 50,51)
Традиционная смешанная перевозка | Интермодальная перевозка |
Два и более видов транспорта | Два и более видов транспорта |
Отсутствие единого оператора процесса перевозки | Наличие единого оператора процесса перевозки |
Несколько транспортных документов | Единый транспортный документ |
Отсутствие единой тарифной ставки фрахта | Единая тарифная ставка фрахта |
Последовательная схема взаимодействия участников | Последовательн-центральная схема взаимодействия участников |
Разрозненная и в результате пониженная ответственность за груз | Единая и в результате высокаяответственность за груз |
Результат: низкая вероятность выполнения "6-ти правил логистики" | Результат: высокая вероятность выполнения "6-ти правил логистики" |
-
Выбор вида транспортного средства
Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
Выделяют 6 основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 6 дается оценка различных видов транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Таблица 6.
Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Вид транспорта | Факторы, влияющие на выбор вида транспорта | |||||
Время доставки | Частота отправлений | Надежность соблюдения графика доставки груза | Способность перевозить разные грузы | Способность доставить груз в любую точку территории | Стоимость перевозки | |
Железнодорожный | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Водный | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Автомобильный | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 |
Трубопроводный | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 |
Воздушный | 1 | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 |
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
-
надежность соблюдения графика доставки груза; -
время доставки; -
стоимость перевозки.
Следует отметить, что данные таблицы 6 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Необходимы технико-экономические расчеты, основанные на анализе всех расходов, связанных с перевозкой различными видами транспорта.
(Пример см. А.М. Гаджинский. Логистика. М.: 2003.-С.201).
3. Транспортные тарифы и правила их применения (см. А.М. Гаджинский. Логистика. М.: 2003. - С.203-208).
Тарифы (ценны на транспортные услуги) включают в себя:
-
плату за перевозку грузов; -
сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов; -
правила исчисления плат и сборов.
-
Постановка и решение транспортной задачи. (Практ. занятие)