Файл: Тема Логистика инструмент развития рыночной экономики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Производитель

Потребитель

Производитель

Посредник

Потребитель


Производитель


Посредник


Потребитель

1) с прямыми связями

2) эшелонированная

3) гибкая

Рис. 4. Принципиальные схемы логистических систем различных видов
2. Методы решения логистических задач: моделирование и кибернетический подход, экспертные системы

Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей.

Классификация моделей приведена на рис. 5.


Модели систем

Изоморфные

Гомоморфные

Абстрактные

Материальные

Математические

Символические

Аналитические

Имитационные

Языковые

Знаковые

Макеты

Технологические планировки

Схемы грузопотоков

Другие виды материальных моделей


Рис. 5. Классификация моделей


Изоморфные модели - включают все характеристики объекта - оригинала, способны, по существу, заменить его. Если можно создать изоморфную модель, то знания о реальном объекте будут практически абсолютно точными.

Гомоморфные модели. В их основе лежит не полное, частичное подобие модели изучаемому объекту. В результате упрощается построение модели и интерпретация результатов исследования. Так как при моделировании логистических систем абсолютное подобие не возможно, то в логистике применяются именно гомоморфные модели. При этом степень подобия у гомоморфных моделей в логистике может быть различной.

Гомоморфные модели подразделяются на материальные и абстрактные.

Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объектов.

Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Абстрактные модели подразделяются на символические и математические.

К символическим относятся языковые (в основе лежит набор слов, очищенных от неоднозначности - тезаурус) и знаковые (отвлеченный пример - ноты).

Математические модели подразделяются на аналитические (постановка задачи и ограничения записываются в виде формул) и имитационные.

Так как логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней среды, часто создать точную аналитическую модель бывает не возможно. Тогда создают имитационную модель, которая основывается на кибернетическом подходе, когда сам логистический процесс остается для исследователя "черным ящиком". На входе в "черный ящик" задаются входные параметры, которые могут регулироваться, изменяться до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат на выходе. При имитационном моделировании сначала
конструируется модель реальной системы, затем ставится эксперимент на этой модели. При этом конечной целью будет выбор стратегии, обеспечивающей наиболее эффективное функционирование логистической системы.

Экспертные системы

Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. Экспертная система аккумулирует в себе знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях. Это позволяет экономить время и деньги при решении достаточно сложных задач (например, внутрискладское управление запасами и др.).

Недостаток экспертных систем - невозможность заложить в программу решения "на все случаи жизни", учесть индивидуальные особенности каждого логистического процесса.


  1. Показатели эффективности логистики на предприятии Возможность управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристик этого потока.

Некоторые показатели, которые применяют для характеристики состояния логистики:

  1. Средний запас на складе.

  2. Товарооборачиваемость.

  3. Готовность к поставке.

  4. Доля запасов в обороте.

  5. Затраты на связанный капитал.

  6. Характеристика дисциплины поставок.

  7. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота.

  8. Характеристика работы склада (грузооборот склада; грузопереработка; удельный грузооборот склада; коэффициент неравномерности работы склада).



Тема 4. Закупочная логистика


  1. Сущность и задачи закупочной логистики

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами (вход материального потока в логистическую систему).

Задачей снабжения является удовлетворение потребностей предприятия в материальных ресурсах. Для этого необходимо иметь информацию о материалах, их производстве, наличии, качестве, а также о поставщиках. Кроме того, предприятие должно иметь постоянно обновляемую базу данных об объемах реализации. Используя эту базу данных, разрабатывают прогноз, который становится основой производственного плана на среднесрочный период (от 6 до 18 мес.). Производственный план устанавливает ограничения и определяет уровни материальных запасов, на основе которых можно составить детальные графики использования рабочей силы и оборудования. Надежность выполнения производственного плана зависит от степени интеграции цепи поставок (отдел снабжения предприятия имеет много поставщиков, которые в свою очередь тоже имеют ряд поставщиков и т.д.) Управление цепью поставок - это управление взаимосвязями между базой данных, прогнозированием, производственным планированием, составлением производственных графиков. Цель управления цепью поставок - снизить неопределенность и риск в цепи поставок и оказать, тем самым, положительное влияние на уровень материальных запасов, ритм производственного цикла и, в конечном счете, на уровень обслуживания конечного потребителя. Схематично эта взаимосвязь представлена на рис 6.

Прогнозирование










База

данных снабжения

Производственное

планирование

Составление

производственных

графиков


Рис. 6. Схема управления цепью поставок.
При организации управления поставками важно решить три вопроса:

  1. Производить необходимые материалы и комплектующие самостоятельно или закупать их из внешних источников.

  2. Выбор поставщика.

  3. Способ транспортировки грузов (транспортная логистика, см. ниже).


  1. Если фирма приобретает из внешних источников те материалы, комплектующие и услуги, которые сначала производились самой фирмой, то используют термин аутсорсинг. Аутсорсинг позволяет фирме сосредоточиться на основных для нее видах деятельности и на создании добавочной стоимости. Таким образом, компания может создать конкурентное преимущество за счет уменьшения затрат.

  2. Выбирая поставщика / поставщиков, необходимо сформулировать критерии этого выбора. Такими критериями могут быть - качество, надежность поставок, цена, сервис, доставка и др. Поскольку многие из этих критериев являются качественными, необходимо разработать шкалу измерения или взвешивания каждого фактора. Это можно сделать с помощью метода аналитической иерархической процедуры (Чейз, Эквилайн. Производственный и операционный менеджмент. - М.-СПб.-К.: 2001.)

Упрощенный вариант выбора поставщика приведен в табл. 3.

Таблица 3

Пример расчета рейтинга поставщика

Критерий выбора

поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по 10-балльной шкале у данного поставщика

Произведение удельного веса критерия на оценку

1. Надежность поставки

0,30

7

2,1

2. Цена

0,25

6

1,5

3. Качество товара

0,15

8

1,2

4. Условия платежа

0,15

4

0,6

5. Возможность внеплановых поставок

0,10

7

0,7

6. Финансовое состояние поставщика

0,05

4

0,2

Итого:

1,00




6,3


Таким образом, закупочная логистика решает следующие задачи:

  1. Что, сколько, у кого и на каких условиях закупить;

  2. Как системно увязать закупки с производством и сбытом;

  3. Производить комплектующие самим или закупать на стороне;

  4. Выбор поставщика.