Файл: Тема Логистика инструмент развития рыночной экономики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Реализация функции снабжения на предприятии

В соответствии с концепцией логистики в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами должен иметь место системный подход к управлению материальными потоками в пределах самой службы снабжения.

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга ( А.М. Гаджинский. Логистика. М. - 2003. Рис.35, 36, стр. 149,150).

Рис. 35 - функция снабжения разделена между разными подразделениями. Это плохо, неэффектиано.

Рис. 36. - сосредоточение всех функций снабжения в одних руках (дирекция по материально-техническому снабжению). Хорошо, эффективно.

3. Закупки "точно в срок"( JIT - закупки)

Закупки "точно в срок" являются главным элементом производственных систем "точно в срок". Реализация закупок "точно в срок" основывается на договорах с поставщиками на поставку малых партий материалов непосредственно на производство в точно указанное время. Это могут быть ежедневные поставки, поставки дважды в день, а иногда почасовые поставки закупаемых компонентов.

Особенности JIT - закупок:

  • Уменьшенные размеры партий.

  • Частые и надежные поставки по графику.

  • Малое время выполнения заказа и высокая надежность.

  • Высокий уровень качества закупаемых материалов.

Конечная цель JIT - закупок - подбор единственного надежного источника для каждого комплектующего и объединение нескольких комплектующих, поставляемых разными поставщиками. Результатом будет уменьшение количества поставщиков.

Преимущества компаний, использующих системы JIT - закупок:

  • Стабильное качество. Привлекая поставщиков на ранних этапах разработки изделия, можно обеспечить высокое качество изделий.

  • Экономия на ресурсах. При использовании ограниченного числа поставщиков необходимы меньшие инвестиции и ресурсы, например, время, транспорт, техника.

  • Снижение производственных затрат. Общий объем закупаемых материалов выше, что в конечном счете ведет к снижению удельных затрат.

  • Особое внимание. Поставщики оказывают особое внимание покупателям, так как покупатель представляет большой счет.

  • Экономия на инструментах. Поставщики часто снабжают инструментами своих покупателей. Сконцентрировавшись только на одном поставщике, можно сэкономить на затратах на инструмент.

  • Установление долгосрочных взаимоотношений. Увеличивает доверие и уменьшает риск сбоев в поставках деталей на предприятие покупателя.



Главные требования, предъвляемые к отделу закупок, с целью обеспечения работы предприятия по системе JIT:

  • Уменьшение числа поставщиков.

  • Поиск близкорасположенных поставщиков.

  • Повторный бизнес с одними и теми же поставщиками.

  • Анализ выполнения поставок, позволяющий желательным поставщикам остаться конкурентоспособными.

  • Группировка отдаленных поставщиков.

  • Поощрение поставщиков распространять JIT-закупки на своих поставщиков.


Примеры:

  1. Компания Xerox уменьшила количество своих поставщиков с 5000 до 400, в результате производственные затраты резко снизились, время выполнения заказа сократилось с 52 до 18 недель.

  2. Компания Ford Motor заключает долгосрочные (от 3-х до 5-ти лет) контракты с поставщиками. Практически каждая деталь поставляется из единственного источника. Поставщиков привлекают уже на стадии разработки изделия, т. е. конструкция детали зависит от технологии ее изготовления, которой владеет поставщик.


Тема 5. Производственная логистика
1. Понятие производственной логиститки. Традиционная и логистическая концепции организации производства.

Как известно общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства. Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Внутрипроизводственные логистические системы (ЛС) можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

Макроуровень - ЛС - элемент макрологистической системы, источник материальных потоков; задает ритм работы макрологистической системы.

Микроуровень - внутрипроизводственная ЛС - ряд взаимосвязанных подсистем (закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт, кадры. Задачи внутрипроизводственной ЛС - постоянное согласование и взаимная корректировка планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых подразделений.

Традиционная и логистическая концепции организации производства

Традиционная концепция (рынок продавца). Организация материальных потоков внутри предприятия должна зависеть от проблемы реализации продукции. В условиях дефицита, когда существует полная уверенность, что

продукция будет реализована, большое внимание следует уделять вопросам высокой загрузки оборудования (повышение коэффициента сменности, коэффициентов использования оборудования по времени, мощности, объему работы), увеличению производственных серий, сокращению номенклатуры выпускаемой продукции, увеличению запасов. В этих условиях осуществляется выпуск продукции на склад в соответствии с разработанным на предприятии планом.

Логистическая концепция (рынок покупателя). В условиях же когда на первый план выходит проблема реализации и непредсказуемости спроса производство на склад заменяется в значительной степени производством на заказ. Становится невыгодным содержание больших запасов и в то же время нельзя упускать возможность выполнения возникающих заказов1. Поэтому важное значение имеет быстрая адаптация системы (предприятия) к изменениям окружающей среды, что обеспечивается возможностью ее подсистем (закупка, склады, запасы и др.) быстро менять состав выходного потока.

  1. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем осуществляется исходя из двух основных подходов.

Первый подход представляет собой систему с “выталкиванием” (Push system) изделия (рис.7).

Он предполагает, что изготовление изделий начинается на одном конце производственной линии, проходит через последовательный ряд технологических операций и заканчивается обработкой на другом конце производственной цепочки. Материальный поток “выталкивается” получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. При этом по завершении обработки на одном участке изделие передается на следующий независимо от того, готов ли этот участок принять изделие на обработку или нет. Каждый участок имеет производственный план. Однако создать “жесткий” технологический процесс, все параметры которого были бы наперед точно рассчитаны, невозможно. Поэтому на предприятиях всегда должен быть определенный производственный запас, который играет роль буфера и увеличивает гибкость системы. Толкающие системы известны под названием
“системы MRP”2. Вышеназванные системы в значительной степени характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с широким использованием ЭВМ, что позволило повысить гибкость этой системы.












У
Информационный поток

Материальный поток
словные обозначения:

Рис.7 Система с выталкиванием изделия, запущенного в производство

Сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства способствует система поточного производства с “вытягиванием” изделий (Pull system) (рис.8).



Рис.8. Система с вытягиванием изделия, запущенного в производство

Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки и отсюда информация о необходимости производить необходимые детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы3.

К логистическим системам с вытягиванием относят систему КАН-БАН
4.

В этой системе выделяют два вида карточек:

  • карточки отбора;

  • карточки производственного заказа.

В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки.

В карточке производственного заказа указано количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке.

В месте складирования детали погружаются в автопогрузчик в количестве, указанном в карточках отбора. При этом с ящиков снимаются прикрепленные к ним карточки заказа, которые информируют о заказе на изготовление новых деталей в строго определенном количестве. План на участках формируется каждый день. Это обеспечивает гибкость системы. Какое-либо перемещение изделий без карточек недопустимо. Обычно система КАН-БАН сочетается с системой контроля качества. Эта система не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок и высокую ответственность персонала, что и ограничивает ее внедрение в различных странах.

Тема 6. Распределительная логистика


  1. Понятие и задачи распределительной логистики

Материальные потоки на стадии приобретения средств производства являются объектом изучения и управления закупочной логистики, материальные потоки на стадии производства - объектом производственной логистики. Объектом распределительной логистики (РЛ) материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции. ! При этом РЛ изучает последний этап не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами.

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров.

Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается (психология покупателей, оформление торгового зала, реклама и т.д.). Логистика работает на более ранних стадиях движения материального потока.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

  • подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

  • системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

  • системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения

  • (выбор каналов распределения, упаковка товаров, подготовка к транспортировке).