Файл: Проблемы современного регионализма (в России) Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы современного регионализма (в России)

Содержание

Введение...................................................................................................................2

1. Методологические предпосылки исследования регионализма......................3

2. Регионализация в современной России.............................................................7

Заключение.............................................................................................................14

Список литературы................................................................................................15

Введение

Теория и методология политической регионалистики представляет собой локальное сообщество (индивиды плюс среда, в которой они перемещаются).

Рассматривая уровни политического пространства, следует все же помнить, что в реальности события происходят на "плоскости". Вертикальное измерение политического пространства условно, оно не представлено на местности. Пониманием этого факта обусловлено появление теории места и его роли в политике, автором которой является Дж. Эгнью [Agnew, 1987]. В соответствии с этой теорией место (place) представляет собой арену, на которой одновременно и параллельно происходят политические процессы всех уровней от глобального до локального. Действительно, лондонский Сити может рассматриваться и как центр принятия политических явлений глобального масштаба (в силу нахождения там правительственных учреждений Великобритании), и как локальное сообщество со своими жителями, решающими сугубо местные, бытовые проблемы. В современной западной литературе в этой связи появилось понятие "glocal" ("глокальный", от объединения слов "global" и "local"), характеризующее смешение функций, относящихся к разным территориальным уровням политической деятельности, на одной территории.

Цель – рассмотреть проблемы современного регионализма в России.

Задачи:

1. Рассмотреть методологические предпосылки исследования регионализма;

2. Рассмотреть сущность понятия регионализации в современной России.

1. Методологические предпосылки исследования регионализма

Все возможные ячейки региональной структуры можно разделить на три группы. Формальные (формализованные) ячейки типа АТД и ведомственных сеток. Их можно определить на основании нормативных актов.

Обыденные ячейки — районы, наличие которых признано местными со­обществами и нередко используется для самоидентификации. Такие районы также называют перцепционными (vernacular), они связаны с определенными чувствами и образами, распространенными среди населения. Иными словами, они "живут" в сознании простых людей и составляют основу (или одну из основ) для их иден­тичности. Они определяются с помощью исследования общественного мнения и внешних форм самоидентификации, используемых в различных названиях.


Исследовательские артефакты — районы, определенные исследователями по тем или иным критериям.

Исследование региональной структуры предполагает не только рассмотре­ние ее формализованных ячеек, но и выделение неформальных структур в соответст­вии с операцией районирования.

Наибольшую методологическую сложность представляет районирование. Б. Родоман называет районированием «выявление, выделение, разграничение любых ареалов в любой среде» [5.с.20]. Он считает районирование процес­сом, который аналогичен классифицированию и периодизированию.

Районирование — это выделение регионов (районов) по одному, нескольким или комплексу признаков. В последнем случае говорят о синтетических районах, отличая их от более простых однопризнаковых районов.

Определенная «искусственность» районирования заключается в том, что «в процессе районирования происходит дискретизация пространства, которое до того и само по себе может быть дискретным или континуальным в различной степени» [4,с.41]. Сам исследователь определяет критерии, на основании кото­рых он проводит дискретизацию континуального пространства, делит его на ус­ловные части.

Важной характеристикой района является его территориальная целостность. Считая ареал самым общим понятием, Б. Родоман делит ареалы на две группы — сплошные (монолитные) и несплошные (фрагментарные). Наука давно уже занимается поиском устойчивых пространственных структур неформального характера и закономерностей их формирования. Известна, напри­мер, концепция концентрических кругов И. Тюнена. Следующим шагом стала кон­цепция гексагональных решеток, связанная с именами А. Леша и В. Кристаллера. Однако выявление геометрических структур правильной формы не является само­целью, поскольку процессы регионализации редко приводят к появлению геометри­чески правильных паттернов. Для регионализации характерно преобладание непра­вильных линий над правильными, постоянные пространственные флуктуации.

Наиболее распространенная классификация делит районы на два основ­ных типа.

  • Гомогенные, или формальные, районы выделяются на основе определен­ных качественных характеристик, которые называют районообразующами призна­ками. Территория района предполагает наличие на ней данного признака (группы признаков), в отличие от другого района, где признак (группа признаков) является иным. Такой район представляет собой условно однородную площадь. Ее услов­ная однородность определяется применяемым любым исследователем правилом генерализации, когда значимые районообразующие признаки и характеристики от­деляются от незначимых (малозначимых).

  • Узловые, или функциональные, районы выделяются на основе системы внутренних связей. Такой район по своему паттерну представляет собой систему узлов и связующих линий (векторов, направлений). Районообразующим призна­ком в этом случае становится вхождение в систему связей.


Б. Родоман несколько усложняет эту классификацию, выделяя наряду с одно­родными районами коннекционные и конфигурационные (в других работах он говорит об узловых районах, что соответствует более распространенной и приня­той на Западе методологии13). Коннекционные районы объединены связями и являются понятием, близким к узловым районам. В отличие от них конфигура­ционные районы выделяются на основе свойств ограниченности.

Также следует иметь в виду, что районирование может быть индивидуальным и типологическим. В первом случае каждый район уникален, он обладает собствен­ной характеристикой (обычно это не одна, а комплекс характеристик) и наделяется своим собственным именем. Типологическое районирование делит территорию на районы разного типа, которые могут повторяться в разных концах страны.

Исследование региональной структуры предполагает определение не толь­ко паттерна регионализации, но и ее уровня, глубины. В этом случае исследователь замеряет амплитуду внутренних колебаний по тому или иному признаку. Как пра­вило, речь идет о квантифицируемых показателях, которые можно найти в стати­стике или определить самостоятельно. Например, А. Лейпхарт использовал в своих работах индекс фрагментации [2,с.20], предложенный в свое время Д. Рэем и М. Тэйлором (в его основе — религиозный и этнический состав населения). Для политической регионалистики в этой связи может быть предложен индекс терри­ториальной фрагментации. В США использовались такие показатели, как индекс дисгармонии (в электоральном анализе, индекс колебался от нуля до единицы в зависимости от того, насколько партия-победительница отличилась в тех или иных

11 Административно-территориальное деление Б. Родоман считает самым универ­сальным видом узловой районизации (районирования). Представляя собой "плоскую" тер­риторию с ясными границами, административные единицы в то же время построены по узло­вому принципу, так как представляют собой систему административных центров разного порядка.

регионах) или индекс централизации (в исследованиях бюджетного федерализма, замерялось соотношение расходов центрального правительства и субнациональ­ных органов власти).

Универсального показателя территориальной фрагментации не существует, как нет и универсальной схемы районирования того или иного государства. Как и в случае с районированием, исследователь сначала задает критерии. Для исследо­ваний уровня (глубины) фрагментации это — признак, амплитуду колебаний кото­рого от территории к территории предполагается установить, и индекс, который, по мнению автора, наиболее точно выявляет эту амплитуду.


2. Регионализация в современной России

В последние годы проблема регионализма, регионализации становится одной из наиболее актуальных в рамках исследований государственного устройства различных стран. Следовательно, соответствующие термины: регион, регионализм, регионализация часто используются в правовой, в том числе конституционно-правовой, лексике.

Вместе с тем ни в российской, ни в зарубежной правовой науке нет четкого устоявшегося определения понятий «регион» и «регионализм».

При этом следует также отметить, что и в российской правовой лексике понятия «регион» и «регионализм» стали использоваться чаще в контексте сравнительно-правовых исследований и анализа практики развития отношений между различными уровнями власти в Российской Федерации. В этой связи размышления над указанным вопросом приводят к проблеме соотношения понятий «государство» (центральная власть), «субъект федерации», «автономное образование». Орехович А.В. К вопросу о понятии «регион» в конституционном праве //Конституционное и муниципальное право.

В 1993 г. в России была принята Конституция, в которой в ст. 65 гл. 3 с политико-правовой точки зрения были выделены 89 регионов как субъектов Российской Федерации:

1. Республики — Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чувашия (Чаваш республики), Чечня.

2. Края — Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

3. Области — Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

4. Еврейская автономная область.

5. Автономные округа — Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

6. Города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург.


Установление в России такого политико-правового института, как «субъект Федерации», предопределило развитие процессов политического, экономического и социокультурного самоутверждения регионов. Этот институт интересен не столько своей обусловленностью природно-географическими факторами, сколько зависимостью от этнических, социокультурных и политических обстоятельств, так как последние определяют процесс превращения российского провинциализма в российский регионализм.

Кроме того, регионализация в России была следствием появления новых свойств ее общественной системы в целом, которая меняла свою социально-политическую и геополитическую организацию, пытаясь выйти из кризисного

состояния. Регионализация была также реакцией на кризис той системы командно-административного управления, которая строилась на жестком централизме и унификации управленческих целей и средств применительно к регионам. Регионализация в России сопровождалась обострением противоречий между центральной и местной властью. Ситуация осложнялась тем, что региональные властные структуры оказались более способными, как, кстати, и центральная власть, к воспроизводству старых традиций командно-административной системы, чем к инновационным методам и формам государственного управления. Конфликтная ситуация в России во многом определялась противоречием между новым состоянием российского общества и старым набором политических институтов и идей как на уровне центральной, так и региональной власти.

В результате реформ в России еще более углубились различия между центром и периферией. Неравномерное географическое распределение кризисных регионов в России способствовало дальнейшему усилению этих различий. По Конституции России регионы как субъекты Федерации равноправны, но равноправны они прежде всего по отношению к центру, и это касается выполнения всеми субъектами федеративных взаимоотношений единых правил поведения. Вместе с тем Российская Федерация построена по смешанному типу, что предполагает деление государства на основе двух разных принципов, которые в совокупности являются противоречивыми:

1) административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края);