Файл: Проблемы современного регионализма (в России) Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) национально-территориальное деление (автономная область, автономные округа, республики).

Смешанный принцип государственного устройства является основой того, что субъекты Российской Федерации на практике обладают различным политико-правовым статусом, что является причиной различных противоречий. Так, асимметрия в политико-правовом положении субъектов РФ долгое время приводила к тому, что в субъектах Федерации (особенно в республиках) часто принимались законы, несоответствующие Конституции Российской Федерации или федеральным законам. Отдельные субъекты Федерации провоцировали бюджетные конфликты, отказываясь перечислять деньги в федеральный бюджет.

Регионализация в России обострила все «больные» для российского общества вопросы: проблемы управления, межнациональных отношений, национально-территориального устройства, кадрового потенциала. Более того,

регионализация таит в себе и опасность «развала» России.

Поэтому перед центром встали три задачи:

1) укрепление вертикали государственной власти;

2) разработка региональной политики с учетом специфики развития того или иного региона;

3) подготовка управленческих кадров новой формации, способных к инновационным формам деятельности в новых социально-экономических в политических условиях России.

В плане укрепления вертикали государственной власти в условиях регионализации и становления Российской Федерации как «сообщества регионов» в соответствии с Указами Президента РФ на территории Российской Федерации были образованы восемь федеральных округов:

1. Центральный федеральный округ (18 субъектов Федерации: Москва — город федерального значения, Белгородская область, Брянская область, Владимирская

область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область. Центр — г. Москва),

2. Южный федеральный округ (6 субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Центр — г. Ростов-на-Дону),

3. Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр — г. Санкт-Петербург),


4. Дальневосточный федеральный округ (9 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. Центр — г. Хабаровск),

5. Сибирский федеральный округ (12 субъектов Российской Федерации: Республика Алтай, Республика Бурятия, республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область. Центр — г. Новосибирск),

6. Уральский федеральный округ (6 субъектов Российской Федерации: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр — г. Екатеринбург).

7. Приволжский федеральный округ (15 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская

Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская край, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Центр — г. Нижний Новгород).

8. Северо-Кавказский федеральный округ (15 субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардано-Баркарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край).

В плане разработки региональной политики с учетом специфики развития того или иного региона, а также в целях укрепления государственности в Российской Федерации, совершенствования федерализма, создания условий для более эффективного и гармоничного роста благосостояния населения, в июне 1996г. был издан Указ Президента Российской Федерации «Об основных

положениях региональной политики в Российской Федерации».

В плане подготовки управленческих кадров новой формации в стране в конце 90-х гг. в высшей школе России началась подготовка специалистов по направлению «Регионоведение». Государственный образовательный его стандарт предусматривает, что специалист, прошедший профессиональную подготовку по регионоведению, должен:

1) знать историю, экономику, географию, религию, культуру и экологию региона; региональную государственно-политическую и правовую системы, национально-этнический состав и

социальную структуру населения региона, понимать особенности общественного развития региона;

2) иметь представление об основных этапах развития системы межрегиональных и межнациональных отношений в России, тенденциях и факторах ее развития; понимать место региона в системе межрегиональных и межнациональных отношений, а также геополитическое положение региона;

3) понимать проблемы национальной безопасности России и проблемы региональной безопасности;

4) владеть методами комплексного регионального исследования, моделирования и прогнозирования экономических, демографических, социальных, политических, культурных, экологических процессов в регионе;

5) владеть методами маркетинговых исследований, информационных и управленческих технологий;

6) уметь использовать результаты научных и маркетинговых исследований и методы информационных и управленческих технологий в профессиональной деятельности;

7) уметь учитывать региональную специфику при разработке межрегиональных и международных экономических, социальных, культурных и экологических проектов и программ;

8) владеть культурой мышления и публичного выступления, способностью правильно и логично оформить свои мысли в устной и письменной форме, участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;

9) уметь на научной основе организовать свой труд, владеть приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники, иметь навыки пользования ЭВМ и прикладными компьютерными программами;

10) обладать способностью к непрерывному образованию и расширению своих знаний на основе новых информационных и образовательных технологий;

11) знать основы педагогической и психологической деятельности в коллективе, обладать способностью принимать эффективные управленческие решения.

Кроме того, процессы регионализации в современной России обусловили необходимость внести изменения в программы общей гуманитарной подготовки специалистов с высшим образованием. Национально-региональный компонент вводится также в планы профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Во многом это обусловлено тем обстоятельством, что выпускники высшей школы, специалисты высокой квалификации должны понимать специфику того региона, в котором им предстоит трудиться, независимо от сферы своих профессиональных интересов.


Таким образом, полноценное и масштабное осмысление процессов российской трансформации в эпоху модернизации предполагает необходимость изучения ее проблем на региональном уровне. Именно на этом уровне складываются конкретные представления о тех изменениях, которые происходят в современной России, формируются ценностные ориентации и установки поведения различных социальных групп российского общества.
Заключение

Таким образом, современный регионализм как явление политико-правовое и социально-экономическое может быть рассмотрен, по крайней мере, в двух аспектах, если соотносить понятие «регион» с понятием «государство»: 1) как процесс фрагментации, децентрализации национальных государств; 2) как процесс формирования группы государств, объединяющихся в регионы. Затем эти межгосударственные объединения трансформируются в объединения регионов государств, вследствие упомянутой фрагментации. Следовательно, происходящее изменение субъектного состава международных объединений и фрагментации государств - два взаимосвязанных процесса. 

В этой связи многие ученые рассматривают развитие процесса регионализации как кризис государства и конец суверенитета. Однако было бы ошибкой переоценивать степень упадка европейских государств на данном этапе, поскольку пока еще национальные государства сохраняют огромный арсенал сил, ресурсов и возможностей.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что регион в настоящее время может рассматриваться в качестве своеобразной динамической характеристики развития политико-территориальной организации различных стран. А регионализм в этом аспекте можно рассматривать как в качестве одного из аспектов трансформации формы государства, который обретает со временем очертания правового института. Нередко, государство, меняясь, становится более децентрализованным, но в то же время не стремится закрепить федеральную форму государственного устройства (в силу различных факторов). Данное государство именуется региональным. 
Список литературы

  1. Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи / Н. П. Барсов. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с. —Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для СПО / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М.: Юрайт, 2019. — 360 с.

  2. Барыгин И. Н. Регионоведение. — М.: Юрайт, 2019. — 392 с.

  3. Воскресенский А. Д. Мировое комплексное регионоведение в педагогической практике. В 2 томах. Том 1. Учебно-методический комплекс. — М.: Издательство МГИМО, 2018. — 598 с.

  4. Воскресенский А. Д. Мировое комплексное регионоведение в педагогической практике. В 2 томах. Том 2. — М.: МГИМО-Университет, 2018. — 478 с.

  5. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М.: Юрайт, 2017. — 360 с.

  6. Гладкий Ю. Н. Регионоведение. — М.: Юрайт, 2020. — 361 с.

  7. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение. — М.: Издательский центр "МарТ", ИКЦ "МарТ", 2004. — 528 с.

  8. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасова [и др.] ; под ред. И. Н. Барыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 391 с.

  9. Регионоведение. Зарубежная Европа. — М.: Издательский Дом Литера, 2018. — 480 с.

  10. Регионы в современном мире. Глобализация и Азия. Зарубежное регионоведение. — М.: Алетейя, 2020. — 406 с.

  11. Симагин Ю. А. Экономическая география и прикладное регионоведение России: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Симагин, А. В. Обыграйкин, В. Д. Карасаева; под ред. Ю. А. Симагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 411 с.