ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
символами.В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосеврассматривает язык, миф, религию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫсоборность; «западники», «славянофилы»; всеединство, София, космизм; символизм.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ
И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В КУРСЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Бытие – предельно общая философская категория, объединяющая по признаку существования все предметы, процессы и явления мира. Это одна из основных проблем философии. Она несколько способов решения: с позиций монизма, признающего за единственную и определяющую первооснову всего сущего либо материальную субстанцию (материалистический монизм), либо духовную (идеалистический монизм); с позиции плюрализма, согласно которому все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу (например, монадология Лейбница). Бытие самоорганизуется посредством действия объективных закономерностей и целенаправленной деятельности людей.
Материальное бытие – реальные вещи, процессы и их свойства, обладающие объективностью, т.е. существующие вне и независимо от сознания людей.
Идеальное бытие – субъективный образ объективной реальности, внутренний мир человека, как специфически преобразованное материальное. Оно выражается в формах сознания и воли человека (эмоции, мысли, потребности, желания, цели, духовные и душевные ориентации и т.п.).
Формы материального бытия – всеобщие объективные формы существования пространства(протяженность и рядоположенность) и времени(длительность и смена событий).
Способ существования материи – движение– все изменения от перемещения небесных и земных масс до мышления; движения без материи не существует, как и материи без движения. Оно не существует вообще, а проявляется в конкретно-исторических формах (механической, физической и т.п.). Движение как философская категория более широкое понятие, чем развитие.
Диалектика бытия.Сложились следующиеосновные концепции развития: диалектика, рассматривающая его как процесс возникновения и разрешения противоречий, взаимопревращения качества и количества, спиралевидного изменения; метафизика, представляющая развитие как простое уменьшение и увеличение или в форме одних лишь скачков, как движение по кругу или по прямой линии, происходящее преимущественно вследствие действия внешних причин; креационизм, трактующий этот процесс как движение от высшего к низшему, как деградацию.
Закономерность развития выражена в таких понятиях, как детерминизм – учение о всеобщей объективной обусловленности природных, общественных и психических явлений; индетерминизм – отрицание их причинной обусловленности. Закономерности бывают динамическими, фиксирующими однозначную связь состояний одного или нескольких индивидуальных объектов (например, лунные и солнечные затмения) и статистическими, фиксирующими их вероятностный характер (например, движение элементарной частицы в квантовом ансамбле, человека в закономерных общественных процессах).
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Сферы человеческой психики – бессознательное, сознание и самосознание.
Бессознательноепредставляется различными инстинктами, рефлексами, влечениями. Оно сливается с бытием и этим отличается от сознания.
Сознание – высшая форма психического отражения бытия. Оно возникает в общении людей по поводу трудовой деятельности. Со-знание в этом смысле означает совместное знание о чем-либо, а знание – способ существования сознания. Формирование сознания определяется познанием действительности. Однако сознание является также оценкой действительности, которая выражается в отношении к ней со-знанием дела. В этом плане определяется его творческий характер. Сознание рефлексивно: человек знает не только то, что он знает, но и то, что знает он. Осознание себя является ядром сознания.
Самосознание также общественно по природе и имеет три уровня: осознание себя в качестве материального существа, в качестве социального существа и осознание своей внутренней духовной сущности – своего «Я». «Я» – это идеальная форма осознания себя как субъекта (творца) своей жизнедеятельности, т.е. как личности.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Типы сознательной деятельности человека: познание, творчество, практика.
Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека
по преобразованию материальных систем.
Познание противоположность практики – это целенаправленное активное отображение действительности в сознании человека.
Творчество (в его основе лежит целеполагание) определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Противоречивость ценностного и познавательного отражения выражается в соотношении веры (субъективное принятие чего-либо как истинного) и знания(результат объективного познания); понимания (осмысление явлений путем сопоставления их с какой-либо ценностной структурой) и объяснения (определение сущности явлений, их причин и закономерностей), иррационального (определяемого как божественное откровение, мистическое озарение, интуиция, воображение) и рационального (логический вывод, аргументация, обоснование) в любой человеческой деятельности.
Истина – это адекватное (верное, правильное) отражение действительности в мысли. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Истина конкретна, т.е. реализуется в определённой ситуации, характеризуемой триединством места, времени и действия. Истина динамична, то есть абсолютное в ней дано в относительном и через относительное.
Действительность – это всё, что реально существует и развивается. Она содержит в себе результаты своего собственного действия и развития, а также собственную сущность и закономерность.
Мышление – это процесс отражения действительности (объективной реальности). Мышление это высшая ступень человеческого познания, которая даёт знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. Благодаря мышлению в процессе познания осуществляется переход от явления к сущности.
Логика – наука о законах, формах и приёмов познания мира. Основная цель логики – выяснение условий истинности познания, а также выработка правильного метода познания.
Язык – это материальная форма осуществления мыслительной деятельности. Благодаря языку мысли отдельных людей превращаются в достояние всего общества. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать её анализу как вне его лежащий объект. Язык является не только универсальным средством выражения мысли, но и общения.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Виды знания – научное и вненаучное знание. Вненаучное знание – обыденное, мифологическое, религиозное и др. Научное знание – это знание, полученное в результате специальной теоретической и эмпирической деятельности людей.
Критерии научности – наука изучает специфические объекты познания, не сводимые к объектам обыденного опыта; использует специальные методы познания; специальный язык; характерны: системность, обоснованность, проверяемость на практике; ориентация на достижение истины.
Уровни научного познания – теоретический и эмпирический. На каждом из этих уровней используются свои методы познания и результаты познания фиксируются в определённых формах. Отличия теоретического от эмпирического уровня: 1) по глубине проникновения в объект исследования (на эмпирическом уровне познаются явления, на теоретическом – сущность); 2) по методам исследования (на эмпирическом: наблюдение, измерение, эксперимент; на теоретическом: восхождение от абстрактного к конкретному, формализации, идеализации и др.) 3) по формам, в которых фиксируется результат познания (на эмпирическом уровне – это в основном факт; на теоретическом – гипотеза, теория).
Научные революции – это переход от одной структуры философских оснований к другой, который означает пересмотр ранее сложившегося образа науки и типа рациональности, где философские основания – это философские идеи и принципы, которые используются в науке для обоснования фундаментальных научных положений (например, переход от классической картины мира к релятивистской).
НАУКА И ТЕХНИКА
Техника – это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации научных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено развитием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к технике.
Философии техники – философии, которая занимается осмыслением технической деятельности человека в широкой перспективе, значения и перспектив техники.
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Человек – целостное природное (естественное), духовное и общественное существо; он обладает особыми, родовымипризнаками и свойствами, отличающими его от всех других существ. Он «наделен» сознанием, абстрактным мышлением, развитой системой языка, в виде членораздельной речи, и способностью к преобразовательной, трудовой деятельности, направленной на изменение природного мира, условий своей жизни и самого себя. Человек является общественным, социальным существом, реализующим свою человеческую сущность только в обществе, и наделенный для этого необходимыми (в той или иной степени) качествами и способностями.
Общество – устойчивая система отношений между людьми, возникающую в процессе необходимой, совместной деятельности и становящуюся необходимым условием бытия. Вырабатываемые в процессе общественной жизни свойства, навыки и умения позволяют человеку утверждать свою индивидуальную и общественную сущность и природу. Для сохранения, воспроизводства и развития своей родовой сущности человек создает культуру.
Культура – устойчивая система ценностей (материальных, духовных и социальных), идеалов, норм, традиций и обычаев, регулирующих его отношение с природой, как естественной средой его жизни, с другими людьми и человеческими сообществами. Посредством культуры человек осваивает и преобразует природу, общественные отношения для реализации своих человеческих потребностей и интересов.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Структура общества. Общество является сложно организованной и иерархической системой, с присущей структурой. В ней можно выделить материальные, экономические отношения, формирующиеся в процессе материального производства, ядром которых является отношение к определенной форме собственности на средства производства.
Социальные отношения. Структурным элементом общества являются духовно-идеологические отношения, в которых люди осмысливают и выражают свое отношение к наличным условиям жизни; социально-политические отношения (политическая сфера жизни общества), в которых они формируют и выражают свое отношение к существующей системе власти и государству, его институтам, призванным охранять фундаментальные потребности, интересы и права всех членов общества и систему общественных отношений, обеспечивающих возможность их реализации.
Гражданское общество – это наиболее оптимальная форма организации общества, соответствующей потребностям, интересам, правам и ожиданиям людей является
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫсоборность; «западники», «славянофилы»; всеединство, София, космизм; символизм.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
-
Философская мысль в России в XI-XIX веках. Часть III // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов) -
Русская философия: основные направления и особенности развития // Лавриненко В.Н. Философия: учебник
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ
И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
В КУРСЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Бытие – предельно общая философская категория, объединяющая по признаку существования все предметы, процессы и явления мира. Это одна из основных проблем философии. Она несколько способов решения: с позиций монизма, признающего за единственную и определяющую первооснову всего сущего либо материальную субстанцию (материалистический монизм), либо духовную (идеалистический монизм); с позиции плюрализма, согласно которому все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу (например, монадология Лейбница). Бытие самоорганизуется посредством действия объективных закономерностей и целенаправленной деятельности людей.
Материальное бытие – реальные вещи, процессы и их свойства, обладающие объективностью, т.е. существующие вне и независимо от сознания людей.
Идеальное бытие – субъективный образ объективной реальности, внутренний мир человека, как специфически преобразованное материальное. Оно выражается в формах сознания и воли человека (эмоции, мысли, потребности, желания, цели, духовные и душевные ориентации и т.п.).
Формы материального бытия – всеобщие объективные формы существования пространства(протяженность и рядоположенность) и времени(длительность и смена событий).
Способ существования материи – движение– все изменения от перемещения небесных и земных масс до мышления; движения без материи не существует, как и материи без движения. Оно не существует вообще, а проявляется в конкретно-исторических формах (механической, физической и т.п.). Движение как философская категория более широкое понятие, чем развитие.
Диалектика бытия.Сложились следующиеосновные концепции развития: диалектика, рассматривающая его как процесс возникновения и разрешения противоречий, взаимопревращения качества и количества, спиралевидного изменения; метафизика, представляющая развитие как простое уменьшение и увеличение или в форме одних лишь скачков, как движение по кругу или по прямой линии, происходящее преимущественно вследствие действия внешних причин; креационизм, трактующий этот процесс как движение от высшего к низшему, как деградацию.
Закономерность развития выражена в таких понятиях, как детерминизм – учение о всеобщей объективной обусловленности природных, общественных и психических явлений; индетерминизм – отрицание их причинной обусловленности. Закономерности бывают динамическими, фиксирующими однозначную связь состояний одного или нескольких индивидуальных объектов (например, лунные и солнечные затмения) и статистическими, фиксирующими их вероятностный характер (например, движение элементарной частицы в квантовом ансамбле, человека в закономерных общественных процессах).
ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Сферы человеческой психики – бессознательное, сознание и самосознание.
Бессознательноепредставляется различными инстинктами, рефлексами, влечениями. Оно сливается с бытием и этим отличается от сознания.
Сознание – высшая форма психического отражения бытия. Оно возникает в общении людей по поводу трудовой деятельности. Со-знание в этом смысле означает совместное знание о чем-либо, а знание – способ существования сознания. Формирование сознания определяется познанием действительности. Однако сознание является также оценкой действительности, которая выражается в отношении к ней со-знанием дела. В этом плане определяется его творческий характер. Сознание рефлексивно: человек знает не только то, что он знает, но и то, что знает он. Осознание себя является ядром сознания.
Самосознание также общественно по природе и имеет три уровня: осознание себя в качестве материального существа, в качестве социального существа и осознание своей внутренней духовной сущности – своего «Я». «Я» – это идеальная форма осознания себя как субъекта (творца) своей жизнедеятельности, т.е. как личности.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Типы сознательной деятельности человека: познание, творчество, практика.
Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека
по преобразованию материальных систем.
Познание противоположность практики – это целенаправленное активное отображение действительности в сознании человека.
Творчество (в его основе лежит целеполагание) определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Противоречивость ценностного и познавательного отражения выражается в соотношении веры (субъективное принятие чего-либо как истинного) и знания(результат объективного познания); понимания (осмысление явлений путем сопоставления их с какой-либо ценностной структурой) и объяснения (определение сущности явлений, их причин и закономерностей), иррационального (определяемого как божественное откровение, мистическое озарение, интуиция, воображение) и рационального (логический вывод, аргументация, обоснование) в любой человеческой деятельности.
Истина – это адекватное (верное, правильное) отражение действительности в мысли. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Истина конкретна, т.е. реализуется в определённой ситуации, характеризуемой триединством места, времени и действия. Истина динамична, то есть абсолютное в ней дано в относительном и через относительное.
Действительность – это всё, что реально существует и развивается. Она содержит в себе результаты своего собственного действия и развития, а также собственную сущность и закономерность.
Мышление – это процесс отражения действительности (объективной реальности). Мышление это высшая ступень человеческого познания, которая даёт знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. Благодаря мышлению в процессе познания осуществляется переход от явления к сущности.
Логика – наука о законах, формах и приёмов познания мира. Основная цель логики – выяснение условий истинности познания, а также выработка правильного метода познания.
Язык – это материальная форма осуществления мыслительной деятельности. Благодаря языку мысли отдельных людей превращаются в достояние всего общества. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать её анализу как вне его лежащий объект. Язык является не только универсальным средством выражения мысли, но и общения.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Виды знания – научное и вненаучное знание. Вненаучное знание – обыденное, мифологическое, религиозное и др. Научное знание – это знание, полученное в результате специальной теоретической и эмпирической деятельности людей.
Критерии научности – наука изучает специфические объекты познания, не сводимые к объектам обыденного опыта; использует специальные методы познания; специальный язык; характерны: системность, обоснованность, проверяемость на практике; ориентация на достижение истины.
Уровни научного познания – теоретический и эмпирический. На каждом из этих уровней используются свои методы познания и результаты познания фиксируются в определённых формах. Отличия теоретического от эмпирического уровня: 1) по глубине проникновения в объект исследования (на эмпирическом уровне познаются явления, на теоретическом – сущность); 2) по методам исследования (на эмпирическом: наблюдение, измерение, эксперимент; на теоретическом: восхождение от абстрактного к конкретному, формализации, идеализации и др.) 3) по формам, в которых фиксируется результат познания (на эмпирическом уровне – это в основном факт; на теоретическом – гипотеза, теория).
Научные революции – это переход от одной структуры философских оснований к другой, который означает пересмотр ранее сложившегося образа науки и типа рациональности, где философские основания – это философские идеи и принципы, которые используются в науке для обоснования фундаментальных научных положений (например, переход от классической картины мира к релятивистской).
НАУКА И ТЕХНИКА
Техника – это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации научных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено развитием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к технике.
Философии техники – философии, которая занимается осмыслением технической деятельности человека в широкой перспективе, значения и перспектив техники.
Техника и Этика – техническая деятельность человека не является нейтральной в этическом отношении, моральным идеалом технической деятельности человека является этика ответственности; техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека и его ценностей.
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Человек – целостное природное (естественное), духовное и общественное существо; он обладает особыми, родовымипризнаками и свойствами, отличающими его от всех других существ. Он «наделен» сознанием, абстрактным мышлением, развитой системой языка, в виде членораздельной речи, и способностью к преобразовательной, трудовой деятельности, направленной на изменение природного мира, условий своей жизни и самого себя. Человек является общественным, социальным существом, реализующим свою человеческую сущность только в обществе, и наделенный для этого необходимыми (в той или иной степени) качествами и способностями.
Общество – устойчивая система отношений между людьми, возникающую в процессе необходимой, совместной деятельности и становящуюся необходимым условием бытия. Вырабатываемые в процессе общественной жизни свойства, навыки и умения позволяют человеку утверждать свою индивидуальную и общественную сущность и природу. Для сохранения, воспроизводства и развития своей родовой сущности человек создает культуру.
Культура – устойчивая система ценностей (материальных, духовных и социальных), идеалов, норм, традиций и обычаев, регулирующих его отношение с природой, как естественной средой его жизни, с другими людьми и человеческими сообществами. Посредством культуры человек осваивает и преобразует природу, общественные отношения для реализации своих человеческих потребностей и интересов.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Структура общества. Общество является сложно организованной и иерархической системой, с присущей структурой. В ней можно выделить материальные, экономические отношения, формирующиеся в процессе материального производства, ядром которых является отношение к определенной форме собственности на средства производства.
Социальные отношения. Структурным элементом общества являются духовно-идеологические отношения, в которых люди осмысливают и выражают свое отношение к наличным условиям жизни; социально-политические отношения (политическая сфера жизни общества), в которых они формируют и выражают свое отношение к существующей системе власти и государству, его институтам, призванным охранять фундаментальные потребности, интересы и права всех членов общества и систему общественных отношений, обеспечивающих возможность их реализации.
Гражданское общество – это наиболее оптимальная форма организации общества, соответствующей потребностям, интересам, правам и ожиданиям людей является