Файл: Краткий курс истории философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
символами.В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосеврассматривает язык, миф, рели­гию, искусство, философию. Ему удалось создать весь­ма своеобразную философскую систему, достоинства ко­торой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫсоборность; «западники», «славянофилы»; всеединство, София, космизм; символизм.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Философская мысль в России в XI-XIX веках. Часть III // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

  2. Русская философия: основные направления и особенности развития // Лавриненко В.Н. Философия: учебник


ПРИЛОЖЕНИЕ II. ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ

И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

В КУРСЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Бытие – предельно общая философская категория, объединяющая по признаку существования все предметы, процессы и явления мира. Это одна из основных проблем философии. Она несколько способов решения: с позиций монизма, признающего за единственную и определяющую первооснову всего су­щего либо материальную субстанцию (материалистический монизм), ли­бо духовную (идеалистический монизм); с позиции плюрализма, согласно кото­рому все существующее состоит из множества равнозначных изолирован­ных сущностей, несводимых к единому началу (например, монадология Лейбница). Бытие самоорганизуется посредством действия объективных закономерностей и целенаправленной деятельности людей.
Материальное бытие – реальные вещи, процессы и их свойства, обладающие объективностью, т.е. существующие вне и независимо от сознания людей.
Идеальное бытие субъективный образ объективной реальности, внутренний мир человека, как специфически преобразованное материальное. Оно выражается в формах сознания и воли человека (эмоции, мысли, потребности, желания, цели, духовные и душевные ориентации и т.п.).
Формы мате­риального бытия всеобщие объективные формы существования пространства(протяженность и рядоположенность) и времени(дли­тельность и смена событий).

Способ существования материидвижение– все изменения от перемещения небесных и земных масс до мышления; движения без материи не существует, как и материи без движения. Оно не существует вообще, а проявляется в конкретно-исторических формах (механической, физической и т.п.). Движение как философская категория более широкое понятие, чем развитие.

Диалектика бытия.Сложились следующиеосновные концепции развития: диалектика, рассматривающая его как процесс возникновения и разрешения противоречий, взаимопре­вращения качества и количества, спиралевидного изменения; метафизика, представляющая развитие как простое уменьшение и увеличение или в форме одних лишь скачков, как движение по кругу или по прямой линии, происходящее преимущественно вследствие действия внешних причин; креационизм, трактующий этот процесс как движение от высшего к низ­шему, как деградацию.
Закономерность развития выражена в таких понятиях, как детерминизм – учение о всеобщей объективной обусловленности природных, общественных и психических явлений; индетерминизм – от­рицание их причинной обусловленности. Закономерности бывают динамическими, фиксирующими одно­значную связь состояний одного или нескольких индивидуальных объек­тов (например, лунные и солнечные затмения) и статистическими, фикси­рующими их вероятностный характер (например, движение элементарной частицы в квантовом ансамбле, человека в закономерных общественных процессах).

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Сферы человеческой психики – бессознательное, сознание и самосознание.
Бессознательноепредставляется различными инстинктами, рефлексами, влечениями. Оно сливается с бытием и этим отличается от сознания.
Сознание – высшая форма психического отражения бытия. Оно возникает в общении людей по поводу трудовой деятельности. Со-знание в этом смысле означает совместное знание о чем-либо, а знание – способ существования сознания. Формирование сознания определяется познани­ем действительности. Однако сознание является также оценкой действи­тельности, которая выражается в отношении к ней со-знанием дела. В этом плане определяется его творческий характер. Сознание рефлексивно: человек знает не только то, что он знает, но и то, что знает он. Осознание себя является ядром сознания.
Самосознание также общественно по при­роде и имеет три уровня: осознание себя в качестве материального суще­ства, в качестве социального существа и осознание своей внутренней ду­ховной сущности – своего «Я». «Я» – это идеальная форма осознания себя как субъекта (творца) своей жизнедеятельности, т.е. как личности.

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Типы сознательной деятельности человека: позна­ние, творчество, практика.
Практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность человека

по преобразованию материальных систем.
Познание противоположность практики ­– это целенаправленное ак­тивное отображение действительности в сознании человека.
Творчество (в его основе лежит целеполагание) определяется как процесс человече­ской деятельности, создающий качественно новые материальные и ду­ховные ценности.
Противоречивость ценностного и познавательного отражения вы­ражается в соотношении веры (субъективное принятие чего-либо как ис­тинного) и знания(результат объективного познания); понимания (ос­мысление явлений путем сопоставления их с какой-либо ценностной структурой) и объяснения (определение сущности явлений, их причин и закономерностей), иррационального (определяемого как божественное откровение, мистическое озарение, интуиция, воображение) и рациональ­ного (логический вывод, аргументация, обоснование) в любой человече­ской деятельности.
Истина – это адекватное (верное, правильное) отражение действительности в мысли. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения. Истина конкретна, т.е. реализуется в определённой ситуации, характеризуемой триединством места, времени и действия. Истина динамична, то есть абсолютное в ней дано в относительном и через относительное.
Действительность – это всё, что реально существует и развивается. Она содержит в себе результаты своего собственного действия и разви­тия, а также собственную сущность и закономерность.
Мышление – это процесс отражения действительности (объектив­ной реальности). Мышление это высшая ступень человеческого познания, которая даёт знание о существенных свойствах, связях и отношениях объ­ективной реальности. Благодаря мышлению в процессе познания осуще­ствляется переход от явления к сущности.
Логика – наука о законах, формах и приёмов познания мира. Ос­новная цель логики – выяснение условий истинности познания, а также выработка правильного метода познания.

Язык – это материальная форма осуществления мыслительной дея­тельности. Благодаря языку мысли отдельных людей превращаются в достояние всего общества. В языке человек фиксирует свою мысль и бла­годаря этому имеет возможность подвергать её анализу как вне его лежа­щий объект. Язык является не только универсальным средством выраже­ния мысли, но и общения.


НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Виды знания – научное и вненаучное знание. Вненаучное знание – обыденное, мифологическое, религиозное и др. Научное знание – это знание, полученное в результате специальной теоретической и эмпи­рической деятельности людей.
Критерии научности – наука изучает спе­цифические объекты познания, не сводимые к объектам обыденного опы­та; использует специальные методы познания; специальный язык; харак­терны: системность, обоснованность, проверяемость на практике; ориен­тация на достижение истины.
Уровни научного познания теоретический и эмпи­рический. На каждом из этих уровней используются свои методы познания и результаты познания фиксируются в определённых формах. Отличия теоретического от эмпирического уровня: 1) по глубине проник­новения в объект исследования (на эмпирическом уровне познаются яв­ления, на теоретическом – сущность); 2) по методам исследования (на эмпирическом: наблюдение, измерение, эксперимент; на теоретическом: восхождение от абстрактного к конкретному, формализации, идеализации и др.) 3) по формам, в которых фиксируется результат познания (на эмпи­рическом уровне – это в основном факт; на теоретическом – гипотеза, теория).
Научные революции – это переход от одной структуры философ­ских оснований к другой, который означает пересмотр ранее сложивше­гося образа науки и типа рациональности, где философские основания – это философские идеи и принципы, которые используются в науке для обос­нования фундаментальных научных положений (например, переход от классической картины мира к релятивистской).
НАУКА И ТЕХНИКА

Техника – это совокупность искусственных средств, используемых в деятельности людей. Техника является одной из форм реализации науч­ных знаний. Поэтому развитие современной техники обусловлено разви­тием науки, которая теперь играет ведущую роль по отношению к техни­ке.

Философии техники фи­лософии, которая занимается осмыслением технической деятельности человека в широкой перспективе, зна­чения и перспектив тех­ники.

Техника и Этика – техническая деятельность человека не явля­ется нейтральной в этическом отношении, мораль­ным идеалом технической деятельности человека яв­ляется этика ответственности; техника как совокупность технических устройств есть знак всей деятельности человека и его ценностей.




ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.
Человек – целостное природное (естественное), духовное и об­щественное существо; он обладает особыми, родовымипризнаками и свойствами, отличающими его от всех других существ. Он «наделен» соз­нанием, абстрактным мышлением, развитой системой языка, в виде чле­нораздельной речи, и способностью к преобразовательной, трудовой дея­тельности, направленной на изменение природного мира, условий своей жизни и самого себя. Человек является общественным, социальным суще­ством, реализующим свою человеческую сущность только в обществе, и наделенный для этого необходимыми (в той или иной степени) качества­ми и способностями.
Общество – устойчивая система отношений между людьми, возникающую в процессе необходимой, совместной дея­тельности и становящуюся необходимым условием бытия. Вырабатывае­мые в процессе общественной жизни свойства, навыки и умения позво­ляют человеку утверждать свою индивидуальную и общественную сущ­ность и природу. Для сохранения, воспроизводства и развития своей родовой сущно­сти человек создает культуру.
Культура – устойчивая система ценно­стей (материальных, духовных и социальных), идеалов, норм, традиций и обычаев, регулирующих его отношение с природой, как естественной средой его жизни, с другими людьми и человеческими сообществами. Посредством культуры человек осваивает и преобразует природу, общест­венные отношения для реализации своих человеческих потребностей и интересов.


СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Структура общества. Общество является сложно организованной и иерархической систе­мой, с присущей структурой. В ней можно выделить материальные, эко­номические отношения, формирующиеся в процессе материального про­изводства, ядром которых является отношение к определенной форме собственности на средства производства.
Социальные отношения. Структурным элементом общества являются духовно-идеологические от­ношения, в которых люди осмысливают и выражают свое отношение к наличным условиям жизни; социально-политические отношения (политическая сфера жизни общества), в кото­рых они формируют и выражают свое отношение к существующей систе­ме власти и государству, его институтам, призванным охранять фунда­ментальные потребности, интересы и права всех членов общества и сис­тему общественных отношений, обеспечивающих возможность их реали­зации.
Гражданское общество – это наиболее оптимальная форма организации общества, соответст­вующей потребностям, интересам, правам и ожиданиям людей является