ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№№ п.п. | Группы инструментов | Инструменты |
1. | Инструменты индивидуальной поддержки | · компенсация затрат на содержание личного автомобиля при использовании его в служебных целях; · выделение неподотчетных дополнительных лимитов на представительские расходы; · оплачиваемые полисы в частных пенсионных и медицинских фондах; · компенсация коммунальных расходов и затрат на аренду жилья; · содействие в приобретении жилья; · возмещение затрат на обучение детей в платных образовательных учреждениях; |
2. | Инструменты групповой поддержки | · оплаченные краткосрочные туры; · оплаченные дорогостоящие культурные мероприятия; · корпоративные вечеринки и уик-энды; · оплаченные абонементы на посещение спортивно-оздоровительных объектов (стадионы, бассейны и т.п.); · прикрепление к платным медицинским учреждениям; |
3. | Инструменты коллективной поддержки | · различные формы материальной помощи; · содержание детских садов, лагерей летнего отдыха, турбаз, пансионатов и т.п. · оплачиваемый проезд на общественном транспорте; · дотируемое питание в столовой организации; · дотации на приобретение путевок и туров; · льготы по потребительским ссудам на различные цели; · доплаты к отпускным «на лечение». |
Вопрос 2. Организация психологической поддержки персонала.
Под психологической поддержкой понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержание в коллективе организации психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию кадрового направления деятельности. Ееприкладными задачамивыступают:
· обеспечение всем категориям сотрудников комфортной психологической среды для исполнения должностных функций, в первую очередь – защита от стрессов;
· идеологическое воспитание коллектива, нацеленное на формирование и поддержание отношений корпоративного и командного духа;
· предотвращение или оперативная ликвидация различных конфликтов.
В обеспечении психологической поддержки принимают участие нескольких управленческих инстанций. Основная нагрузка ложится на руководителей структурных подразделений, которые несут прямую ответственность за все аспекты их деятельности. Функции методического руководства, корпоративного контроля и непосредственного участия в коррекции психологического климата должны выполнять профессионалы в лице дипломированных психологов.Наконец, в мониторинге состояния психологического климата может принимать участие служба безопасности. Используя собственные источники и методы сбора информации, она способна оказать психологу и руководителям подразделений эффективную помощь.
При организации психологической поддержки персонала необходимо учитывать следующие методические требования:
· индивидуальный характер применения конкретных методов поддержки с учетом особенностей персонала конкретной организации и ее финансовых возможностей;
· приоритет методов профилактического характера;
· использование административных методов коррекции психологического климата лишь в очевидно кризисных ситуациях.
Для оценки эффективностипсихологической поддержки используются следующие критерии:
· динамика показателя «текучести кадров» в части инициативных увольнений;
· динамика показателя числа трудовых конфликтов;
· динамика числа заявлений от сотрудников о переводе в другое подразделение;
· динамика статистических данных, отражающих степень удовлетворенности сотрудников психологическим климатом в их коллективах;
· результаты независимого аудита состояния психологического климата.
При коррекции психологического климата в соответствии с рассмотренными ранее рекомендациями могут использоваться различные методы, типовой перечень которых отражен в приведенной ниже таблице. Отметим, что методы психологического характера обычно применяются на ранних стадиях развития выявленного конфликта или при относительно незначительном ухудшении психологического климата и требуют личного участия профессионального психолога. Методы административного характера, реализация которых находится в исключительной компетенции администрации
, применяются как на ранней стадии развития конфликтов, так и после выхода их в стадию кризисного развития.
Таблица 20.
Типовые методы коррекции психологического климата
Группа методов | Стадия конфликта | |
Зарождение и первичная стадия конфликта | Стадия кризисного развития | |
Методы психологического характера | · индивидуальные и групповые собеседования; · психотехнические сеансы; · деловые игры (в том числе «ролевые») с элементами ситуационного анализа; · индивидуальная психологическая диагностика; | · фокусированная психологическая помощь |
Методы административного характера | · дополнительное обучение недавно назначенного руководителя подразделения, ставшего инициатором конфликта или ухудшения психологического климата из-за недостаточного опыта (при подтверждении факта наличия у него необходимых личностных качеств); · перевод ценного для работодателя сотрудника, не сумевшего установить позитивные личностные коммуникации с коллегами по работе, в другое структурное подразделение; | · увольнение выявленного «возмутителей спокойствия» под любым возможным предлогом; · перевод на должность эксперта виновного в кризисной ситуации руководителя, у которого в процессе дополнительной проверки не подтвердилось наличие необходимых личностных качеств; · расформирование структурных подразделений, большинство сотрудников которого оказались вовлеченными в конфликт и, по заключению психолога, уже не способных восстановить прежние отношения; |
Вопросы для самопроверки:
1. Может ли непрофессиональное использование отдельных инструментов социально-психологической поддержки персонала спровоцировать межличностные конфликты в трудовых коллективах?
2. Насколько пригоден в отечественных условиях зарубежный опыт социально-психологической поддержки персонала?
3. Насколько эффективна политика социально-экономических льгот в современных условиях?
4. Насколько эффективна политика психологической поддержки персонала в РФ?
5. Обосновать основные методические требования к социальной политике банка?
6. Сформулируйте стратегическую цель и прикладные задачи подсистемы психологической поддержки персонала организации?
7. Определите возможные причины психологических конфликтов или ухудшения психологического климата в целом?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами: учебник. – М.: Маркет ДС, 2012. – 756 с. – (Университетская серия). – Глава 14, с.564-577; Глава 15, с.580-602.
Дополнительная литература:
1. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами. Учебник для бакалавров. – Дашков и К, 2013. – 389 с.
2. Лобачев З.Д. Социально-психологическая диагностика и аттестация персонала предприятия в условиях совершенствования кадровой политики. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 117 с.
3. Сайт журнала «Кадровое дело» - www.kdelo.ru
4. Сайт журнала «Управление персоналом» - http://www.top-personal.ru
5. Тематический портал - кадровый консалтинг - http://www.nkvclub.ru
6. Тематический портал - кадровый консалтинг портал - кадровое консультирование: подбор, оценка, адаптация, развитие и мотивация персонала - http://www.rcg-moscow.ru
7. Тематический портал - подборка информации для менеджеров по персоналу - http://www.hrm.ru
ID:1393316
[1] Часть 3, раздел 3, главы 10 – 13 ТК РФ
[2] Глава 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству» ТК РФ
[3] ГК РФ: глава 37 «Подряд», глава 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», глава 39 «Возмездное оказание услуг»
[4] Глава 27, ст. 180 ТК РФ
[5] Статьи 70 и 71 ТК РФ