Файл: Задачи изучения дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№№ п.п.

Группы инструментов

Инструменты

1.

Инструменты индивидуальной поддержки

·   компенсация затрат на содержание личного автомобиля при использовании его в служебных целях;

·   выделение неподотчетных дополнительных лимитов на представительские расходы;

·   оплачиваемые полисы в частных пенсионных и медицинских фондах;

·   компенсация коммунальных расходов и затрат на аренду жилья;

·   содействие в приобретении жилья;

·   возмещение затрат на обучение детей в платных образовательных учреждениях;

2.

Инструменты групповой поддержки

·   оплаченные краткосрочные туры;

·   оплаченные дорогостоящие культурные мероприятия;

·   корпоративные вечеринки и уик-энды;

·   оплаченные абонементы на посещение спортивно-оздоровительных объектов (стадионы, бассейны и т.п.);

·   прикрепление к платным медицинским учреждениям;

3.

Инструменты коллективной поддержки

·   различные формы материальной помощи;

·   содержание детских садов, лагерей летнего отдыха, турбаз, пансионатов и т.п.

·   оплачиваемый проезд на общественном транспорте;

·   дотируемое питание в столовой организации;

·   дотации на приобретение путевок и туров;

·   льготы по потребительским ссудам на различные цели;

·   доплаты к отпускным «на лечение».

 

Вопрос 2. Организация психологической поддержки персонала.

 

Под психологической поддержкой понимается совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержание в коллективе организации психологического климата, благоприятствующего эффективному функционированию кадрового направления деятельности. Ееприкладными задачамивыступают:

·     обеспечение всем категориям сотрудников комфортной психологической среды для исполнения должностных функций, в первую очередь – защита от стрессов;

·     идеологическое воспитание коллектива, нацеленное на формирование и поддержание отношений корпоративного и командного духа;


·     предотвращение или оперативная ликвидация различных конфликтов.

 

В обеспечении психологической поддержки принимают участие нескольких управленческих инстанций. Основная нагрузка ложится на руководителей структурных подразделений, которые несут прямую ответственность за все аспекты их деятельности. Функции методического руководства, корпоративного контроля и непосредственного участия в коррекции психологического климата должны выполнять профессионалы в лице дипломированных психологов.Наконец, в мониторинге состояния психологического климата может принимать участие служба безопасности. Используя собственные источники и методы сбора информации, она способна оказать психологу и руководителям подразделений эффективную помощь.

При организации психологической поддержки персонала необходимо учитывать следующие методические требования:

·     индивидуальный характер применения конкретных методов поддержки с учетом особенностей персонала конкретной организации и ее финансовых возможностей;

·     приоритет методов профилактического характера;

·     использование административных методов коррекции психологического климата лишь в очевидно кризисных ситуациях.

 

Для оценки эффективностипсихологической поддержки используются следующие критерии:

·     динамика показателя «текучести кадров» в части инициативных увольнений;

·     динамика показателя числа трудовых конфликтов;

·     динамика числа заявлений от сотрудников о переводе в другое подразделение;

·     динамика статистических данных, отражающих степень удовлетворенности сотрудников психологическим климатом в их коллективах;

·     результаты независимого аудита состояния психологического климата.

 

При коррекции психологического климата в соответствии с рассмотренными ранее рекомендациями могут использоваться различные методы, типовой перечень которых отражен в приведенной ниже таблице. Отметим, что методы психологического характера обычно применяются на ранних стадиях развития выявленного конфликта или при относительно незначительном ухудшении психологического климата и требуют личного участия профессионального психолога. Методы административного характера, реализация которых находится в исключительной компетенции администрации

, применяются как на ранней стадии развития конфликтов, так и после выхода их в стадию кризисного развития.

 

Таблица 20.

 

Типовые методы коррекции психологического климата

 

Группа методов

Стадия конфликта

Зарождение и первичная стадия конфликта

Стадия кризисного развития

Методы психологического характера

·      индивидуальные и групповые собеседования;

·      психотехнические сеансы;

·      деловые игры (в том числе «ролевые») с элементами ситуационного анализа;

·      индивидуальная психологическая диагностика;

·      фокусированная психологическая помощь

Методы административного характера

·      дополнительное обучение недавно назначенного руководителя подразделения, ставшего инициатором конфликта или ухудшения психологического климата из-за недостаточного опыта (при подтверждении факта наличия у него необходимых личностных качеств);

·      перевод ценного для работодателя сотрудника, не сумевшего установить позитивные личностные коммуникации с коллегами по работе, в другое структурное подразделение;

·      увольнение выявленного «возмутителей спокойствия» под любым возможным предлогом;

·      перевод на должность эксперта виновного в кризисной ситуации руководителя, у которого в процессе дополнительной проверки не подтвердилось наличие необходимых личностных качеств;

·      расформирование структурных подразделений, большинство сотрудников которого оказались вовлеченными в конфликт и, по заключению психолога, уже не способных восстановить прежние отношения;

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Может ли непрофессиональное использование отдельных инструментов социально-психологической поддержки персонала спровоцировать межличностные конфликты в трудовых коллективах?

2.  Насколько пригоден в отечественных условиях зарубежный опыт социально-психологической поддержки персонала?

3.  Насколько эффективна политика социально-экономических льгот в современных условиях?

4.  Насколько эффективна политика психологической поддержки персонала в РФ?


5.  Обосновать основные методические требования к социальной политике банка?

6.  Сформулируйте стратегическую цель и прикладные задачи подсистемы психологической поддержки персонала организации?

7.  Определите возможные причины психологических конфликтов или ухудшения психологического климата в целом?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами: учебник. – М.: Маркет ДС, 2012. – 756 с. – (Университетская серия). – Глава 14, с.564-577; Глава 15, с.580-602.

 

Дополнительная литература:

1.  Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами. Учебник для бакалавров. – Дашков и К, 2013. – 389 с.

2.  Лобачев З.Д. Социально-психологическая диагностика и аттестация персонала предприятия в условиях совершенствования кадровой политики. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 117 с.

3.  Сайт журнала «Кадровое дело» - www.kdelo.ru

4.  Сайт журнала «Управление персоналом» - http://www.top-personal.ru

5.  Тематический портал - кадровый консалтинг - http://www.nkvclub.ru

6.  Тематический портал - кадровый консалтинг портал - кадровое консультирование: подбор, оценка, адаптация, развитие и мотивация персонала - http://www.rcg-moscow.ru

7.  Тематический портал - подборка информации для менеджеров по персоналу - http://www.hrm.ru

 

ID:1393316

[1] Часть 3, раздел 3, главы 10 – 13 ТК РФ

[2] Глава 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству» ТК РФ

[3] ГК РФ: глава 37 «Подряд», глава 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», глава 39 «Возмездное оказание услуг»

[4] Глава 27, ст. 180 ТК РФ

[5] Статьи 70 и 71 ТК РФ