Файл: Задачи изучения дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Вопросы для самопроверки:

1.       Как организовать эффективную мотивационную подсистему в организации?

2.       Может ли непрофессиональное использование отдельных инструментов моральной мотивации спровоцировать межличностные конфликты в трудовых коллективах?

3.       Насколько пригоден в отечественных условиях зарубежный опыт мотивации персонала?

4.       Насколько эффективна политика социально-экономических льгот в современных условиях?

5.       Насколько эффективна политика моральной мотивации в РФ?

6.       Чем отличаются понятия «мотивация» и «трудовая мотивация»?

7.       В чем состоит основная угроза практической реализации концепции партисипативного управления в современных отечественных условиях?

8.       Почему подсистема мотивации персонала имеет в системе HR-менеджмента потенциально высококонфликтный характер?

9.       Какой главный фактор обуславливает специфику мотивации отечественного персонала?

10.  С чем связана нецелесообразность применения фиксированных должностных окладов как основного инструмента оплаты труда всех профессиональных категорий сотрудников организации?

11.  Почему участие в прибыли основной части трудового коллектива и топ менеджеры реализуется с использованием различных механизмов вознаграждений?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами: учебник. – М.: Маркет ДС, 2012. – 756 с. – (Университетская серия). – Глава 12, с. 436-503.

 

Дополнительная литература:

1.  Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами. Учебник для бакалавров. – Дашков и К, 2013. – 389 с.

2.  Носков Я.С. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 108 с.

3.  Сайт журнала «Кадровое дело» - www.kdelo.ru

4.  Сайт журнала «Управление персоналом» - http://www.top-personal.ru

5.  Тематический портал - кадровый консалтинг - http://www.nkvclub.ru

6.  Тематический портал - кадровый консалтинг портал - кадровое консультирование: подбор, оценка, адаптация, развитие и мотивация персонала - http://www.rcg-moscow.ru

7.  Тематический портал - подборка информации для менеджеров по персоналу - http://www.hrm.ru

 


Тема 6. Управление поведением персонала. Социальная и психологическая поддержка персонала организации

 

Цели и задачи.

Цели и задачи ознакомление с понятием, целями и прикладными методами организации социально-экономической и психологической поддержки персонала.

 

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

·     о месте и роли рассматриваемой подсистемы в системе HR-менеджмента современной организации;

·     о влиянии правильного выбора форм и инструментов социальной и психологической поддержки персонала на профилактику кадровых рисков организации;

·     о влиянии правильного выбора форм и инструментов данного вида поддержки персонала на состояние психологического климата в трудовом коллективе организации;

·     состав и функции субъектов управления, участвующих в разработке и эксплуатации подсистемы социально-психологической поддержки;

·     основные формы и инструменты социально-психологической поддержки, используемые в современной организации;

·     основные методические требования к организации подсистемы.

 

Приобретете следующие профессиональные компетенции:

·     умение распределять функции и полномочия в области социально-психологической поддержки персонала между инстанциями и должностными лицами организации;

·     умение обеспечить процесс эффективной эксплуатации подсистемы необходимыми ресурсами;

·     умение оценить эффективность используемых в конкретной организации технологий социально-психологической поддержки персонала, выявить их недостатки;

·     умение проводить мониторинг состояния психологического климата в трудовых коллективах, возможные причины его ухудшения;

·     умение применять методы профилактики и коррекции психологического климата.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

Индивидуальное досье – учетный документ строго конфиденциального характера. Содержитнаиболее полную и разностороннюю информацию о конкретном сотруднике, в том числе – полученную из неформальных источников. Включает рекомендации, обеспечивающие возможность индивидуального подхода к процессу оперативного управления деятельностью сотрудника.

Корпоративный дух 

 одна из приоритетных целей управления кадровым направлением деятельности, реализация которой во многом гарантирует высокую степень ответственности и лояльности наемных работников. Определяет состояние психологического климата, характеризующееся отношениями глубокой удовлетворенности у большинства работников фактом своей работы именно в данной организации, в данном трудовом коллективе, а также уважением к своему работодателю, преданностью корпоративным интересам компании.

Профессиональные компетенции – совокупность профессиональных знаний и навыков, наличие которых делает работника пригодным для замещения конкретного рабочего места в организации - работодателе.

Психологическая адаптация – элемент первичного развития нанятого сотрудника, направленный на ликвидацию психологического дискомфорта, связанного с необходимостью взаимодействия с новым для него трудовым коллективом.

Психологическая поддержка – операционная подсистема персонального менеджмента, целью которой является обеспечение состояния психологического климата, благоприятствующего эффективному решению стратегических и прикладных задач управления.

Психологический климат– состояние психологических взаимоотношений на всех уровнях управления в трудовом коллективе банка.

Социальные ориентиры работодателей – стратегические приоритеты собственников и топ-менеджеров организаций – работодателей в отношении к наемным работникам (как к одному из потребляемых ресурсов или как к человеческому капиталу), а также избранные ими стратегические подходы к регулированию внутрифирменного рынка труда.

Социальная ответственность работодателей одно из проявлений общей философии цивилизованного предпринимательства, отражающее осознанное понимание его субъектами необходимость личного содействия повышению социальной стабильности общества путем спонсорского участия в реализации государственных социальных программ и активной социальной политики на внутрифирменном рынке труда.

Стрессоопасность труда – степень угрозы стрессов (психологических перегрузок), характерная для определенного вида трудовой деятельности (группы рабочих мест или конкретной должности).


Трудовой коллектив - персонал конкретного структурного подразделения или организации в целом.

Трудовой менталитет (ментальность):исторически сформировавшееся под влиянием политических, социально-экономических, географических и природно-климатических факторов специфическое отношение конкретной нации к трудовой деятельности в широком смысле этого слова. В теории и практике персонального менеджмента рассматривается как совокупность характерных для конкретной нации поведенческих моделей и стереотипов, проявляющихся в отношении к труду вообще, работодателю, непосредственному руководителю, коллегам и подчиненным.

Центр психологической поддержки – специализированная консалтинговая фирма, на договорной основе оказывающая работодателям консультационную помощь по оптимизации психологического климата.

Человеческий фактор – управленческий термин, используемый для указания на влияние на какой-либо процесс или событие участвующего в нем человека или человеческого коллектива. Может использоваться в позитивном или негативном смыслах и подчеркивает непредсказуемость соответствующего влияния.

 

Обратите внимание на:

·     состав субъектов управления, задействованных в процессе формирования и эксплуатации подсистемы социально-психологической поддержки персонала;

·     основные формы социальной поддержки индивидуального, группового и коллективного характера, рекомендуемые для российских компаний;

·     стратегические подходы к организации такой поддержки. Распределение управленческих функций между службой персонала и руководителями структурных подразделений;

·     методы профилактики и коррекции психологического климата;

·     различия между функциями социальной и психологической поддержки персонала;

·     необходимость взаимодействия организации-работодателя с центрами психологической поддержки.

 

Вопросы темы:

1.  Организация социальной поддержки персонала.

2.  Организация психологической поддержки персонала.

 

Вопрос 1. Организация социальной поддержки персонала.

 

Социально-экономическая поддержка персонала является одним из направлений рассматриваемой подсистемы, выполняя в ней функции по обеспечению косвенной экономической мотивации всех категорий персонала. Такая 
поддержка направлена на удовлетворение жизненно важных для современного человека потребностей физиологического и культурного характера, а также - в признании их заслуг работодателем. При профессиональной организации и достаточности выделяемых финансовых ресурсов она обеспечивает реализацию нескольких прикладных задач:

·     обеспечить администрации дополнительные возможности для воздействия на сотрудников посредством разнообразных инструментов косвенной экономической мотивации;

·     повысить имидж организации на рынке труда как работодателя, обеспечивающего своему персоналу, наряду с другими условиями и возможностями, эффективную социальную поддержку;

·     создать дополнительные условия для формирования в трудовом коллективе отношений «корпоративного духа», как ответной реакции сотрудников на заботу об их социальных интересах, проявляемую работодателем;

·     улучшить качество человеческого капитала организации путем использования инструментов, обеспечивающих удовлетворение таких значимых потребностей, как сохранение хорошего здоровья, возможность полноценного отдыха и др.;

·     решить долгосрочные проблемы работодателя в обеспечении ответственными и лояльными сотрудниками нового поколения путем участия в получении профессионального образования и трудоустройстве детей собственных служащих;

·     обеспечить корректную оптимизацию налоговых платежей самого работодателя как плательщика ЕСН и его сотрудников как плательщиков НДФЛ.

 

Инструменты социальной поддержки.

Для успешного решения поставленных перед подсистемой задач, используемые в организации социальные льготы должны дифференцироваться на три группы:

·     льготы коллективного характера, в равной мере распространяющиеся на всех сотрудников и имеющие преимущественно психологическую направленность;

·     льготы группового характера, имеющие как мотивационную, так и психологическую направленность, и распространяющиеся на коллективы структурных подразделений, заслуживших особое поощрение со стороны администрации;

·     льготы индивидуального характера, распространяющиеся на наиболее ценные для работодателя категории сотрудников и имеющие преимущественно мотивационную направленность.

 

Таблица 19.

 

Типовые инструменты социально-экономической поддержки персонала