Файл: Задачи изучения дисциплины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·     механизм влияния закона соответствия спроса и предложения на ценовые характеристики товара рабочая сила;

·     роль внутрифирменного рынка труда с позиции теории и практики управления персоналом организации;

·     особенности практического проявления действиязакона непрерывного улучшения условий труда в государствах с исторически сформировавшейся и с переходной рыночной экономикой;

·     выделите элементы зарубежного опыта управления персоналом, актуальные для российских работодателей.

 

Вопросы темы:

1.  Понятие, роль, сегментация и структура рынка труда.

2.  Персонал организации как объект управления.

3.  Зарубежный опыт управления персоналом организации.

 

Вопрос 1. Понятие, роль, сегментация и структура рынка труда.

 

Рынок труда может определяться с двух позиций – как экономическая категория и как один из ресурсных рынков, с которым взаимодействует любая организация (предприятие, учреждение), использующая наемный труд. В первом случае рынок труда определяется как «совокупность социально-экономических отношений, связанных с процессом купли – продажи товара рабочая сила» и изучается в рамках дисциплин «макроэкономика» и «экономическая теория». В рамках настоящей дисциплины рынок труда рассматривается, прежде всего, в качестве одного из многих ресурсных рынков, предназначенного для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в трудовых ресурсах, необходимых им для достижения целей уставной деятельности.

Макроэкономическая роль рынка труда определяется выполняемыми им функциями, важнейшими из которых выступают:

С одной стороны, удовлетворение потребностей организаций – работодателей в наемном персонале, без которого не может осуществляться производственно-хозяйственная или иная уставная деятельность большинства из них.

С другой стороны, удовлетворение потребностей трудоспособных граждан как наемных работников в материальных и иных благах, получаемых от нанимателей в качестве компенсации за потребляемый ими товар рабочая сила.

В зависимости от индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта (организации, предприятия, учреждения), он может работать на различных сегментах рассматриваемого рынка.

Сегментация рынка труда осуществляется по ряду признаков:

По территориальному признаку выделяются:

·     мировой рынок труда;


·     национальные рынки труда;

·     региональные рынки труда.

 

По отраслевому признаку выделяются:

·     открытые отраслевые рынки;

·     замкнутые отраслевые рынки.

 

По признаку соотношения спроса и предложения выделяются:

·     трудоизбыточные рынки труда;

·     трудодефицитные рынки труда.

 

По признаку квалификации предлагаемых на рынке трудовых ресурсов выделяются:

·     рынок высококвалифицированных трудовых ресурсов;

·     рынок квалифицированных трудовых ресурсов;

·     рынок неквалифицированных трудовых ресурсов.

 

По возрастному признаку выделяются:

·     рынок молодых работников и специалистов (16-25 лет);

·     рынок трудовых ресурсов зрелого возраста (26-50 лет);

·     рынок трудовых ресурсов предпенсионного возраста (51-60 лет);

·     рынок трудовых ресурсов пенсионного возраста (более 60 лет).

 

По признаку позиционирования организации на рынке выделяются:

·     внешний для организации рынок труда;

·     внутрифирменный рынок труда.

 

Одним из характерных признаков современного рынка труда является процесс движение (или миграции) трудовых ресурсов между различными сегментами рынка труда. Так, выделяются процессы:

·     межстрановой миграции трудовых ресурсов;

·     межрегиональной миграции трудовых ресурсов;

·     межотраслевой миграции трудовых ресурсов;

·     внутриотраслевой миграции трудовых ресурсов;

·     внутрикорпоративной миграции трудовых ресурсов.

 

Структура рынка труда включает в себя следующие элементы:

·     юридические и физические лица – постоянные участники (субъекты) рынка, объединенные в определенные группы (категории) по функциональному признаку;

·     государство, выполняющее на данном рынке функции регулирования и надзора;

·     механизмы централизованного и децентрализованного регулирования рынка труда.

 

К постояннымучастникам рынка труда относятся:

Во-первых, основные субъекты рынка труда в лице:

·     наемных работников, осуществляющих предложение принадлежащего им товара «рабочая сила» потенциальным работодателям во временное и возмездное пользование;

·     работодателей (организаций, предприятий, учреждений любой формы собственности и организационно-правового статуса), предъявляющих спрос на товар рабочая сила с заранее определенными количественными и качественными характеристиками;



·     ассоциированные объединения основных субъектов рынка труда в лице профессиональных союзов наемных работников и ассоциаций работодателей, от имени своих членов вступающие друг с другом в договорные отношения (цели, характер и порядок оформления которых определяется действующим международным и национальным трудовым законодательством).

 

Во-вторых, государство в лице:

·     органов законодательной власти различного уровня, принимающие новые и вносящие необходимые изменения в законы, совокупность которых составляет трудовое законодательство конкретной страны;

·     органов исполнительной власти различного уровня, выполняющие на рынке труда регулирующие и надзорные функции в рамках полномочий, установленных в соответствующих законодательных и подзаконных актах.

 

В-третьих, сервисные структуры различной формы собственности и организационно-правового статуса на платной или безвозмездной основе оказывающие профильные услуги основным субъектам рынка труда:

·     профессиональные образовательные учреждения в составе:

o  центров первичной профессиональной ориентации и начального профессионального обучения;

o  средних профессиональных образовательных учреждений;

o  высших профессиональных образовательных учреждений;

o  центров повышения профессиональной квалификации и профессиональной переподготовки;

 

·     специализированные посредники на рынке труда в составе:

o  государственной службы занятости;

o  частных посредников (кадровых, рекрутинговых, аутстаффинговых агентств);

 

·     консалтинговых структур, оказывающих работодателям консультационную помощь по кадровому направлению их уставной деятельности;

·     юридических структур, оказывающих как работодателям, так и наемным работникам квалифицированную правовою помощь в форме консультаций и представительства их интересов в судебных инстанциях.

 

Централизованное регулирование рынка труда определяется как совокупность механизмов прямого и косвенного воздействия со стороны государства на инфраструктуру данного рынка и хозяйственное поведение всех его постоянных участников.

Субъектами централизованного регулирования рынка труда выступают:

·     органы законодательной власти различного уровня;


·     органы исполнительной власти различного уровня, уполномоченные в соответствии с действующим законодательством выполнять на рынке труда различные регулирующие и надзорные функции.

 

Главной целью централизованного регулирования рынка труда является обеспечение относительного паритета социально-экономических интересов основных категорий его участников в лице наемных работников и работодателей. Нарушение указанного паритета в любую сторону определяет негативные политические и макроэкономические последствия, а именно:

·     при нарушении паритета интересов в пользу работодателей – обострение социальной напряженности в обществе, вплоть до дестабилизации политической ситуации в масштабах конкретного региона или страны в целом;

·     при нарушении паритета интересов в пользу наемных работников – «бегство капиталов» с территории конкретной страны и региона, провоцирующее увеличение уровня безработицы и сокращение налогооблагаемой базы.

 

Основные инструменты централизованного регулирования рынка труда:

1.  Законодательные инструменты:

·     рекомендации Международной организации труда (МОТ);

·     национальное трудовое законодательство (основной инструмент);

·     налоговое законодательство (вспомогательный инструмент, обеспечивающий дополнительную мотивацию работодателей к участию в решении различных задач по развитию национального или региональных рынков труда).

 

2.  Экономические инструменты:

·     бюджетное финансирование программ, способствующих развитию инфраструктуры рынка труда (например, системы первичной профессиональной ориентации и профессиональной подготовки выпускников средней школы);

·     бюджетное финансирование организаций, оказывающих основным участникам рынка труда безвозмездные информационные, консалтинговые и юридические услуги;

·     бюджетное финансирование программ профессиональной переподготовки наемных работников на трудоизбыточных отраслевых рынках труда;

·     прямые дотации и субвенции трудоизбыточным регионам для создания новых рабочих мест;

·     механизм государственного заказа, способствующий созданию получившими его хозяйствующими субъектами новых рабочих мест.

 

Децентрализованное регулирование рынка труда определяется как совокупность механизмов саморегулирования данного рынка, не предполагающего вмешательства государства. В условиях рыночной экономики выполняет основные регулирующие функции, но требует обязательного дополнения механизмами централизованного регулирования.


Основные инструменты децентрализованного регулирования рынка труда - универсальные и специальные экономические законы.

Универсальными экономическими законами, регулирующими, в том числе, и рынок труда выступают:

Закон рыночной конкуренции, определяющий необходимость соперничества между всеми участниками рынка за возможность удовлетворения соответствующих потребностей (реализации собственных интересов) на наиболее выгодных условиях.

Для эффективного выполнения регулирующих функций указанный закон должен влиять на хозяйственное поведение:

·     продавцов товара рабочая сила (наемных работников), соперничающих между собою за право трудоустройство в организации, имеющие наиболее высокий рейтинг в качестве работодателей;

·     покупателей товара рабочая сила (организаций - работодателей), соперничающих между собою за возможность привлечь наиболее квалифицированных, ответственных и лояльных работников;

·     сервисных структур, соперничающих между собою за право реализовать профильные для себя услуги (образовательные, посреднические, консалтинговые, юридические) конкретным потребителям из числа главных участников рынка.

 

Закон соответствия спроса и предложения, определяющий, в первую очередь, ценовые характеристики как основного товара на данном рынке (рабочая сила), так и сервисных услуг.

 

Специальными экономическими законами, регулирующими исключительно рынок труда, выступают:

Закон перемены труда, отражающий естественную для большинства человеческих индивидуумов, как носителей товара рабочая сила, потребность в регулярном изменении перечня выполняемых трудовых функций, характера и места трудовой деятельности, реже – профессиональной специализации.

Закон перемены труда действует как на внешнем для работодателей, так и на внутрифирменном рынке труда. Мотивирует работодателей, не желающих столкнуться с высокой текучестью кадров, к созданию условий для полного раскрытия трудового потенциала своих работников, в том числе – путем обеспечения им возможности:

·     постоянного дополнительного обучения с целью обновления и приобретения новых профессиональных компетенций;

·     вертикальных и горизонтальных должностных перемещений.

 

Закон непрерывного улучшения условий труда, отражающий потребность наемных работников в постоянном повышении качества трудовой жизни, оцениваемого с использованием следующих основных критериев: