ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Философия эпохи Средневековья и Возрождения»
Периодизация и особенности философии Средних веков
В истории философии Средних веков выделяют два основных периода:
Патристика (2-8 в.) (Тертуллиан, Августин Блаженный)
Схоластика (9-14 в.) (Фома Аквинский)
Особенностями философии средних веков являются:
В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного.
Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами.
Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии.
Он дал пять доказательств существования Бога.
Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)
Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм).
Тема: «Философия эпохи Средневековья и Возрождения»
Выполнила работу
Студентка 034/33 группы
Макаренко Елена
Периодизация и особенности философии Средних веков
В истории философии Средних веков выделяют два основных периода:
Патристика (2-8 в.) (Тертуллиан, Августин Блаженный)
Схоластика (9-14 в.) (Фома Аквинский)
Особенностями философии средних веков являются:
- Подчиненное положение философии («служанка Богословия»)
- Теоцентризм (Бог – высшая реальность и причина всего)
- Креационизм (сотворение мира Богом из ничего)
- Догмат Божественного откровения как путь познания
- Принцип свободы воли в понимании человека
Философия Средних веков
Августин Аврелий - один из наиболее ярких мыслителей периода патристики, автор многих работ, в том числе и знаменитой «Исповеди».
В работе «О граде Божьем» рассматривал ход истории как борьбу двух царств – Земного и Небесного.
У человека есть выбор. Он может либо выбрать Земной град и «жить по плоти», забыв о Боге, но тогда его удел после смерти – подвергнуться наказанию вместе с дьяволом. Либо человек выбирает Небесный град, любовь к Богу и тогла после смерти он будет царствовать вместе с Богом.Августин оправдывал существующий порядок в обществе, где муж управляет женою, родители детьми, господа рабами, поскольку он установлен Богом.
Августин обосновал идею господства церкви над государством, Папы над монархами.
Августин Аврелий (354-430гг.)
Фома Аквинский - систематизатор схоластики, автор «томизма» – официальной доктрины католической церкви.
Аквинский считал, что и вера и разум участвуют в познании и могут давать истинное знание, но если разум противоречит вере, то он дает неистинное знание.
В мире есть вещи, познание которых доступно разуму, но есть и то, что для разума непознаваемо (сотворение мира, первородный грех, троичность Бога и т.д.).
Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, то что непознаваемо – предмет теологии.
Он дал пять доказательств существования Бога.
Фома Аквинский (1225-1274)
Философия Средних веков
Спор о природе универсалий
- Номинализм
Номиналисты – Росцелин, Пьер Абеляр утверждали, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума не существуют.
- Реализм Крупнейшие представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Эриугена полагали, что универсалии (например «человек», «животное») существуют реально, объективно, независимо от человеческого познания , наряду с конкретными людьми и животными. По мнению реалистов, тот, кто не может понять как несколько индивидов составляют одного человека не поймет как один Бог может быть един в трех лицах
Универсалии – предельно общие родовые понятия, предмет спора – соотношение общих родовых и видовых понятий и онтологический статус общих понятий
Основные направления в философии эпохи Возрождения (14-16в.)
Гуманизм | Данте, Петрарка |
Неоплатонизм | Н.Кузанский |
Натурфилософия | Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно |
Реформация | М.Лютер, Ж. Кальвин |
Утопический социализм | Т.Мор, Т. Кампанелла |
Политическая философия | Н.Макиавелли |
Философия эпохи Возрождения
Н.Кузанский создал пантеистическое учение, согласно которому нет разницы между миром и Богом, мир един, а Бог и Вселенная – одно и то же.
Он вывел закон совпадения противоположностей – Бога и природы, разума и веры, сущности и существования, максимума и минимума и т.д.
Иллюстрировал свои идеи примерами из математики: окружность при бесконечном увеличении радиуса превращается в прямую и т.д.
Николай Кузанский (1401-1464)
Философия эпохи Возрождения
Д.Бруно - сторонник учения Коперника, утверждал, что наша Вселенная бесконечна, не имеет центра, состоит из множества галактик.
Согласно Бруно не существует Бога, отдельно от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое (Пантеизм).
Джордано Бруно
(1548-1600)
Памятник Дж. Бруно в Риме