Файл: Муниципальное управление и его особенности на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Кафедра « Государственное и муниципальное управление»

Курсовая работа

По дисциплине

На тему

«Муниципальное управление и его особенности на современном этапе»

Студента 2 курса

Институт экономики, управления финансов

Заочная форма обучения

Направление подготовки: «Государственное и муниципальное управление»

Профиль: « Социально-правовое регулирование государственного управления»

Научный руководитель:

К.э.н.,

Москва

2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления…………..5

1.1 Понятие муниципального управления ……………………………………..5

1.2 Структура муниципального управления………………………………….11

Глава 2. Муниципальное управление: цель, объект, предмет, метод…13

2.1 Цель, объект и субъект муниципального управления ……………………13

2.2 Сущность муниципального управления, предмет и метод……………….22

Глава 3. Муниципальное управление в современной России: проблемы и перспективы………………………………………………………………….32

3.1 Проблемы реализации местного самоуправления………………………..32

3.2 Перспективы развития системы местного самоуправления и основные пути совершенствования………………………………………………………..36

Заключение…………………………………………………………………….…42

Список использованной литературы…………………………………………...45

Введение
Актуальность темы исследования. Ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьёзным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые, в свою очередь, сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают её государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счёт средств и ресурсов хозяйствующих субъектов и населения, территориальных образований, а также государства. К сожалению, проблема муниципального управления для Российской Федерации является практически не исследованной проблемой в плане практического применения для наших условий. Россия долгое время являлась авторитарным государством, в котором вопросы управления решались одним, или несколькими людьми – представителями элиты. Вначале это был монарх, а в XX веке – партийная элита КПСС. И только единичные исторические эпизоды можно отнести к проявлениям демократии. Именно поэтому, как показал анализ библиографических источников, теоретический аспект исследуемой проблемы имеет множество противоречий, как в определении основных понятий, так и в описании самого процесса муниципального управления. И если вопрос социального управления теоретиками раскрывается более-менее последовательно и согласованно, то вопросы муниципального управления требуют определённой доработки. Практическое отсутствие понятийного аппарата, создаёт проблему, как для теории муниципального управления, так и для практической реализации основных принципов демократии в РФ.


Степень разработанности темы исследования. - изученность исследуемой темы недостаточно высока.
Объект исследования - муниципальное образование.

Предмет исследования - формы организации муниципального управления, установленные законодательно и разработанные практически органами управления.

Цель исследования – изучение муниципального управления и его особенностей на современном этапе.

Задачи исследования:

- определить понятие муниципального управления;

- изучить структуру муниципального управления;

- рассмотреть цель, объект и субъект муниципального управления;

- осветить сущность муниципального управления, предмет и метод;

- охарактеризовать проблемы реализации местного самоуправления;

- проанализировать перспективы развития системы местного самоуправления и основные пути совершенствования.

Методы исследования. При написании данной работы автором были использованы такие методы исследование, как сравнительный метод, метод междисциплинарного исследования, системный анализ.

Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления

    1. Понятие муниципального управления


Муниципальное управление, являясь формой публичной власти, предусматривает наличие и деятельность в системе разного рода служащих и чиновников, которые обеспечивают решение проблем местного значения. В современном состоянии бытовой, социально-культурной и экономической инфраструктуры всех населенных пунктов без привлечения в административный аппарат профессионалов соответствующих инстанций невозможно обеспечить эффективное руководство хозяйством. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет муниципальное управление.

Конституция, разграничивая государственное и муниципальное управление, сформировала предпосылки для создания соответствующих институтов. Местная власть реализуется посредством деятельности специально образованных служб. Государственное и муниципальное управление охватывают разные сферы. Однако оба этих института существуют в интересах общества. Понятие и общие критерии формирования местной власти, правовые аспекты деятельности служащих сформулированы в Законе №25 "О муниципальной службе".



Муниципальное управление представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе, на соответствующей должности. Она не является выборной. По закону под должностью следует понимать служебное положение, предусмотренное в уставе муниципального образования в рамках региональных нормативных актов субъекта. Она предполагает определенные полномочия, касающиеся в первую очередь проблем местного значения. Муниципальные должности предусмотрены в соответствующих местных органах власти, сформированных в соответствии с уставом МО. Для каждого служебного положения устанавливается собственный круг обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данной инстанции, а также ответственность за их реализацию1.

Все они разделяются на выборные и прочие. Первые могут замещаться на основании муниципальных выборов, в соответствии с решением представительного или иного органа местной власти. Избрание касается, например, депутатов. Замещение прочих муниципальных должностей осуществляется посредством заключения трудового договора. Законом предусмотрена общая классификация.

В соответствии с ней, должности могут быть:

  • Высшими.

  • Главными.

  • Ведущими.

  • Старшими.

  • Младшими.

Региональными законами утверждаются специальные реестры. В них приводится конкретный список наименований должностей муниципального управления по данному субъекту. Они классифицируются по функциональным признакам, группам, избирательным комиссиям, инстанциям. При разграничении учитываются исторические и прочие особенности территории.

Местная власть реализуется в МО. В качестве него выступает сельское, городское поселение, их части, несколько пунктов, которые объединены общей территорией, или иная местность с жителями, в которых осуществляется муниципальное управление. Местными инстанциями являются выборные и прочие формирования, которые наделены полномочиями на решение проблем местного значения. Органы муниципального управления не входят в систему госучреждений. Перечень местных инстанций в каждом конкретном МО определяется его уставом.

Представительными муниципальными органами могут образовываться внебюджетные целевые фонды на условиях и в порядке, которые установлены в законодательстве. Местная власть в соответствии с нормами права РФ может выпускать лотереи и займы, выдавать кредиты, формировать банки и прочие финансовые учреждения. В качестве координирующего элемента структуры муниципального управления выступает глава МО. В его задачи входит, кроме прочего, обеспечение согласованной деятельности нижестоящих звеньев системы. Структурные подразделения – это управляющие элементы. Они формируют низший уровень администрации и осуществляют непосредственное взаимодействие с исполнительными местными инстанциями. В качестве последних выступают унитарные предприятия. Они исполняют определенные функции: производят какую-либо продукцию или оказывают услуги. Комплексная и целенаправленная деятельность исполнительных элементов МО является основой его функционирования
2.

Местная власть осуществляет муниципальное управление собственностью. В ее состав входят бюджетные средства, запасы внебюджетных фондов, природные ресурсы, земли. К ней также относят муниципальные организации и предприятия, их имущество, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и пр. В местный бюджет зачисляются налоги, штрафы, сборы, а также отчисления от федеральных, региональных и прочих платежей в соответствии с нормативными актами РФ. В случаях, которые предусмотрены в законодательстве, муниципальное управление собственностью осуществляет непосредственно само население.

На муниципальном уровне в его состав входят ЖКХ, учреждения бытового обслуживания, строительная промышленность, предприятия общественного питания, торговли и так далее. Однородные производства формируют соответствующие отрасли. Функции по управлению предприятиями в зависимости от содержания разделяются на межотраслевые и отраслевые. К первым относят организацию труда и его оплаты, долгосрочное прогнозирование и планирование, материально-техническое обеспечение, бухучет и прочее. Функции межотраслевого характера по своему содержанию практически не зависят от специфики предприятий. Муниципальное управление имуществом осуществляется соответствующими комитетами. В их ведении находятся доли (паи, акции) хозяйственных обществ смешанных форм, а также АО, сформированных в ходе приватизации. Муниципальное управление имуществом, представленным в виде инвестиций из бюджетных средств, а также привлеченных от физических и юр.лиц, осуществляет глава МО3.

Культурная сфера - сфера деятельности включает в себя решение проблем здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и прочих отраслей. Культура представляет собой область духовной жизни. Ее систему в МО составляют такие учреждения, как театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы. Муниципальное управление образованием представляет собой сравнительно самостоятельную, территориально обособленную часть. Она взаимодействует с прочими отраслями. Муниципальное управление города обеспечивает деятельность учреждений здравоохранения, социальной защиты.

В общей сложности муниципальное управление располагает такими функциональными возможностями, как:

  • принятие местного бюджета и администрирование региональных налогов;

  • выстраивание удобной, автономной по отношению к федеральной власти модели экономического развития, в частности, право создавать административно-бюрократические структуры по управлению муниципальной собственностью;

  • привлечение населения к решению наиболее важных вопросов, в частности, путем проведения местных референдумов.


Кроме того, в функции муниципалитета входит и управление муниципальной собственностью. Наиболее проблемными вопросами являются поддержка и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры и физического состояния жилого фонда. Дело в том, что большинство предприятий, отвечающих за развитие ЖКХ, либо приватизированы, либо проданы частным владельцам. Однако коммунальные сети по-прежнему находятся в муниципальной собственности, а потому возникает проблема совмещения интересов местной общины, администрации поселения и собственников энергокомпаний.

Принципы4:

  • Единоначалие и коллегиальность. руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных образований.

  • Законность требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона.

  • Гласность. Деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти.

  • Государственная гарантия предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления.

  • Участие населения в процессе управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни, расширять гласность.

  • Комплексность. «Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муниципального образования и разработки рекомендаций по управлению им.

  • Удовлетворение потребностей населения. обеспечении условий жизнедеятельности населения муниципальных образований и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения.

  • Сочетание отраслевого и территориального управления.

По территориальному принципу создаются системы управления, объединяющие производственные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории, связанные общими интересами социально-экономического развития для удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования.