Файл: Приоритетные направления демографического развития населения (на материалах мо Тоджинский муниципальный район Республики Тыва).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и управления АПК

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и управления АПК

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Сущность и содержание понятийного аппарата по демографическому развитию населения

1.2 Система показателей для оценки демографического развития населения

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ТОДЖИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

2.1 Общая характеристика муниципального района

2.2 Анализ состояния и тенденции демографического развития населения

2.3 Оценка муниципальных программ по регулированию демографического развития населения

ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТОДЖИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

3.1 SWOT – анализ социально-демографических процессов

3.2 Мероприятия по развитию социально-демографических процессов

Мероприятия, направленные на ослабление угроз представлены в таблице 9.

3.3 Параметры демографического развития населения на перспективу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

, в то время как среди мужчин увеличение составило всего 1,6%.

Наибольший удельный вес в структуре населения Тоджинского муниципального района приходится на жителей в возрасте 30-49 лет, при этом наблюдается уменьшение доли. 22,93 % приходится на жителей в возрасте 6-17 лет и 15,10 % - в возрасте 18-29 лет. В целом за анализируемый период общая структура населения по возрасту не меняется.

В структуре занятости населения основная доля приходится на занятых в сфере сельского, лесного хозяйства, 21 % населения заняты образованием и здравоохранением и социальными услугами, и 12 % в сфере строительства, всего 1% в сфере транспортировки и хранения.

Одним из статических показателей демографии является уровень безработицы, он определяет сколько безработных приходится на одного человека из категории экономически активного населения (Таблица 6).
Таблица 6 – Уровень безработицы


Наименование

2019

год

2020 год

2021 год

Число безработных, чел

362

354

342

Численность экономически активного населения, тыс.чел

4461

4488

4565

Уровень безработицы, %

8,1

7,9

7,5


Наблюдается тенденция снижения уровня безработицы, она обусловлена снижением числа безработных и увеличением числа экономически активного населения, вызванного общим увеличением числа населения. Темп безработицы в 2020 году составил 0,95, в 2021 году 0,93.

Одним из важных условий демографического развития населения являются денежные доходы населения (таблица 13).

В структуре доходов населения, численность населения с доходом меньше прожиточного минимума составляет 18,15 %, с доходом равным прожиточному минимуму - 54,65 %, с доходом больше прожиточного минимума 27,20 % .

На каждую тысячу населения в 2021 году приходится 4,56 умерших, что на 0,91 больше, чем в 2019 году. В 2020 году наблюдался рост данного показателя, однако в 2021 году показатель снизился ниже уровня 2021 года.

На каждую тысячу населения в 2021 году приходится 3,53 человек естественного прироста населения, данный показатель по сравнению с 2019 годом вырос на 2,16 раза.

К недостаткам общих демографических коэффициентов можно отнести тот факт, что на их результат оказывает влияние не только интенсивность демографических процессов, а также особенности возрастной, половой и иной структуры населения, для которого они исчисляются. В знаменатель же общих коэффициентов рождаемости,
брачности и разводимости входит часть населения, которая в анализируемом периоде не влияла на демографические процессы, отраженных в числителе, например, дети. Таким образом, можно утверждать, что анализ общих коэффициентов возможно применять только для грубой оценки демографических процессов [25].

На основании проведенного анализа демографического развития Тоджинского муниципального района 2019 - 2021 годы можно сделать следующие выводы:

  • наибольшую долю населения Тоджинского муниципального района составляют женщины, в 2022 году их доля составила 50,87 %, в то время как в 2019 году составляла 50,83 %. Данный факт обусловлен увеличением общей численности населения. Наибольшее увеличение в 3,3 % наблюдается среди женщин, в то время как среди мужчин увеличение составило всего 1,6%;

  • достаточно низкая продолжительность жизни;

  • в общей численности населения 57,2% приходится на трудоспособное население, 32,6% население моложе трудоспособного возраста, 10,2% население старше трудоспособного возраста;

  • наибольший удельный вес в структуре населения Тоджинского муниципального района приходится на жителей в возрасте 30-49 лет, при этом наблюдается уменьшение доли. 22,93% приходится на жителей в возрасте 6-17 лет и 15,10% - в возрасте 18-29 лет. В целом за анализируемый период общая структура населения по возрасту не меняется;

  • за 2019-2021 годы наблюдается положительная динамика роста естественного прироста населения, что говорит о скачке числа умерших и увеличении числа родившихся;

  • число браков за данный период уменьшилось на 28,8%, в то время как число разводов увеличилось на 69,4%;

  • число прибывших в Тоджинский муниципальный район в 2021 году по сравнению с 2019 годом увеличилось на 49,43%;

  • общее число выбывших в 2021 году по сравнению с 2019 годом снизилось на 8%. Число выбывших мужчин сократилось на 11,5%, женщин на 4,2%.



2.3 Оценка муниципальных программ по регулированию демографического развития населения


На развитие демографии непосредственно влияют муниципальные программы, действующие на территории муниципального района. К данным муниципальным программам Тоджинского муниципального района относятся муниципальные программы [26]:

-«Развитие системы образования и воспитания в Тоджинском кожууне»;

-«Сохранение и укрепление здоровья»;

-«Развитие культуры Тоджинского кожууна»;

-«Социальная поддержка населения Тоджинского кожууна»;

-«Безопасность на территории Тоджинского кожууна»;

-«Обеспечение жильем молодых семей в Тоджинском кожууне»;

«Создание условий для развития физической культуры и спорта в Тоджинском кожууне».

Основные цели и задачи, вышеперечисленных программ представлены в таблице 7.

Таблица 7  –  Основные цели и задачи муниципальных программ

Программа

Цель

Задачи

Бюджет

Развитие системы образования и воспитания в Тоджинском кожууне

Повышение доступности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным требованиям.

Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования. Создание условий для эффективного управления отраслью.


Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы составляет 424 405,31 рублей, в том числе:

12 083,2 рублей – средства федерального бюджета;

265 325,6 рублей – средства регионального бюджета;

146996,5 рублей – средства районного бюджета.

Сохранение и укрепление здоровья

Сохранение и укрепление здоровья населения, повышение уровня культуры и потенциала здоровья.

Создание комфортных условий в здравоохранении.


Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за период 2019-2021 годы составит 634 500 руб., в том числе:

тыс. руб. из бюджета района;

620 500 руб. из районного бюджета;

14000,00 руб. из внебюджетных источников.




Программа

Цель

Задачи

Бюджет

Социальная поддержка населения Тоджинского кожууна

Обеспечение граждан пожилого возраста информацией о принимаемых мерах по улучшению их правового, социально-экономического положения о предоставляемых социальных услугах организациями социального обслуживания;


Оказание срочной социальной помощи отдельным категориям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организация и проведение социально-значимых мероприятий, повышение качества предоставления социальных услуг.

Общий объем финансирования Программы за 2020-2022 годы составит 131 602,1 рублей


Развитие культуры Тоджинского кожууна

Укрепление иатериально-технической базы учреждений культуры района;

Улучшение организации библиотечного, культурно - досугового обслуживания населения

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 50 794,6 руб


Безопасность на территории Тоджинского кожууна

Обеспечение безопасности граждан на территории района;

Сокращение количества преступлений (правонарушений), противодействие терроризму и экстремизму и защита жизни граждан, последовательное снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение гибели людей в ЧС

Объем финансирования 20 220 руб.



Достижение целей муниципальных программ Тоджинского муниципального района окажет положительное влияние на демографическую обстановку района, а именно:

  • улучшение образования позволит детям раньше получать место в дошкольном учреждении, увеличится число мест в образовательных учреждениях, прибудут молодые учителя, улучшится качество образования;

  • улучшение жилищных условий населения: приток молодых специалистов, рост молодых семей, повышение рождаемости;

  • сохранение и развитие культурного наследия: расширение форм и улучшение качества оказываемых услуг, организация качественного досуга детей и молодежи, расширение возможностей самореализации;

  • развитие и популяризация физической культуры и массового спорта: улучшение здоровья населения, на фоне систематического занятия физической культурой и спортом, повышение качества жизни, развитие досуга подростков и молодежи, развитие видов спорта.

Можно сделать вывод, что в целом достижение целей муниципальных программ окажет влияние на рождаемость, увеличение числа прибывших, снижение числа убывших, рост зарегистрированных браков, увеличение численности населения.

Таким образом, проведя анализ состояния и тенденций развития населения в настоящее время к основным проблемам демографического характера в Тоджинском муниципальном районе относятся: низкий коэффициент рождаемости; увеличение смертности; рост населения старше трудоспособного возраста; низкая продолжительность жизни; снижение числа браков и увеличение числа разводов.

ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТОДЖИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

3.1 SWOT – анализ социально-демографических процессов


Проведение SWOT-анализа демографического анализа населения позволяет выделить сильные и слабые стороны демографической ситуации района, а также определить, что может угрожать развитию, а что наоборот может оказать положительное влияние [27].

Структура анализа представляет собой логическую цепочку. Сначала анализируются слабые стороны, отрицательные процессы, происходящие в районе. Далее рассматриваются угрозы, способные усугубить действия негативных внутренних факторов, воспрепятствовать развитию населения. Затем рассматриваются возможности – факторы, которые могут содействовать быстрому демографическому развитию. От анализа возможностей переходят к анализу сильных сторон – потенциала и ресурсов района. На основе SWOT- анализа определяются стратегии, приоритетные направления развития демографических процессов в Тоджинском районе (таблица 8).

Таблица 8- SWOT-анализ социально – демографических процессов


Внутренняя среда

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Повышение численности населения

1. Снижение продолжительности жизни населения

2. Повышение денежного дохода

2. Рост населения старше трудоспособного возраста




3. Низкий коэффициент рождаемости




4. Снижение числа браков и увеличение числа разводов

Внешняя среда

Возможности (O)

Угрозы (T)

1. Повышение качества медицинской помощи

1. Увеличение смертности населения

2. Дополнительная социальная поддержка граждан

2. Снижение уровня жизни

3. Расширение мер поддержки семей с детьми