Файл: Восточная Сибирь величие и суровость природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рессии. Люди применяли оружие или пытались убежать от хищника. И то и другое обычно приводило к трагедии.

Только через 30 лет численность и ареал (область распространения) хищников начали восстанавливаться. В географическом атласе Хабаровска, изданном в 1989 г., отмечено, что встречи с тигром стали возможны даже в Большехехцирском заповеднике, т. е. всего в нескольких километрах от города.

Энциклопедия для детей Аванта+.

Россия: физическая и экономическая география.(с. 624)
Дополнительный материал к инструктивной карточке № 4
«Широкая долина Амура наполняется наносами его притоков — ила и песка, обычных спутников наводнений. В местах обвалов у подмытых берегов видно, как располагаются они в последовательном порядке. В самом низу лежит песчано-галечниковый слой, над ним нижнеаллювиальная глина, а выше слои песка, потом опять глина и поверх нее почвенно-перегнойный (гумусовый) слой, поросший высоким вейником и тростником, длинные корни которых в белых и фиолетовых чехликах прорезывают всю толщу наносов. Около протоки из озера Петропавловского находится много песчано-илистых островов. Некоторые из них едва выступают из воды, другие имеют вид плоских релок, поросших травой и кустами лозняка. Пески перемещаются летом водою, а зимой — ветрами. Иногда зимой можно видеть поверх снега слой песку, который при вскрытии реки переносится вместе со льдом на значительные расстояния».

В.К.Арсеньев «В горах Сихотэ-Алиня»
Один из ярких символов Дальнего Востока — река Амур. Она начинается от места слияния забайкальских рек Шилка и Аргунь и, пересекая горные хребты и равнины, пробивается к Тихому океану. Это главная «улица» на юге Дальнего Востока, протянувшаяся только своей судоходной частью на 1550 км. Река многие годы служит основной транспортной линией, соединяющей десятки городов и сёл.

Долина Амура то расширяется до нескольких десятков километров, то сжимается в скалистых ущельях. По берегам привольно расстилаются пойменные луга и леса. Русло извивается, поворачивая то к северу, то к югу. Много­численные речные острова во время паводков часто скрываются под водой.

Крупная пойменная равнина со множеством озёр начинается ниже прорыва Амура через хребет Малый Хинган. Течение успокаивается, особенно после того, как в Амур впадает его большой приток — река Уссури. Здесь река работает на человека: по Амуру от Хабаровска до Николаевска безостановочно холят грузовые и пассажирские суда.


Весенние половодья не очень сильно изменяют уровень воды в Амуре. Основная масса атмосферных осадков выпадает в его бассейне во время муссонных дождей во второй половине лета. Тогда-то Амур и показывает свой буйный нрав. Его волны затопляют леса и луга, разрушают постройки и набережные. Во время паводка русло меняет очертания, исчезают и вновь появляются острова, смешаются устья притоков. С 1896 по 1986 г. Амур 84 раза выходил из берегов; при этом 8 раз уровень воды в реке поднимался более чем на 6 метров.

Энциклопедия для детей Аванта+. Россия: физическая и экономическая география.(с. 624)

Дополнительный материал к инструктивной карточке № 2
Камчатка и её вулканы — третий общеизвестный сим­вол Дальнего Востока. Говорят, что в Долине гейзеров (между вулканами Узон и Кихпиныч) можно принять горячую ванну, сварить суп без костра и просто полежать на тёплой земле. Есть здесь и своя «парилка» — кратер вулкана Бурлящий. Тишину в долине то и дело прерывают свист и шипение пара, кипящие фонтаны воды, подземный гул. Небольшие озёра часто покрываются пузырями газа. В Банном озере кальдеры Узон даже зимой температура воды около 40 °С!

Не менее живописны долины у подножий вулканов. Реки то бурлят на порогах, то широко растекаются по болотистым равнинам. Плотными группами стоят каменные берёзы с искривлёнными стволами. В поймах встречаются тополь, ольха, ива. Выше по склонам «огненных гор» по­являются заросли кедрового стланика и ольховника. Самый верхний пояс занимают мохово-лишайниковая тундра и голые скалы с налётом лишайников.

Энциклопедия для детей Аванта+.

Россия: физическая и экономическая география (с. 624).

Урок географии в 8 классе по теме:

« Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.»

в форме мини- проекта- как средство формирования УУД на уроках географии

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.



Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,

  • планирование действий по разрешению проблемы,

  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,

  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,

  • презентация “продукта” и его социальной значимости.

Я хочу остановиться на использовании мини-проектов для формирования метапредметных результатов обучения и УУД.

Что же такое мини-проект? Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  • мини-проекты,

  • краткосрочные,

  • долгосрочные.

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.


Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Вот так выглядит мною наиболее часто используемый вариант:

Проект на 2 урока

Урок №1

Подготовительный этап.

Этап планирования.

Начало этапа исследования.

Д\З

Продолжение исследования.

Результаты.

Изготовление продукта.

Урок №2

Представление проектов.

Рефлексия.

Д/З

Оформление проектной работы.


Разработка пары уроков “Путешествие по Дальнему Востоку с 8 -Тур” (8-й класс).

Комментарий : объединила 2 темы в одну-Природные комплексы и природные

ресурсы Дальнего Востока.

Тема

Путешествие по Дальнему Востоку с 8-Тур.

Тип уроков:

урок решения проектных задач.

Вид уроков:

урок-путешествие

Дидактическая задача уроков:

формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач

Цели уроков:

1. Образовательные:

-научить применять знания о географическом положении, рельефе, геологическом строении , полезных ископаемых, климате, водных и биологических ресурсах России и ее регионах на практике;

- оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;

-закрепить умения и навыки работы с физической , тектонической, климатической картой России;

2. Воспитательные:

- вовлечь в активную деятельность;

- формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;

- совершенствовать навыки общения.

3. Развивающие:

- совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, доп.литературой, Интернет-источниками);

- совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения;

- развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни;

- развивать коммуникативные навыки работы в группах;

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, карты России, пакет документов для работы в группах, фотографии, доп.информация.

Планируемые результаты

Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется каждой группой), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу).

Форма работы

Групповая, группы по 2 человека