ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.Подготовить рассказ о природе Якутии.
3 команда.
Задание в конверте: «Найти материал о Минусинской котловине, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф –«Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о Минусинской котловине.
4 команда.
Задание: «Найти материал о природе Алтая, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать.»
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о природе Алтая.
За две минуты до окончания срока учитель должен предупредить команды о том, что время заканчивается.
- Внимание! Время закончилось.
В процессе ответов каждый должен заполнять графы таблицы и анализируя образ территории , давать личную оценку каждому природному региону Восточной Сибири.
ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ Восточной Сибири
- Внимательно выслушав рассказы учащихся, отметьте нужную информацию в таблице.
- Проявляйте взаимоуважение и не перебивайте выступающих.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА –ориентир для ответа
Отличительные черты | П-ов Таймыр | Якутия | Сибирская тайга | Минусинская котловина | Горы Алтай |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Вызывается 1 команда секретных агентов для отчета.
-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.
Ответ команды по индивидуальному заданию, с показом по физической карте России.
- Спасибо, садитесь!
- Вызывается 2 команда. Слушаем ваше задание.
Ответ команды по тому же плану.
- Спасибо, садитесь!
- Вызывается следующая 3 команда.
- Прочитайте задание.
Ответы команды.
- Вызывается 4 команда. Ваш отчет!
- Спасибо, командам!
Подведение итогов, выставление оценок.
Спасибо за работу!
ПРИЛОЖЕНИЯ к уроку
1 команда. Задание в конверте:
«Найти материал о природе полуострова Таймыр, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе (сведения, приготовленные учителем).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории (использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о природе полуострова Таймыр.
Природа полуострова Таймыр.
Полуостров Таймыр – одна из наименее освоенных территорий России. Препятствием освоению служили горы Бырранга с ущельями и склонами, по которым рассыпаны нагромождения угловых камней. Кроме гор преградой является и озеро Таймыр, которое протянулось на 200 км, и плавание по нему на лодке опасно.
Главным препятствием к освоению севера Таймыра является отсутствие кустарникового топлива, которое использует коренное население тундры.
И по сей день Таймыр имеет стада диких оленей. На полуострове есть один из самых крупных в России Таймырский заповедник. Здесь не только охраняются естественные ландшафты, не измененные человеческой деятельностью, но и проведена акклиматизация овцебыков – животных тундры Северной Америки.
На лето в тундру прилетает огромное количество водоплавающих птиц: гусей, гаг, гагар, черных казарок и др. Здесь они выводят птенцов, а к осени, окрепнув, умножившись численно, улетают на места зимовок.
Горы Бырранга окутаны тайной неизвестности. Здесь до сих пор обитают снежные бараны – ровесники мамонтов.
Еще недавно считалось, что на Бырранге нет ледников. Но обнаружили и ледники на вершинах Бырранги. А первый ледник был обнаружен неожиданно на высоте 900 м. над уровнем океана, он так и назван был – Неожиданный. Может быть, это остаток того древнего ледника, который продвигался к югу, а затем растаял. А может быть это современный ледник, и он начало нового ледникового похода на юг? Выяснить это необходимо.
Если проехать по тундре с юга на север, то можно увидеть явное изменение ландшафтов от еловых или лиственничных лесков вдоль рек, которые сменят кустарниковая тундра из кустистой березы, ольхи, карликовых берез и ив. К северу меньше кустарников и на самых северных участках тундры мхи и лишайники, в которых прячется карликовая ива. На полуострове Таймыр даже тундры не доходят до берега океана, а меняются они на каменистые участки, покрытые накипными лишайниками. Часто поверхность не имеет никакой растительности – это арктическая пустыня.
Исследовать самый северный район России отваживались самые смелые первопроходцы. Многие экспедиции закончились трагически. Присутствие в экспедиции женщины тем более вызывает удивление и уважение. Мария Прончищева – жена руководителя третьего отряда Великой Северной экспедиции В.В. Прончищева (с 1733 по 1736 гг). Отряд исследовал побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до Хатангского залива и побережье полуострова Таймыр. В 1736 г. В.В. Прончищев тяжело заболел цингой и умер. Через 9 дней умерла от цинги Мария Прончищева. Их могилы находятся рядом. Нашел их в 1875 году геолог А.Л. Чекановский на берегу реки Оленек. В.В. Прончищеву было 33 года, а Марии 23 года. На берегу Прончищева на побережье
моря Лаптевых есть бухта Марии Прончищевой
2 команда.
Задание: «Найти материал о природе Якутии, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить красочно свое выступление, создав образ территории( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4.Подготовить рассказ о природе Якутии.
О природе Якутии.
Якутия – самая большая республика России. И самая холодная. Именно здесь находится Полюс Холода Северного полушария – Оймякон. Здесь в Оймяконской впадине температура опускалась до -71 С. Находится город Оймякон на Оймяконском нагорье на высоте 700 м над уровнем моря в долине реки Индигирки. Окружено нагорье Верхоянским хребтом и хребтом Тас-Кыстабыт. Зимой в котловину стекает холодный воздух, накапливается там и еще более охлаждается при антициклональной погоде. При подъеме вверх по склону хребта температура повышается. Явление это известно как инверсия.
Известный исследователь Северо-восточной Сибири Сергей Владимирович Обручев, будучи в Оймяконе, застал в 1926 году две деревянные церкви, юрту священника, здания школы и больницы, дом судьи и 4-5 юрт местных жителей. Сейчас Оймякон – город с десятками жилых домов, клубом, больницей, школой. Когда Обручев приехал в Оймякон в начале ноября, то столбик термометра показывал -42 С.
«В ноябре лютовали морозы. Ртуть в термометре замерзла, а спиртового термометра не было!..»
Есть в Якутии поговорка: «В Якутии 11 месяцев зима, а остальное время – лето». Зима длинная, но человек переносит якутские морозы легче, чем тридцатиградусный мороз в Москве. Якутский мороз без ветра и не пронизывает до костей. Якуты всю зиму ходят в обычных валенках, полушубках, шапках. Слышно в мороз дыхание человека: водяной пар, мгновенно замерзая, опадает ледяной шуршащей пылью. Лето якутское длится с конца мая и до середины сентября. Погода бывает даже жаркой (до +35 С).
Зимой растения страдают от холода, а летом – от засухи. В Якутии есть участки степей с ковылем, лиственничная тайга. Другие хвойные породы не выдерживают ни холодов, ни вечной мерзлоты.
Реки в Якутии зимой взрываются. Это река, сдавленная с одной стороны толстым (до 2 м) льдом, а с другой – вечной мерзлотой, разрывает лед и выливается наружу, очень быстро застывая и образуя ледяной бугор – наледь.
Дорогами в Якутии являются реки. Летом они судоходны – Лена, Вилюй, Тунгуски, а зимой – это автодороги. По мощному льду движутся автомобили. Иногда, попадая в вырвавшуюся наружу воду, машина идет по льду, а колеса ее в воде. Но вода на морозе быстро превращается в лед, и тогда автомобиль замерзает в наледи.
Якутия – это алмазы, драгоценные минералы, которые добывают здесь в «кимберлитовых трубках». Указывает на трубку зеленоватого цвета порода – кимберлит. Откуда в Якутии, на древней Сибирской платформе алмазы, которые образуются при огромном давлении и высочайших температурах? Такие условия возникают при взрывах и связаны с излиянием лавы. В Якутии очень большие площади заняты разливами застывшей лавы, образовавшими ступенчатый рельеф – траппы. С траппами и связаны алмазные месторождения. Центр алмазодобычи – город Мирный.
Вечная мерзлота – причина образования цепочек термокарстовых озер. Их в Якутии очень много. Весной в цепочках озер течет талая вода, а летом они зарастают травой. Якуты называют их отуряхи – травяные речки.
Мерзлые грунты оттаивают за лето на 1-2 метра, а на севере до 50 см. Подземные воды залегают под слоем вечной мерзлоты очень глубоко, для снабжения населения водой приходится бурить скважины под мерзлоту. Влияет мерзлота и на строительство. Строители знают, что мерзлоту надо сохранять, «консервировать», иначе дома будут проседать и разрушаться.
Мерзлота способствует образованию бугров с ледяным ядром – булгунняхов. При замерзании грунтовых вод (если они близко к поверхности) лед вспучивает почву, образуя бугор – гидролакколит – а по-якутски – булгуннях. Булгунняхи могут испортить пашню. Население использует мерзлые грунты как естественные холодильники.
3 команда.
Задание в конверте: «Найти материал о Минусинской котловине, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф –«Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить красочно свое выступление, создав образ территории (использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).