ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
География – 8 класс
Тема урока: «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»
Цели: формирование знаний учащихся об особенностях природы Восточной Сибири;
Задачи:
-
Изучить особенности географического положения, состава, геологического строения, рельефа. -
Сформировать представление о суровости природы Восточной Сибири. -
Сформировать представление о природе одного из крупнейших регионов, показать ее своеобразие. -
Развивать умение работать в группах; анализировать материал; работать с тематическими картами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, тектоническая карта России, тематические карты атласа, медиапроектор, презентация, карточки с тестовым заданием, конверт с письмом.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Сегодня на адрес нашей школы пришло письмо, адресованное именно вам, восьмиклассникам. Давайте его прочитаем!
(Учитель открывает конверт и читает письмо)
Письмо.
Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня зовут Географенок. Вы уже стали такими большими, а я помню, как впервые увидел вас маленькими, несмелыми шестиклашками, которые впервые пришли на урок географии. А я уже много-много лет встречал таких вот ребятишек, как вы, путешествовал вместе с ним по всем уголкам нашей планеты и провожал их в большую жизнь. Пришли вы и все эти годы я был рядом с вами в ваших странствиях, всегда оставаясь незамеченными. Мы побывали на всех материках Земли, избороздили все океаны, моря, реки, отдыхали в самых живописных уголках нашей планеты. Вместе с вами я вновь изучал быт и культуру многих народов, проживающих на Земле, заглядывал в самые глубокие пропасти и поднимался на самые высокие вершины. Вместе мы разгадывали загадки, которые так любит загадывать нам природа.
Теперь мы путешествуем по самой великой стране, нашей Родине – России. Мы уже побывали и в Центральной России, и в Поволжье, и на Кавказе, и на Урале и в Западной Сибири. Пришло время познакомиться с самым загадочным, самым красивым местом нашей страны – Восточной Сибирью. Это суровый край тайги и тундры, могучих хребтов и обширных равнин, жестоких зимних морозов и многолетней мерзлоты. По насыщенности недр полезными ископаемыми этот край нашей страны один из самых богатых.
Вы уже многое знаете, умеете работать с учебником, картами, атласом, находить дополнительную информацию. Поэтому я предлагаю вам поиграть. Согласны? Итак, вы должны разделиться на команды и выбрать капитана. На экране вы увидите задания. Их всего будет 4. Каждое задание позволит вам набрать определенное количество баллов за определенный промежуток времени. Команда, выполнившая верно все задания, уложившаяся во временные рамки, сможет набрать максимальное количество баллов и соответственно получит хорошие оценки. Ну а те, кто не сумеет справиться со всеми заданиями, смогут наверстать упущенное на следующем уроке.
Удачи вам, друзья! Не забывайте о времени!
-
Изучение нового материала.
Открывается презентация.
Слайд 1. Тема урока.
- Ребята, для того, чтобы приступить к выполнению первого задания, мы должны отгадать его название, восстановив правильно текст.
Слайд 2. (Состав территории).
- На выполнение первого задания вам дается 8 минут. Выполнив его правильно, вы сможете заработать 1 балл.
Слайд 3.
Вставьте в текст пропущенные слова и заработайте 1 балл.
Восточная Сибирь занимает площадь более __________. Здесь находится самая северная точка Азии - _______. На севере границей служит __________, на юге граничит с ___________ и ________.
В состав региона входят: 1)____________, 2)__________,
3) ______________, 4)______________, 5) __________,
6)_____________, 7) ________.
Протяженность территории с севера на юг более ______________.
Слайд 4 и 5 – Ключи для проверки.
Слайд 6. « яиротси яинеовсо йончотсов ирибис» (История освоения Восточной Сибири).
- Для того, чтобы выполнить второе задание, прочитайте текст учебника на стр.210 – 211. Время выполнения задания – 8 минут.
Слайд 7. Установите соответствие и заработайте 1 балл.
Первые поселения охотников и рыболовов | Первые походы русских в Западную Сибирь и появление первых сведений и Восточной Сибири. В русских летописях появилось название «Сибирская земля» |
Год основания города Мангазея | Казаками основано Туруханское зимовье. |
В этом году Мангазея была переименована в город Туруханск | Год основания Красноярска |
Проникновение казаков с Енисея в бассейн Лены и их продвижение к Тихому океану | Год основания Братского острога на Ангаре |
Включение Восточной Сибири в состав России | С этого периода во всей Восточной Сибири преобладающим стало русское население |
За 40 тыс.лет до н.э. | XV век |
1601 год | 1609 год |
1782 год | 1628 год |
1630 – 1649 годы | 1631 год |
XVIII век | Конец XVIII века |
Слайды 8-12 – Ключи для проверки задания.
Слайд 13. Конверт «босенонстиорипыдор» (Особенности природы). Для того, чтобы правильно выполнить задание, вам нужно будет поработать с картами атласа (физической и тектонической).
Заполните таблицу и заработайте 2 балла.
Формы рельефа | Состав | Геологическое строение | Полезные ископаемые |
1. Среднесибирское плоскогорье | Плато Путорана и др. | Сибирская платформа- древнейший участок земной коры | Железные руды, сырье для химической промышленности и др. |
| | | |
| | | |
Слайд 17. Конверт « мликат» (Климат).
Найдите ответы на вопросы (устно) и заработайте 1 балл.
-
В чем проявляется континентальность климата? -
Назовите главную причину, от которой зависит разность климатических условий в разных районах равнины. -
Как Азиатский (Сибирский) антициклон влияет на климат? -
Благодаря чему жители Сибири легко переносят очень сильные морозы? -
О каком явлении природы землепроходцы писали царю: «А в Якутском…хлебной пашни не чаять – земля-де, государь, в середине лета вся не растаивает»?
Слайды 18-22. Ключи для проверки задания.
Слайд 23.
-
Закрепление знаний. Выполнение теста.
-
Первые сведения о Восточной Сибири появились в России:
1) в XIII в. 2) в XV в. 3) в XVIII в. 4) в XIX в.
2. Мангазея, основанная в 1601 году в Западной Сибири, была перенесена позднее к устью Нижней Тунгуски и переименована в 1782 году:
1) в Красноярск 2) в Норильск 3) в Туруханск 4) в Братск
3. Первой женщиной, участвовавшей в составе Великой Северной экспедиции, была:
1) жена В.В. Прончищева 2) жена В.А. Обручева 3) жена командора Витуса Беринга
4. Среднесибирское плоскогорье расположено:
1) на щите 2) на складчатой области 3) на древней платформе 4) на молодой плите
5. Самые высокие горы Восточной Сибири:
1) Памир 2) Саяны 3) Алтай 4) Бырранга
6. самая высокая вершина Восточной Сибири:
1) г. Белуха 2) г. Победа 3) г. Камень
7. Климат Восточной Сибири:
1) умеренно континентальный 2) континентальный 3) резко континентальный
8. Самые холодные зимы наблюдаются:
1) в Оймяконе 2) в Красноярске 3) в Норильске 4) в Иркутске
9. Главная особенность циркуляции воздушных масс в Восточной Сибири:
1) господство Сибирского антициклона 2) западный перенос
3) преобладание циклонов
10. Куполовидные холмы с ледяным ядром:
1) тарыны 2) булгунняхи 3) отуряхи 4) трапы
Ответы: 1-2, 2-3, 3-1, 4-3, 5-3, 6-1, 7-3, 8-1, 9-1, 10-2.
4.Подведение итогов.
- Назовите особенности Восточной Сибири поочередно от каждой группы.
- Подсчитайте общее количество баллов, которые вы заработали за урок. Капитаны команд, отметьте самых активных участников вашей команды.
-
Домашнее задание: п.37
На выбор:
-
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Восточная Сибирь: прошлое и будущее». -
Разработать туристический маршрут по территории Восточной Сибири. Тематика маршрутов: историко-культурные памятники, природные уникумы, особо охраняемые территории, живописные места, животные и растения Восточной Сибири. -
Ответьте на вопрос: Почему Восточную Сибирь называют краем будущего? Приведите не менее трех доводов для этого утверждения.
Урок географии в 8 классе
Тема: "Природные комплексы Восточной Сибири".
Цель: познакомить учащихся с природными комплексами Восточной Сибири.
Задачи:
-
Создать мотивационную среду для самостоятельной деятельности учащихся через постановку проблемы. -
Развивать познавательные способности учащихся через самостоятельную работу в группах. -
Развивать творческие способности, умение анализировать и систематизировать материал . -
Развивать коммуникативную культуру. -
Развивать рефлексивные способности через самооценку и взаимооценку.
Оборудование: учебники географии 8 класс «Природа России»; физическая карта России; атласы 8 класса по географии; заготовки таблицы- 4шт.; иллюстрации по теме «Природные комплексы Восточной Сибири»; инструктивные карточки с заданиями по каждому комплексу, презентация "Природные районы Восточной Сибири".
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места ( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, папки с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией).
Учащиеся распределяются на 4 группы.
Создание проблемной ситуации.
Учитель встречает учащихся следующими словами:
Добрый день, коллеги! Руководитель разведывательного управления поручил мне передать вам следующую информацию. Вы – наши самые лучшие агенты. Вся информация, которую вы собирали для нашего управления в течение учебного времени, была очень ценной и могла быть использована другими агентами, как образец. Поэтому наше Управление именно вам предлагает выполнить задание особой важности. У вас 4 представителя . У каждой на столе – пакет с секретным заданием и все необходимое для его решения. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для осуществления секретной миссии – сбора информации.
После возвращения, вы должны будете отчитаться о выполнении задания.
Соперники оценят вас по следующим критериям:
- правильность изложения материала;
- полнота ответа;
-использование дополнительной информации;
- наглядность проекта;
- уважение к другой команде;
- время.
Время работы в команде – 15 минут. Время ответа – 5 минут.
Время пошло! (Звучит музыка).
Учитель подходит к командам , консультирует.
1 команда.
Задание в конверте: «Найти материал о природе полуострова Таймыр, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе (сведения, приготовленные учителем).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).
4. Подготовить рассказ о природе полуострова Таймыр.
2 команда.
Задание: «Найти материал о природе Якутии, подготовить информацию согласно инструктивной карточки и рассказать».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф «Природные комплексы Восточной Сибири»
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить красочно выступление, создав образ территории ( использовать рисунки, выбрать только те иллюстрации, которые отражают природные особенности вашего природного комплекса ).