Файл: Объекты управления и контекстуальная компетентность в управлении проектами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- каждая из фаз ограничена во времени и включает в себя работы, необходимые для достижения её целей;

- разбиение на фазы должно обеспечивать потребности в планировании и контроле работ по проекту для всех подразделений и организаций (учреждений), вовлечённых в проект.

Вместе с тем, в НТК 3.0 отмечается, что жизненный цикл проекта не следует путать с жизненным циклом создаваемого продукта (здание, сооружение, информационная система), поскольку в рамках жизненного цикла «продукта» могут запускаться несколько проектов, относящихся к различным фазам этих циклов. Интерпретируя данное положение с точки зрения применения УП в деятельности ИОГВ и МСУ, необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев, речь идёт не о жизненном цикле некоторого «продукта», а о жизненном цикле определённой «услуги» (образование, здравоохранение, транспорт, связь, безопасность, рекреация и пр.) в рамках которой может выполняться несколько проектов. Таким образом, жизненный цикл проекта, может быть вложенным в жизненный цикл услуги, которая предоставляется населению в рамках полномочий ИОГВ и МСУ.

Аналогичным образом, на различных фазах жизненного цикла администрации (региона или муниципалитета), могут запускаться проекты организационного развития, которые, как правило, имеют сложные многоуровневые взаимосвязи между проектами и жизненными циклами объекта, услуги (продукта) и/или административным органом управления (рисунок 13).




Рисунок 13 – Жизненные циклы администрации, услуги и проекта
Понимание взаимосвязей жизненных циклов проекта (программы, портфеля), услуги и административного органа управления (администрацией) региона или муниципалитета, позволяет определить и установить взаимосвязи между общим управлением, управлением проектами и управлением процессами предоставления услуг населению, а также способствует внедрению УП в деятельность ИОГВ и МСУ.
Вопросы:


  1. В чем состоит различие между проектом и проектированием?

  2. Сформулируйте два определения проекта принятые в НТК 3.0.

  3. Какие существуют основные признаки проекта?

  4. Почему для проекта связанного с изменениями систему управления ИОГВ и МСУ требуется уточнение и более детальная формулировка цели проекта, в отличие от хозяйствующего субъекта?

  5. Что такое программа и чем она отличается от портфеля?

  6. Дайте определение понятию «программа» с точки зрения методологии управления проектами

  7. Дайте определение понятию «портфель» с точки зрения методологии управления проектами.

  8. Какой критерий может быть использован для оценки эффективности внедрения проектного управления в деятельность ОГИВ и МСУ?

  9. Что такое функциональная матрица, и какие принципы заложены в её формирование?

  10. Приведите пример формирования функциональной матрицы и расчёта критерия эффективности реализации программы СЭР.

  11. Какой критерий может быть использован для оценки эффективности внедрения проектного управления в деятельность ИОГВ и МСУ?

  12. Что такое критерий успешности выполнения проекта и чем он отличается от критерия эффективности проекта?

  13. Какой минимальный срок реализации проекта по внедрению УП в деятельность ИОГВ и МСУ может быть установлен и на основании чего?

  14. В чем состоит принципиальное отличие между успехом проекта и успешностью управления проектом?

  15. Что такое жизненный цикл проекта?

  16. Что такое фаза (этап) проекта и какие фазы проекта существуют?

  17. Что такое веха жизненного цикла проекта и для чего она требуется при управлении проектом?

  18. Какие вехи жизненного цикла проекта существуют?

  19. Что учитывается при определении фаз жизненного цикла проекта?

  20. Как взаимосвязаны и чем отличаются жизненные циклы административного органа управления (администрации), услуги и проекта (программы, портфеля)?



3.2. Проектно-ориентированная деятельность в органах исполнительной власти и местного самоуправления
В современных отношениях между гражданским обществом и административными государственными структурами существует ряд тенденций, которые позволяют судить о том, что в деятельности ОГИВ и МСУ значительно возросла роль проектного подхода. К таким тенденциям относят6:

- переход от экстенсивного к интенсивному развитию на основе применения инновационных технологий административного управления включающих в себя: применение мотивационных механизмов, разработку и внедрение информационных систем УП, развитие конкуренции и пр.;

- сокращение времени предоставления услуг населению (жизненного цикла услуг и продуктов), в частности сроков их разработки и запуска;

- расширение «рынка» государственных и муниципальных услуг и требование их предоставление населению с учётом персональных потребностей.

С учётом этих тенденций в государственном и муниципальном управлении проектный подход используется всё шире и включает в себя не только деятельностью на стратегическом уровне управления, но и деятельность на тактическом, оперативном и даже операционном уровнях управления7.

Вместе с тем, необходимо отметить, что управление проектами в России, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в отличие от бизнеса, имеет различные приложения и не всегда применяется на системной и регулярной основе, как базовый механизм административного управления.

На федеральном уровне, УП применяется в основном как механизм реализации крупных программ и приоритетных национальных проектов. Известны следующие специализированные решения по УП для государственных органов власти на федеральном уровне8:

- управление приоритетными национальными проектами (ПНП) и целевыми программами по показателям, которое включает в себя:

  • разработку системы целевых индикаторов и контрольных показателей реализации ПНП и программ,

  • формирование содержания целевых государственных, федеральных, ведомственных и региональных программ, ориентированных на достижение установленных показателей;

  • создание системы мониторинга реализации ПНП и целевых программ.


- сетевое планирование ПНП и целевых программ, которое включает в себя разработку календарных (сетевых, сводных) планов мероприятий по реализации целевых программ (ЦП). Подготовка методических, регламентирующих материалов по их разработке и ведению (актуализации). Построение системы календарного планирования и контроля ПНП и ЦП. 

- проектный офис реализации ПНП и ЦП, к которым относятся: создание и запуск работы проектного офиса, определение функций, регламентов взаимодействия и методик работы, IT-поддержка, сопровождение на этапе начала работ, аутсорсинг функций проектного офиса.

- информационная поддержка процессов управления ПНП и ЦП, к которым относятся: комплексные решения на основе «Информационной системы управления целевыми программами (ИСУ ЦП)», а также решения выделенных задач: разработка и внедрение автоматизированных систем календарного планирования ПНП и ЦП, систем мониторинга реализации ПНП и ЦП, специализированных порталов управления ПНП и ЦП.  

Решения по управлению приоритетными национальными проектами и целевыми программами по показателям применялись:

- Администрацией Президента РФ (календарное планирование приоритетных национальных программ);

- Правительством РФ (создание системы мониторинга реализации проектов "Электронного правительства");

- Министерством экономического развития РФ (мониторинг и межведомственная координация задач внешнеэкономического блока Минэкономразвития России, 2010 – 2011 гг.);

- Министерством сельского хозяйства РФ (создание системы планирования и контроля реализации Государственной программы развития сельского хозяйства 2008-2012 гг.);

- Министерством здравоохранения и социального развития РФ (формирование и поддержка проектного офиса при реализации ПНП «Здоровье» и ФЦП «Дети России» 2006-2009 гг.) и пр.

На региональном уровне, УП применяется в основном как механизм реализации программ и приоритетных национальных и региональных проектов, отдельно можно выделить КСУП Белгородской области.

Известны следующие специализированные решения по УП для государственных органов власти на региональном уровне:

- Белгородская область, - комплексная система управления проектами. В 2010 году в рамках работы над КСУП Белгородской области была проработана нормативная база и созданы проектные офисы не только на уровне субъекта, но и в муниципальных образованиях, при этом государственные и муниципальные программы рассматриваются как портфели проектов с четкими показателями эффективности
9;

- Ханты-Мансийский автономный округ, - автоматизация управления приоритетными национальными проектами, 2006 г.;

- Томская область использовала проектный подход как инструмент при реализации проектов государственно-частного партнерства – 2013 г.;

- Свердловская область, Министерство экономики и департамент по труду и занятости - автоматизация управления региональными проектами;

- Волгоградская область, Министерство экономики и внешнеэкономических связей - автоматизация управления региональными проектами;

- пилотные проекты по внедрению проектного управления в Пензенской, Ярославской области, Пермском крае и в республике Башкортостан.

На муниципальном уровне, УП применяется фрагментарно и в основном в крупных городах, при этом проектные офисы не создаются. Исключением является механизм реализации муниципальных программ и приоритетных проектов в составе КСУП Белгородской области.

Оценивая существующее положение по УП в деятельности ИОГВ и МСУ в России на 1 августа 2014 года можно утверждать, что доля организаций применяемых в той или иной степени проектно-ориентированный подход на федеральном уровне составляет не более 2-5%, на региональном уровне 5-7%, а на муниципальном уровне сотые доли процентов. При этом если рассматривать проектно-ориентированную деятельность организаций ИОГВ и МСУ с системных позиций с учётом управления проектами в режиме постоянной работы, то таких организаций единицы.

Сравнивая существующее положение по проектной деятельности в ИОГВ и МСУ в России с аналогичным положением на западе, можно отметить, что уровень применения методологии управления проектами в государственных и муниципальных в организациях в количественном отношении, в десятки, а то и в сотни раз превышает российский10.

Рассматривая проектно-ориентированную деятельность с системных позиций, необходимо отметить, что она осуществляется проектно-ориентированной организацией (компанией), которая применяет проектное управление в качестве одного из основных подходов к управлению собственной деятельностью (см. рисунок 5, стр. 9).

При внедрении проектного подхода в деятельность ИОГВ и МСУ существенное (решающее) значение имеет заинтересованность руководства (первого лица) организаций государственной и муниципальной власти.


Показательным, в этом отношении, являются процессы внедрения и реализации проектного подхода в деятельность ИОГВ и МСУ в Белгородской области. Известно утверждение губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о том, что «Управление проектами — это не дань моде, а наша (Белгородской области) стратегия на годы вперёд. Другой альтернативы быть конкурентоспособным в управлении ещё никто не придумал»11.

Как уже отмечалось, сегодня КСУП Белгородской области обеспечивает реализацию проектно-ориентированной деятельности ИОГВ и МСУ, являясь, по сути, единственной подобной системой управления проектами в России. Эффективность её функционирования не вызывает никаких сомнений, поскольку за последние пять лет регион достиг в своём развитии высоких результатов, как в области социального, так и экономического развития12.

Проектная деятельность ИОГВ и МСУ в Белгородской области реализуется в соответствии с требованиями существующих международных и российских стандартов в области УП, а также с учетом рекомендаций по реализации УП в органах исполнительной власти в России 13.

Рассмотрим реализацию проектного подхода в Белгородской области.

Процесс управления проектами в деятельности ИОГВ и МСУ Белгородской области осуществляется поэтапно, рисунок 14.

Этап I (на рисунке 14 выделен в круге) подача заявки на открытие проекта, которые поступают от муниципальных образований, бизнеса и субъектов хозяйствования, общественных организаций.

Заявки регистрируются в информационной системе управления проектами (ИСУП) проектного офиса администрации Белгородской области14.



Рисунок 14 – Схема реализации управления проектами в администрации Белгородской области, где «клиент» это Web-интерфейс ИСУП

После регистрации заявки передаются на рассмотрение соответствующей отраслевой экспертной комиссии (ОЭК) 15. ОЭК по рассмотрению проектов при органе исполнительной власти является постоянно действующим совещательно­-консультационным органом, образованным в целях экспертного рассмотрения проектов, инициированных по профильной принадлежности в соответствии с Положением об управлении проектами в органах исполнительной власти Белгородской области16.

Основными целями и задачами ОЭК являются: