Файл: Методическое пособие по дисциплине Основы программирования 1С М. Мтуси, 2020. 55 с. Учебнометодическое пособие по дисциплине Основы программирования 1С.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство связи
Ордена Трудового Красного Знамени
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Московский технический университет связи и информатики
_________________________________________________________________
Кафедра «Корпоративные информационные системы»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Основы программирования в корпоративных информационных системах для студентов бакалавриата по направлению подготовки:
09.03.02 «Информационные системы и технологии» заочной формы обучения
Москва 2020 г.

2
УДК 004.4'2
Андреев И.А., Прокуровский А.А, Тутова Н.В. Тутов А.В. Учебно- методическое пособие по дисциплине «Основы программирования 1С» / М.:
МТУСИ, 2020.- 55 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы программирования
1С» предназначено для студентов-заочников, обучающихся в бакалавриате
МТУСИ, по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Содержание учебно-методического пособия соответствует основным вопросам, рассматриваемым в дисциплине
«Основы программирования 1С». Приведены задания на самостоятельную работу.

3
Содержание
Введение ................................................................................................................... 4 1.
Общие положения ........................................................................................... 4 1.1.
Задача ........................................................................................................... 4 1.2.
Создание новой информационной базы ................................................... 6 2.
Константы ...................................................................................................... 11 3.
Справочники .................................................................................................. 17 3.1.
Общее описание и назначение ................................................................ 17 3.2.
Иерархия .................................................................................................... 21 3.3.
Реквизиты справочника ........................................................................... 26 3.4.
Табличная часть ........................................................................................ 31 3.5.
Подчинение ............................................................................................... 34 3.6.
Форма. Форма списка, форма элемента ................................................. 36 4.
Перечисление ................................................................................................. 41 5.
Элементы управления формы ...................................................................... 44 5.1.
Поле ............................................................................................................ 44 5.1.1. Поле ввода ............................................................................................. 45 5.1.2. Поле флажка ......................................................................................... 46 5.1.3. Поле переключателя ............................................................................ 48 5.2.
Команда ..................................................................................................... 49 5.3.
Группа ........................................................................................................ 51 5.3.1. Обычная группа .................................................................................... 51 5.3.2. Командная панель ................................................................................ 52 5.3.3. Группа страниц ..................................................................................... 53 5.4.
Таблица ...................................................................................................... 54
Список литературы ............................................................................................... 55


4
Введение
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы программирования
1С»
предназначено для студентов, обучающихся в бакалавриате МТУСИ, по направлениям подготовки 15.03.04
«Автоматизация технологических процессов и производств»
. Содержание учебного пособия соответствует рабочей программе одноименной дисциплине.
В данном учебном пособии рассмотрен простой пример разработки конфигурации для учета продаж товаров торговой компании. Приведены задания для самостоятельной работы и контрольные вопросы.
Платформа «1С:Предприятие 8.3» предназначена для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями. С помощью неё создаются прикладные решения, которые называются
конфигурациями. Соответственно, «1С:Предприятие 8.3» имеет два режима работы: 1С:Предприятие (пользовательский режим) и Конфигуратор, предназначенный для разработчиков прикладных решений и администраторов
информационных баз данных. Разработчик создает прикладное решение в
Конфигураторе, а пользователь работает с прикладным решением в режиме
«1С:Предприятие». Информационная база может быть представлена в виде совокупности файлов на компьютере пользователя, а может располагаться на сервере и управляться современными системами управления базами данных.
Для выполнения примеров потребуется установка учебной версии платформы, которую можно бесплатно скачать с сайта https://online.1c.ru/catalog/free/learning.php
1. Общие положения
1.1. Задача
Разработку автоматизированной системы на платформе 1С:Предприятие продемонстрируем на примере. Пусть необходимо автоматизировать торговую компанию. Структурно компания состоит из администрации и отдела продаж, который в свою очередь разделен на оптовый и розничный отдел.
Для ведения кадрового учета необходимо хранить список сотрудников организации. Для каждого сотрудника необходимо иметь возможность указать сведения о его квалификации (где и когда он обучался), а так же сведения о его детях (рис. 1.1).

5
Рис. 1.1
Рис. 1.2

6
Рис. 1.3
Основная деятельность компании заключается в закупке и дальнейшей продаже товаров и оказания сопутствующих услуг. Необходимо вести перечень используемых товаров и услуг, поставщиков и покупателей. Все взаиморасчеты с контрагентами (поставщиками и покупателями) ведутся в разрезе договоров.
Оплата товара поставщику отражается документом «Списание денежных средств», поступление товаров документом «Приходная накладная». Следует предусмотреть возможность выплаты денежных средств не только поставщику, но и сотруднику компании.
Отгрузка товара покупателю отражается документом «Расходная накладная»
(рис. 1.2), а его оплата документом «Поступление денежных средств» (рис. 1.3).
По документу должна формироваться печатная форма.
1.2. Создание новой информационной базы
Первое, что необходимо сделать для решения поставленной учебной задачи, это создать новую информационную базу. Для этого на диске «С:\» создадим каталог
«\Знакомство с платформой», после чего запускаем систему «1С:Предприятие».
На экран будет выведен диалог «Запуск 1С:Предприятия» (рис.1.4).


7
Рис. 1.4
Создадим новую информационную базу, нажав кнопку «Добавить». Далее следуем инструкциям, появляющимся на экране. Поскольку создаем новую базу, в первом окне оставляем верхний вариант (рис. 1.5).
Рис. 1.5
Далее необходимо указать, что создается новая пустая база, а не типовая из шаблона, для чего выбираем нижний вариант (рис 1.6).

8
Рис. 1.6
Следующее, что необходимо сделать, это дать имя создаваемой базе. В нашем случае назовем базу «Знакомство с платформой» (рис. 1.7).
Рис. 1.7
После этого необходимо указать, где будут храниться данные, содержащиеся в нашей информационной базе. Для этого ранее нами была создана специальная папка, которую теперь необходимо указать в настройках (рис. 1.8).

9
Рис. 1.8
В следующем окне оставляем параметры запуска по умолчанию (рис. 1.9) и на этом создание новой информационной базы будет завершено.
Рис 1.9
Теперь после запуска "1С:Предприятия" у нас появится возможность работать с новой информационной базой (рис. 1.10), причем в обоих режимах, выбор

10 которых будет осуществляться нажатием на соответствующие кнопки "1С:Предприятие" или "Конфигуратор".
Рис. 1.10
Так как в нашей базе отсутствует структура для хранения какой-либо информации, то необходимо создать такую структуру, для чего необходимо открыть информационную базу в режиме конфигуратора. В открывшемся окне откроем окно «Конфигурация». Для этого выберем пункт меню Конфигурация-
Открыть конфигурацию (рис. 1.11).
Рис. 1.11
Открывается новое окно, представленное на рис. 1.12.

11
Рис. 1.12
Данное окно называется окном конфигурации, а содержащаяся в нем информация
деревом конфигурации.
Контрольные вопросы
1. Что такое конфигурируемость системы «1С:Предприятие»?
2. Из каких основных частей состоит система?
3. Что такое платформа, и что такое конфигурация?
4. Для чего используются разные режимы запуска системы «1С:Предприятие»?
5. Что такое дерево объектов конфигурации?
6. Что такое объекты конфигурации?
7. Что создает система на основе объектов конфигурации?
2. Константы
Начнем создавать конфигурацию с определения констант. Объект Константа
предназначен для хранения постоянной или условно-постоянной информации.
Важным является то, что одна константа предназначена для хранения только одного значения. В системе может быть произвольное количество констант.


12
Константы создаются в конфигураторе, но заполняются непосредственными значениями в пользовательском режиме.
При оформлении документов нам понадобится информация о генеральном директоре фирмы, ее наименовании и дате регистрации. Данная информация не будет меняться, поэтому для ее хранения можно использовать константу.
Поскольку константа предназначена для хранения одного значения, потребуется создать три константы.
Для создания новой константы в окне дерева объектов конфигурации правой кнопкой мышки на ветке Константы вызываем контекстное меню, в котором выбираем пункт Добавить (рис. 2.1).
Рис. 2.1
После того, как мы выберем данный пункт, на экране откроется новое окно, называемое Палитра свойств, в которой будут отражены свойства константы
(рис 2.2). Свойства можно сворачивать по группам, для удобства работы.
Рис. 2.2
Внешний вид палитры свойств можно изменить через контекстное меню по нажатию на правую кнопку мыши (рис. 2.3).

13
Рис. 2.3
В дальнейшем можно вызвать это окно двойным щелчком мыши на соответствующей ветке в окне дерева объектов конфигурации или через пункт
Свойства контекстного меню, вызванного правой кнопкой мышки (рис 2.4).
Рис. 2.4
Необходимо заполнить следующие поля:

14
Имя – идентификатор константы. Поскольку в системе может существовать произвольное количество констант, то необходимо однозначно идентифицировать каждую из них.
Синоним – удобное для пользователя название.
Тип данных – тип данных хранимых в константе. Для строкового типа данных необходимо указать предельную длину строки, а также способ ее хранения. В системе предусмотрена возможность хранить строки неограниченной длины.
Допустимая длина отражает системный способ реализации хранения строк. Строка может быть фиксированного размера, тогда свободное место дополняется пробелами, если сама хранимая строка короче. Или строка может быть переменной длины, т.е. для нее отводится памяти столько, сколько необходимо. В нашем случае будем использовать строку длиной
50 символов переменной допустимой длиной.
Таким образом, была создана структура данных, которая позволит хранить необходимую информацию, но не было определено, как именно называется организация. Для того чтобы задать непосредственно нужное значение, необходимо перейти в пользовательский режим, причем пользователь должен получить возможность использовать новый объект, который раньше отсутствовал. Для этого выбираем пункт меню Сервис - 1С:Предприятие (рис.
2.5) и последовательно подтверждаем необходимость обновления информационной базы (рис. 2.6 - рис. 2.8).
Рис. 2.5
Рис. 2.6


15
Рис. 2.7
После этого в открывшемся окне в режиме «1С:Предприятие» можно вводить значение константы (рис. 2.8-2.9).
Рис. 2.8
Рис. 2.9
Приступим к созданию следующей константы для учета ИНН фирмы. Повторим сделанные ранее действия. В окне дерева конфигурации обратите внимание на то, как изменился вид дерева – появились новые уровни вложенности. Правой кнопкой мышки на пункте Константы вызываем контекстное меню, в котором выбираем пункт Добавить (рис 2.10).
Рис. 2.10

16
Откроется палитра свойств создаваемой константы. Заполняем поля Имя и
Синоним, а тип данных указываем Число (рис. 2.11).
Рис. 2.11
Запустим «1С:Предприятие» в пользовательском режиме, чтобы указать ИНН компании. Так как была изменена структура хранения данных в базе (добавили новый объект), необходимо произвести реструктуризацию информационной базы. Процесс этот сложный, пользователь в момент изменения структуры объекта не может с ним работать, поэтому возможно появление следующего предупреждения (рис. 2.12):
Рис. 2.12
Данное сообщение указывает на то, что база открыта в пользовательском режиме, и для дальнейшей реструктуризации необходимо закрыть пользовательский режим. Только после обновления конфигурации базы данных пользователь может использовать новый объект. В результате можно заполнить значение константы (рис. 2.13).

17
Рис. 2.13
Этот пример достаточно ясно демонстрирует основы работы системы
«1С:Предприятие». На этапе конфигурирования создаются необходимые структуры для хранения информации и далее на этапе исполнения эти структуры заполняются необходимыми данными.
Самостоятельно
Создайте новую константу ГенеральныйДиректор для хранения в информационной
базе информации о генеральном директоре.
Контрольные вопросы
1. Какими способами можно добавить новый объект конфигурации?
2. Зачем нужна палитра свойств?
3. Что такое окно редактирования объекта конфигурации и в чем его отличие от палитры свойств?
4. Для чего предназначен объект конфигурации «Константа»?
5. Как создать новую константу?
6. Каким образом задается значения константы?
7. Что определяют свойства «Тип» и «Длина?»
8. Может ли значение константы изменяться пользователем в режиме
«1С:Предприятие»?
3. Справочники
3.1. Общее описание и назначение
Объект конфигурации Справочник предназначен для работы со списками данных. Как правило, в работе любой фирмы используются списки сотрудников,