Файл: 1 Характеристика и особенности маркетинга сферы услуг Особенности маркетинга услуг 1 Услуга как объект маркетинга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Качество и объем предоставляемых услуг пассажирам должно оцениваться по разработанным расписаниям и уровню планируемого его выполнения (плановой регулярности движения, которая определяется соотношением реального и требуемого выпуска подвижного состава на линию).

Показатель соответствия предложения спросу на перевозки на маршрутах ГУП КК "Автоколонна 1493" можно оценить с использованием данных обследований пассажиропотоков как отдельно по каждому показателю спроса, так и по интегральному показателю, определяемому виде отношения предлагаемых расписанием движения местокилометров к требуемому их объему согласно спросу. При этом учитывается, что "перепредложение" или излишнее предложение услуг по отдельным часам суток и маршрутам не должно перекрывать "недопредложение" по другим. Насколько совпадают требуемое согласно спросу движение подвижного состава ГУП КК "Автоколонна 1493" и заложенное в расписании, можно пронаблюдать по данным городских маршрутов Кропоткина, представленным в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Коэффициенты соответствия спросу на городских маршрутах автобусов г. Кропоткина













Номер маршрута

Коэффициент соответствия спросу в будние дни

Коэффициент соответствия спросу в будние дни




1

0,861

0,800




2

0,905

0,810




3

0,875

0,890




4

0,886

0,945




5

0,919

0,800




6

0,876

0,810




7

0,921

0,910




8

0,861

0,870




9

0,927

0,840




10

0,918

0,874




11

0,924

0,845




12

0,843

0,880




13

0,928

0,895




14

0,876

0,870

















Как следует из приведенных данных, расписания движения при определенном усредненном соответствии спроса и предложения построены так, что в отдельные периоды суток выполняется рейсов больше, чем требуется из условий эффективного использования подвижного состава. Это определено негибкостью используемых форм движения и неудовлетворительным качеством составленного расписания автобусов ГУП КК "Автоколонна 1493". Кроме того, при взаимной увязке показателей по различным маршрутам выявляется, что даже в периоды максимального спроса - "часы пик" недовыпуск подвижного состава по маршрутам существенно отличается от среднего по предприятию. В настоящее время в связи с развитием системы маршрутных такси целесообразно использование более гибких методов определения спроса и соответствующего ему объема движения на социальных маршрутах ГУП КК "Автоколонна 1493".

При этом нужно исходить из тех параметров, которые задают границы требуемому объему движения. Таковым является прямой (максимальный) пассажиропоток на наиболее загруженном участке маршрута по часам суток, так как требуемое количество рейсов, единиц подвижного состава и местокилометров на определенном маршруте в каждый период суток определяется пропорционально максимальному пассажиропотоку.

Следовательно, в управлении предложением услуг маршрутизированного ГПТ важно знание максимального спроса, так как он определяет величину предложения услуг, а все остальные параметры спроса в той или иной степени влияют на показатель конкурентоспособности предприятия и оказываемых им услуг. Периодичность, получаемые параметры обследований пассажиропотоков, проводимых в настоящее время и ранее предприятиями ГПТ, не соответствуют этому главному требованию:

- необходимо знание именно максимального пассажиропотока и его изменения, релевантные к операции определения потребного количества рейсов на маршруте. В зависимости от развития города и подвижности размещения пассажирообразующих и пассажиропоглащающих пунктов, их активности, целесообразная периодичность исследования максимального пассажиропотока может колебаться от 1 года до 1-2 месяцев. Как показывает опыт, а также возможности и целесообразность пересмотра расписаний движения, более частое исследование спроса на перевозки не имеет смысла.

Таким образом, планирование предложения и производственных мощностей ГУП КК "Автоколонна 1493" должно идти в расчете на пиковый спрос, но только не на весь объем, а на тот, который органы муниципального управления и предприятия ГПТ считают целесообразным, экономически выгодным и социально-необходимым удовлетворить.


При определении целесообразности принятия на себя обязательств по удовлетворению потребностей пассажиров, предоставлению им льгот по перевозке, ГУП КК "Автоколонна 1493" должно исходить из соотношения доходов и расходов по перевозке.

Если оценивать количественно относительную эффективность системы с общетеоретических позиций, то можно ее определить как "отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе системы". Стоимостное выражение количества единиц на входе определяется суммой затрат предприятия на израсходованные ресурсы по производству услуг (местокилометров), а количества единиц на выходе - полученные доходы (выручка и дотация) за использование услуг предприятий ГПТ. Такое понимание эффективности позволяет сформировать модель ее взаимосвязи с основными факторами:

Э = f(и, q, v, s, R, Тпасс,Тдот, у) (2.1)

где и - коэффициент использования транспортной продукции (местокиломеров);

q-вместимость подвижного состава определенной марки, мест;

v-скорость перемещения подвижных единиц;

s - себестоимость единицы пробега подвижного состава, руб/км;

R- регулярность движения подвижных единиц на маршрутах ГПТ;

tn- тариф, взимаемый с пассажиров;

td- удельная ставка дотации;

у- удельный вес льготных перевозок.

Так как затраты в системе ГПТ на 60-80% определяются пробегом подвижного состава на линии, то есть являются прямыми расходами, то именно уменьшение величины необходимого для обслуживания пассажиров (с определенным уровнем качества услуг) пробега является главным резервом роста эффективности функционирования системы работы.

Критерием оценки производственной (эксплуатационной)

эффективности может быть коэффициент использования (И)пассажирами предложенных местокилометров ( М):

И = Р / М, (2.2 )

где Р - выполненные (запланированные в расписании) пассажирокилометры, пкм.

Коэффициент потребления услуг ГПТ можно интерпретировать как коэффициент заполнения картограммы пассажиропотока по каждому часу суток. В статичном и усредненном варианте коэффициент потребления транспортных услуг можно интерпретировать как произведение двух коэффициентов использования транспортной продукции - коэффициента использования пробега и коэффициента использования вместимости.

Принимая во внимание тот факт, что для большинства предприятий -конкурентов ГУП КК "Автоколонна 1493" коэффициент использования пробега приближается к единице, можно сделать вывод, что основным фактором роста эффективности производства на пассажирском транспорте является рост коэффициента использования вместимости.


Как показывает анализ данных различных предприятий пассажирского транспорта, колебания коэффициента потребления услуг ГПТ определяются именно особенностями маршрутов (таблица 2.5). Размах вариации этого коэффициента превышает 100 процентов по разным маршрутам - от 0,3 до 0,7. При этом корреляционно- регрессионный и логический анализ зависимости затрат на перевозку и себестоимости перевозки 1 пассажира показал достаточно сильную связь затратных показателей с величиной коэффициента потребления услуг. При этом такая связь при всех инфляционных искажениях достаточно сильна по всем маршрутам города Кропоткина, а также подтверждается выборочными сопоставлениями по городам Армавир, Тихорецк.

Таблица 2.5 - Коэффициент потребления услуг городских автобусных маршрутов в г. Кропоткине
















Номер маршрута

Период с 7-00 до 8-00

Период с 12-00 до 13-00

В среднем за сутки




1

0,534

0,497

0,520




2

0,318

0,388

0,378




3

0,329

0,384

0,357




4

0,355

0,355

0,355




5

0,340

0,422

0,386




6

0,589

0,572

0,581




7

0,470

0,444

0,457




8

0,486

0,576

0,532




9

0,519

0,405

0,462




10

0,403

0,512

0,423




11

0,418

0,371

0,400




12

0,418

0,378

0,396




13

0,391

0,388

390




14

0,448

0,413

0,425




















Исходя из этого, можно сделать вывод, что и сам размер дотации (который в рациональном варианте должен определяться количеством и качеством предоставляемых услуг), и величина тарифа на проезд, и себестоимость поездки во многом определится эффективностью построения маршрутной сети, возможной неравномерностью пассажиропотока, а также, во взаимосвязи с ними, коэффициентом потребления транспортных услуг.

Следовательно, при планировании производственной деятельности, формировании предложения услуг ГУП КК "Автоколонна 1493" все усилия персонала должны быть направлены на увеличение коэффициента потребления услуг, что выражается, в первую очередь, ростом коэффициента использования вместимости. Резервы роста этого коэффициента заложены в более полном использовании методов и приемов маркетинга, особенно в его системе формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), которая позволит использовать ранее не используемые направления и участки маршрутов, а также увеличить нагрузку в непиковые периоды работы пассажирского транспорта. Именно в этом случае увеличение коэффициента использования вместимости произойдет без ухудшения условий проезда пассажиров, при сокращении объема предоставляемых услуг, что может также привести к росту коэффициента потребления.

Таким образом, ГУП КК "Автоколонна 1493" можно определить как предприятие с достаточно низким уровнем конкурентоспособности. В условиях, сложившихся на рынке пассажирских перевозок г. Кропоткина предприятию необходимо предпринять ряд кардинальных шагов, направленных на повышение его конкурентоспособности.

Выводы. Анализ маркетинговой среды предприятия показал, что уровень конкурентоспособности ГУП КК "Автоколонна 1493" настоящее время недостаточно высок. Предприятие находится в значительной степени зависимости от государства, которое контролирует ценовую политику предприятия, объем и структуру перевозок (маршрутные сети и др.). В тоже время, одной из причин низкого уровня конкурентоспособности является отсутствие на предприятии рыночной ориентации, полное игнорирование маркетинга как инструмента повышения конкурентоспособности. Несмотря на высокий производственно-технический потенциал, предприятие его практически не использует.