Файл: Введение Эмпирическая теория познания Ф. Бэкона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Джон Локк не говорил о полном отказе людей от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства. По договору об учреждении государства люди не отказываются от своих основных естественных прав, да и сам закон природы, а он отождествляется с законом разума, продолжает действовать и при государстве.

Именно этот закон определяет цели, характер и пределы полномочий и деятельности политической власти. Личность от рождения обладает, согласно Локку, тремя основными правами: 1)право на жизнь; 2) право на свободу; 3)право на собственность. Все эти права неотчуждаемы. Человек их не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах1.

По словам А.В. Галухина, «естественные и неотчуждаемые права человека в однородных нормативно закрепляемых положениях выражаются единой тройственной формулой «собственности»: право на жизнь, свободу и имущество. Единосущность естественных прав, эмалирующих из непреложной в себе целостности природного достояния, удостоверяется тем, что единым основанием их является естественный закон – вместилище истины»2.

Чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превратилась в абсолютную монархию, необходимо соответствующее разделение властей на законодательную, исполнительную и федеративную.

То есть, Локк определил разделение властей как необходимость. Особенно настойчиво он подчеркивает недопустимость сосредоточения в одном органе законодательной и исполнительной властей.

На закон и законность Джон Локк возлагал очень большие надежды. Закон в подлинном смысле – это не любое предписание, исходящее от законодательного органа. Законом может считаться только тот акт, который указывает человеку поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если же закон противоречит этому, то он не может считаться законом.

Проблема свободы отдельного человека и подданных в целом занимает ключевое место во всем учении Локка. Причем, он не просто декларирует желательность такой свободы, но и стремится теоретически обосновать ее необходимость в своих концепциях неотчуждаемых естественных прав, общественного договора об учреждении государства, индивидуального согласия на членство в данном государстве, разделения властей. Локк развил юридическую концепцию правопонимания. Значение учения Локка состоит в уяснении необходимой внутренней связи между свободой и правом, свободой и законом (естественным и гражданским). Локк связывает свободу с законом, наделяя тем самым понятия закона юридической характеристикой
1.

Согласно позиции Локка, в создаваемом людьми государстве люди не теряют «естественного состояния» свободы, то есть эта свобода, преобразуясь, сохраняется и в условиях государства. Свобода в государстве приобретает вид законности.

Эти представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействии отдельных частей (слагаемых) единой государственной власти легли в основу рождавшейся в XVII в. доктрины буржуазного конституционализма, в частности, они были подхвачены и развиты Ш.Монтескье2.

Таким образом, можно сделать вывод, что идеи Томаса Гоббса о гражданском обществе в методологическом плане оказались более прогрессивными, чем его общефилософские воззрения. Гражданское общество, по его мнению, не было просто суммой воль и стремлений составляющих его индивидов, а образовывало новую реальность.

Смысл учения Джона Локка состоит в том, что во имя прав человека и интересов общества необходимо установить пределы деятельности государства и связать его определёнными правилами. Если говорить в целом, то Локк был одним из первых мыслителей, кто осознал назревшую и уже фактически проявившуюся необходимость становления государственности нового типа.

Заключение
Философы Нового времени, откликаясь на запросы теории и практики, потребности естественных наук, активно разрабатывали методы научного познания. Путь, разработанный Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом. Бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной. Метод же Декарта – рационалистическим.

Декарт отдавал должное опытно-экспериментальным исследованиям в естественных науках, он неоднократно подчеркивал значение опыта в научном познании. Но научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической.

Опираясь на традицию номинализма, Т. Гоббс рассматривал мир как множество физических тел. Одним из таких тел является человек. Он является творцом искусственных тел цивилизации, культуры, общества. Важнейшим из этих искусственных тел является государство. Главным источником познания является чувственный опыт. Он превращается в науку тогда, когда упорядочивается с помощью языка. Разновидностью языка или знаковой системы Т. Гоббс считал математику, признавая ее, в отличие от Бэкона, основой научного познания.



Д. Локк постулировал очень важную вещь: справедливость как основа нравственности дана человеку от природы. Основная мысль учения Джона Локка состоит в том, что во имя прав человека и интересов общества необходимо установить пределы деятельности государства и связать его определёнными правилами. Если говорить в целом, то Локк был одним из первых мыслителей, кто осознал назревшую и уже фактически проявившуюся необходимость становления государственности нового типа.

Список использованной литературы

1. Абукарова М.У. Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4.

2. Айбатов ММ. История политических и правовых учений: Курс лекций. Махачкала, 2018.

3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 2017.

4. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СПб., 2016.

5. Апрелева В.А. Философия Учебник. Курган. 2016.

6. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Соч. Т.2. М., 2006.

7. Бертран Р. История западной философии. Ростов н/Д., 2015.

8. Бутенко Н.А. О методологии науки в сочинениях Ф. Бэкона и Р. Декарта // Инновационная наука. 2016. № 4.

9. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.,1995.

10. Гайденко П.П. «История Новоевропейской философии в ее связи с наукой». М., 2016.

11. Галухин А.В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

12. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения: В 2-х тт. Т.1. М., 1989.

13. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т.1. М., 1989.

14. Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Соч: в 2 т. Т.1. М., 1989.

15. Дидикин А.Б. Современные теории естественного права и классическая традиция // Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. № 2.

16. Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. СПб.: Наука, 2017.

17. Мархинин В.В. Лекции по философии науки: учебное пособие. М., 2014.

18. Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса // Гоббс Т. Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М., 1989.

19. Тимкин С. История естествознания. Курс лекций. М., 2017.

20. Философия. Учебник. Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д.Грачева Ставрополь, 2016.

1 Философия. Учебник. Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева Ставрополь, 2018. С. 208.


1 Бэкон Ф. Новая Атлантида. Соч. Т.2. 1999. С. 499.

2 Апрелева В.А. Философия Учебник. Курган. 2016. С. 133.

1 Гайденко П.П. «История Новоевропейской философии в ее связи с наукой». М., 2015. С. 111.

2 Мархинин В.В. Лекции по философии науки: учебное пособие. М., 2014. С. 170.

3 Тимкин С. История естествознания. Курс лекций. М., 2018. С. 315.

1 Хрестоматия по истории философии. Хрестоматия. Учебное пособие для вузов. М., 2017. С. 319.

1 Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СПб., 2016. С. 10.

2 Бутенко Н.А. О методологии науки в сочинениях Ф. Бэкона и Р. Декарта // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 61.

1 Мархинин В.В. Лекции по философии науки: учебное пособие. М., 2014. С. 172.

2 Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Соч: в 2 т. Т.1. М., 1989. С. 112.

1 Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 2017. С. 23.

1 Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Декарт Р. Соч.: в 2 т. Т.1. М., 1989.

2 Кармин А.С. Интуиция. Философские концепции и научное исследование. СПб., 2018. С. 39.

1 Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса // Гоббс Т. Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М., 1989. С. 44.

2 Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения: В 2-х тт. Т.1. М., 1989. С. 278.

1 Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения: В 2-х тт. Т.1. М., 1989. С. 280.

2 Там же. С. 281.

1 Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М.,1995. С.17.

2 Гоббс Т.О гражданине // Гоббс Т. Сочинения: В 2-х тт. Т.1. М., 1989. С. 285.

3 Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч.1. История гражданского общества в социальной мысли. М., 2017. С. 45.

1 Дидикин А.Б. Современные теории естественного права и классическая традиция // Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. № 2. С. 419.

2 Абукарова М.У. Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 148.

1 Рассел Бертран. История западной философии. Ростов н/Д., 2016. С. 169.

2 Галухин А.В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 243.

1 Галухин А.В. Идеал правопорядка в учении Джона Локка. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 243.


2 Айбатов ММ. История политических и правовых учений: Курс лекций. Махачкала, 2018. С. 182.