Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
БАКАЛАВРА
по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»,
Профиль «Начальное образование»
Дисциплина «Методика преподавания русского языка и литературного чтения»
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 1.1. Соответствие темы и содержания курсовой работы уровню студенческой исследовательской работы нет частично да 1.2. Степень самостоятельности и глубина проработки проблемы исследования низкая средняя высокая 1.3. Стиль и грамотность изложения низкая средняя высокая 1.4. Соблюдение требований к оформлению курсовой работы нет частично да 1.5. Обзор психолого-педагогических теорий, подходов, концепций изучаемого явления, анализ изученной литературы Недостаточно полный полный 1.6. Степень разработанности практической части исследования, практическая значимость результатов низкая средняя высокая ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА______ Дата_______________________________________ Подпись _______________ | | Выполнила: студентка заочной формы обучения 4 курса группы ПП-НО_3b192 психолого-педагогического факультета Ковалева Ирина Михайловна Научный руководитель: кандидат филол. наук доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Иванова Надежда Андреевна |
Воронеж – 2023
Оглавление
Введение | 3 |
Глава I. Теоретические аспекты изучения речевого развитие младших школьников в процессе организации проектной деятельности | 5 |
1.1 Организации проектной деятельности младших школьников | 5 |
1.2 Развитие речи в младшем школьном возрасте | 11 |
1.3 Проектная деятельность как средство развития речи младших школьников | 15 |
Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников в образовательном процессе | 19 |
2.1 Возможности проектной деятельности в речевом развитие младших школьников | 19 |
2.2 Примеры проектов, способствующих речевому развитию младших школьников | 24 |
Заключение | 35 |
Список использованных источников | 37 |
Приложение | 39 |
Введение
Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования (традиционную, систему Л. В. Занкова, систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова).
При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80% педагогов — приверженцы традиционной системы обучения, используют многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по математике под редакцией М. И. Моро и по русскому языку Т. Г. Рамзаевой.
Один из ответов на эти вопросы связан с продолжением ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки, несмотря на то, что во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании.
Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования эксперты вновь фиксируют: «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности — правильного
понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля… Общий вывод: учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками». А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы — неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.
Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Цель работы: изучение основы технологии проектного обучения младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения речевого развитие младших школьников в процессе организации проектной деятельности;
- проанализировать организацию проектной деятельности младших школьников в образовательном процессе.
Глава I. Теоретические аспекты изучения речевого развитие младших школьников в процессе организации проектной деятельности
1.1 Организации проектной деятельности младших школьников
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе [9].
Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Сегодня возникает необходимость применять новые методы и формы, позволяющие развиваться ребёнку [13].
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов [12].
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует формированию коммуникативных УУД.
Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей. Преобразования в обществе, изменения в Российском образовании требуют от учителя нового подхода к процессу обучения. Сегодня важны не столько знания, сколько умения их добывать и применять в жизни.
Проектная деятельность в начальной школе – это творческая деятельность учеников под руководством учителя, направленная на развитие познавательных способностей. Выполнение проектов дает возможность ребятам проявить свои организаторские и творческие способности.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи проекта. Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами нашего лицея, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач: повышение интереса к предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по заданной теме [9].
«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы.