Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования воронежский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- провести анализ и результативность проделанной работы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – организационный. Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации.

Второй этап – практический. Включает непосредственное создание проекта.

Третий этап – заключительный. Презентация авторского проекта.

Основные требования к использованию метода проектов в коррекционно-логопедической работе:

- в основе любого проекта лежит речевая проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

- проект – это «игра всерьёз», результаты ее значимы для обучающихся и взрослых;

- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога/специалиста), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний на практике. Это позволит ученику «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности, усвоить больший объем информации [4].

Логопедические проекты направлены на создание условий для полноценного речевого развития школьников и имеют различные направления: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ученика и родителей.

Представлю логопедический проект «Дыхательная гимнастика».

Задачи:

- формирование у детей понятия о правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;

- приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;

- формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;

- привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.


Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Содержание работы с детьми:

- развитие силы и целенаправленности воздушной струи при коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях;

- игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;

- изготовление пособий для дыхательной гимнастики.

Содержание работы с семьей:

- консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»;

- памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать», «Упражнения для развития дыхания»;

- совместное с детьми изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.

Содержание работы с педагогами:

- консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;

- изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;

- практическое применение результатов детско-родительского творчества.

Практический результат проекта:

- оформление выставки «Дыхательная гимнастика»;

- практическое применение продуктов проекта в формировании речевого дыхания.

Метод проектов в работе с детьми – это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе школьного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Проектная деятельность дает детям возможности синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
2.2 Примеры проектов, способствующих речевому развитию младших школьников
1 «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка»

для обучающихся 3 - 4 классов

Задачи:

  1. Познакомить детей с русскими пословицами и поговорками.

  2. Дать представление об отличии пословиц от поговорок.

  3. Развивать внимание, мышление, артистические способности.

  4. Расширять лексический запас детей.

Ход мероприятия:

Русский язык богат пословицами и поговорками. Меткие, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно. Я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование


1 тур «Разминка»

Назовите конец пословицы

Труд кормит, а лень ……портит.

Делу - время, потехе -…. Час.

Один в поле не……воин.

У страха глаза…..велики.

Ученье - свет, а неученье-……тьма.

Один ум - хорошо, а два -……лучше.

Каждый купец свой товар ….хвалит.

2 тур «Газетные заголовки»

Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

Готовь лыжи летом. Готовь сани летом, а телегу зимой.

А Васька продолжает есть. А Васька слушает да ест.

Проводили по одежке. Встречают по одежке, а провожают по уму.

Посадка в чужие сани уже объявлена. Не садись не в свои сани.

3 тур «Узнай пословицу»

Узнайте пословицу по двум предметам. (Детям предлагаются две картинки)

  1. Яблоко и яблоня

  2. Яблоко от яблони недалеко падает.

2.Топор и перо.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

3.Муха и слон.

Не делай из мухи слона.

4.Каша и масло

Кашу маслом не испортишь.

Пословицы похожи на мудрые высказывания знаменитых людей. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате жизненных обстоятельств. Всякая пословица содержит поучение.

Поговорка - меткое образное выражение, которое в отличие от пословиц, лишено обобщающего поучительного смысла.

4 тур «Шифровка»

Найдите «ключ» и расшифруйте поговорки.

Еледен ан цинтяп ьмес. Семь пятниц на неделе.

Пос

лед

ожд

ичк

авч

етв

ерг. После дождичка в четверг.

5 тур «Будь внимателен!»

Отличите пословицу от поговорки.

Если я произнесу поговорку, то есть неполное суждение, - поставьте руку на парту. Если произнесу пословицу, то есть полное суждение, поучение - поднимите руку выше головы.

Береги платье снову, а честь смолоду. Пословица

Одного поля ягоды. Поговорка

Голодный, как волк. Поговорка

Друг познается в беде. Пословица

Жизнь дана на добрые дела. Пословица

6 тур «Угадай слово»

В этих пословицах не хватает последнего слова. Попробуйте догадаться по смыслу, каким может быть это слово.

Хороша веревка длинная, а речь……короткая.

Где тонко, там и …рвется.

Сам кашу заварил, сам и …расхлёбывай.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Худой мир лучше доброй…. ссоры.



Угадай слово
Лучше хорошо поступать, чем хорошо….говорить.

7 тур «Мы - артисты»

Предлагаю изобразить пословицы и поговорки с помощью жестов и мимики. Я раздам карточки, одна команда изображает пословицы или поговорки, записанные в них, другая - угадывает.


Название

пословицы или поговорки

Количество человек,

необходимых для участия в постановке

Заблудиться в трех соснах.

4

Семеро одного не ждут.

8

Лежачего не бьют.

6


8 тур «Найдите "лишнюю" пословицу»

Среди групп пословиц найдите «лишнюю».

1.Пчела мала, да и та работает.

От скуки бери дело в руки.

И Москва не сразу строилась.

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

Утопающий хватается за соломинку.

2.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Зелен виноград не сладок, а млад ум не крепок.

Как аукнется, так и откликнется.

За ученого трех неученых дают.

Наше занятие подошло к концу. Молодцы! Желаю дальнейших успехов!
2 Путешествие в страну Грамматики.
Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы.

Ведущая 1. Дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем неделю начальных классов. Много было интересного на этой неделе. Вы были очень активны и во всем помогали своим учителям. Ребята узнали много нового. Но праздник продолжается! И сегодня мы отправляемся в далекий путь – царство Королевы Грамматики. Мы благодарим ее за все те знания, что вы приобрели. Путь будет долгим и интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания!

- Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас! Давайте споём песенку друзей Грамматики.

Песня.

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

И много интересного

Узнаем вновь, друзья.

А солнце ярко светит,

И радостно всем нам.

Мы станем чуть умнее,

Все беды пополам.

Припев:

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Все слова исправим, друг!

Точки, запятые, знаки дорогие,


Орфограммы, сочетания –

- Где вы, интересные задания?
Станция «Алфавит».
Ведущая. Ребята, вы прибыли на станцию «Алфавит».

Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке,

Каждый знает свое место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво

По порядку, посмотри!

Ну, а ты теперь сумеешь.
1 класс. Записать алфавит на листочке.
2 класс. Выбрать правильную букву.

ГОРО(Д,Т) ЛАНДЫ(Ш,Ж) ПОЕ (Д,Т) ДОРО(Ж, Ш)КА ДУ(Б, П) СКА(З, С)КА
3 класс. Расположи сказочных героев в алфавитном порядке.

Мальвина, Буратино, Чипполино, гномы, Незнайка, Колобок, Дюймовочка, Емеля, Хоттабыч, Кощей.

4 класс. « Поиграем в ШИФРОВАЛЬЩИКОВ»
- Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.
- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ, ФЁД ГЯГ, ФЁД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫК.
(Ответ: «Жил – был у бабушки серенький козлик». Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква Р заменяется на Л, М – на Н, и наоборот; буква Й остается неизменной; гласные А, О, У заменяются на Я, Ю,Е и наоборот.)


Ведущая 1: Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их. А то они такие хитрые! Так и хотят вас запутать.

(Звучит песенка, дети поют)

Станция «Почтовая»
Ведущая 2. Ребята, вы справились с заданиями, но наше путешествие продолжается. Вы прибыли на станцию «Почтовая».

- Ребята, как вы думаете, почему эта станция называется «Почтовая»? (Ответы детей)
- На этой станции всегда много писем и почтовых отправлений. Люди живут в разных городах, скучают и не всегда могут встретиться друг с другом. И вы можете написать письма своим родным и близким. Но для этого нужно научиться писать красиво и грамотно.
-А еще здесь живут буквы – озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами!
Ты лети, письмо, скорей

От моих больших друзей.

Буквы учимся писать,

Чтоб друзей не забывать.
- И вот для 1 класса пришло письмо от озорных букв.
Отгадайте буквы:

Эта буква широка

И похожа на жука. (……..)
На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3. (……)
Вот два столба наискосок

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква. (…..)
Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними - поясок,

Натянутый наискосок. (….)
В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла,

Укатиться бы могла. (…)
А для ребят 2 класса от озорных букв задание посложнее.